рассмотрев (вх. N 6343/24) МБУК "Пермская дирекция по организации городских культурно-массовых мероприятий" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Стряпунине А.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по содержанию и обслуживанию комнаты матери и ребенка, лекционного павильона на территории набережной реки Кама (изв. N 0356600005723000002),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356600005723000002 Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по содержанию и обслуживанию комнаты матери и ребенка, лекционного павильона на территории набережной реки Кама. Начальная (максимальная) цена контракта - 773 539,95 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 26.04.2024 исх.N 4421/24) рассмотрение обращения было назначено на 02.05.2024 в 16:00 ч. Уведомлением Пермского УФАС России (от 03.05.2024 г. исх.N 4665/24) заседание Комиссии было перенесено на 06.05.2024 г. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17:00 06.05.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
17.02.2023 г. между Заказчиком и ИП Стряпуниным А.А. (далее - Исполнитель, индивидуальный предприниматель) заключен контракт на оказание услуг по содержанию и обслуживанию комнаты матери и ребенка, лекционного павильона на территории набережной реки Кама (далее - Контракт). Цена контракта - 608 888,50 руб.
В связи с нарушением Исполнителем условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 09.04.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 7 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что в соответствии с условиями Контракта, услуги оказываются по заявкам, срок оказания услуг - с даты заключения Контракта по 25.12.2023 г. Фактически, по состоянию на 25.12.2023 г. Исполнителем по заявкам Заказчика были оказаны услуги на сумму 566 442,90 руб. Оказанные Исполнителем услуги были оплачены Заказчиком в полном объеме. По истечении срока оказания услуг, Заказчиком неоднократно посредством сети Интернет на личный e-mail направлялось Исполнителю соглашение о расторжении Контракта по обоюдному соглашению сторон, по фактически оказанным услугам. Исполнитель от подписания соглашения о расторжении Контракта по обоюдному соглашению сторон, по фактически оказанным услугам отказался без объяснения причин. В связи с необходимостью завершения контракта в Единой информационной системе и Региональной информационной системе 29.02.2024 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо с разъяснением сложившейся ситуации, в которой Заказчик вынужден принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.04.2024 г. на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 09.04.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3590309174523000016 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 09.04.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 22.04.2024 г. Информация об ИП Стряпунине А.А. была направлена в адрес Пермского УФАС России 24.04.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Исполнителя указал, что основания для включения Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков попросту отсутствуют, так как обязательства, предусмотренные Контрактом были исполнены в полном объеме, что подтверждается документами о приемке с февраля по декабрь 2023 г. В соответствии с условиями Контракта, услуги оказываются с даты заключения Контракта и по 25.12.2023 г., соответственно услуги оказывались с 18.02.2023 по 25.12.2023 г. В указанный период обязательства по содержанию и обслуживанию комнаты матери и ребенка, лекционного павильона на территории набережной реки Кама выполнялись Исполнителем в соответствии с заявками Заказчика, а факт оказания услуг надлежащего качества подтверждался ежемесячными заключениями экспертизы. Вместе с тем срок действия Контракта предусмотрен п. 9.2. и установлен по 31.01.2024 года. Однако, 27.02.2024 года (после истечения практически на месяц срока действия Контракта) Заказчик на электронную почту Исполнителя направил соглашение о расторжении Контракта, которое не было подписано Исполнителем. Как указывает Исполнитель в письменных пояснениях, не подписание соглашения о расторжении Контракта было связано со следующими обстоятельствами:
- во-первых, предполагалось заключение соглашения о расторжении Контракта после истечения срока действия Контракта. Соответственно на дату направления соглашения о расторжении Контракта действия Контракта прекращены, обязательства сторон полностью исполнены и ни о каком соглашении о расторжении Контракта не может идти и речи.
- во-вторых, в ином случае подразумевается заключить соглашение о расторжении Контракта задним числом, т.е. до даты истечения срока действия Контракта.
- в-третьих, с учетом того, что Исполнителем, были исполнены все обязательства по Контракту и срок действия Контракта истек, у Исполнителя отсутствуют какие-либо обязательства перед Заказчиком, более того отсутствует обязательство подписывать соглашение о расторжении истекшего Контракта.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, в соответствии с информацией, размещенной в реестровой записи контракта за период с 17.02.2023 по 31.01.2024 г. Исполнителем были оказаны услуги на общую сумму 566 442,90 руб. Указанная информация размещена в реестровой записи контракта, с приложением всех заявок, счетов на оплату и экспертиз оказанных услуг. Также в адрес Комиссии был представлен проект соглашения о расторжении контракта.
Исходя из указанного, Комиссия пришла к выводу, что ИП Стряпунин А.А., за период действия Контракта, от оказания услуг не отказывался, исполнил их в объемах, предусмотренные заявками Заказчика.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, сведения об ИП Стряпунине А.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Стряпунине А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 мая 2024 г. N РНП-59-162
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024