рассмотрев обращение (вх. N 6545/24) ГБУЗ ПК "КФМЦ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Пожарный гарнизон-Пермь" (далее - Общество, Исполнитель) в связи с односторонним отказом ООО "Пожарный гарнизон-Пермь" от исполнения контракта на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации (изв. N 0356500005323000183).,
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 706 663,96 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 07.05.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 08.05.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
05.10.2023 г. между Заказчиком и ООО "Пожарный гарнизон-Пермь" заключен контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации. Цена контракта - 1 285 665,36 руб.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, 15.04.2024 г., Исполнителем было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 12 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 3, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупка подрядчик (поставщик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное право Исполнителя также предусмотрено следующими положениями Контракта.
3.1. Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
14.7. Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В материалах одностороннего отказа Исполнителя указано следующее.
Исполнителем, в соответствии с условиями Контракта и на основании нормативных документов в частности ГОСТ Р 59639-2021 проведено первичное обследование систем АПС и СОУЭ, согласно Приложению N 1, являющемуся неотъемлемой частью данного Контракта, по результатам которого по каждому объекту составлены акты первичного обследования, которые подписаны ответственными лицами со сторонами данного Контракта.
В частности, на объекте защиты, расположенном по адресу Пермский край, г. Березники, ул. Ленина, дом 63а, лечебного отделения для взрослых N11, выявлены следующие нарушения:
- прокладка кабельной линии АПС (слаботочная), частично проходит параллельно с силовым кабелем 220 вольт, что запрещено нормативными документами (необходимо привести все кабельные линии АПС в нормативное состояние данное нарушение допущено либо при монтаже слаботочной системы, либо при монтаже силовых кабелей 220 вольт).
- расстояние от стены до ДИП в некоторых помещениях здания менее 10 сантиметров, (нарушение норм и свода правил).
По адресу Пермский край, г. Березники, ул. Ленина 63а, отделение легочного туберкулеза N 6 выявлены следующие нарушения:
- помещение щитовой не защищено от пожара (отсутствуют ДИП), необходимо внесение изменения в документации после чего привести все в соответствие пожарным нормам.
- не исправен резервный источник питания прибора АПС 12 х 7 А/Ч (необходимо приобрести источник питания 12х7а/ч).
- прокладка кабельной линии АПС (слаботочная), частично проходит параллельно с силовым кабелем 220 вольт, что запрещено нормативными документами (необходимо привести все кабельные линии АПС в нормативное состояние данное нарушение допущено либо при монтаже слаботочной системы, либо при монтаже силовых кабелей 220 вольт).
По адресу Пермский край, г. Березники, ул. Азотчиков, 9, отделение легочного туберкулеза для детей N 12, выявлены следующие нарушения:
- прокладка кабельной линии АПС (слаботочная), частично проходит параллельно с силовым кабелем 220 вольт, что запрещено нормативными документами (необходимо привести все кабельные линии АПС в нормативное состояние данное нарушение допущено либо при монтаже слаботочной системы, либо при монтаже силовых кабелей 220 вольт).
- расстояние от светильников до ДИПов в некоторых помещениях здания менее 50 сантиметров, (нарушение норм и свода правил, не обходим перенос светильников, либо ДИПов с внесением изменений в проектную документацию).
- на первом этаже (коридор, палаты вспомогательные помещения) необходима замена кабеля 1х2Я0.5 45 метров (кабель постоянно выходят из строя в связи с истечением срака годности заложенным в продукцию заводом изготовителем, для этого необходимо внести в проект изменение так как кабель, примененный при проектировании, морально устарел и не выпускается заводом изготовителем).
- требуется замена.
По адресу Пермский край, г. Кунгур, выявлены следующие нарушения:
- находится в неисправном состоянии и требует замены источник бесперебойного питания ИВПР 12/5.
По адресу Пермский край, г. Соликамск, ул. 20 лет Победы, выявлены следующие нарушения:
- АПС на 3-4 этажах в неисправном состоянии из-за неработающего приемного прибора (требуется замена прибора "Сигнал-20п".
- требуется замена 6 акб12/7 в системе АПС и в приборе "Стрелец".
- прокладка кабельной линии АПС (слаботочная), частично проходит параллельно с силовым кабелем 220 вольт, что запрещено нормативными документами (необходимо привести все кабельные линии АПС в нормативное состояние данное нарушение допущено либо при монтаже слаботочной системы, либо при монтаже силовых кабелей 220 вольт).
- расстояние от светильников до ДИПов в некоторых помещениях здания менее 50 сантиметров, (нарушение норм и свода правил, не обходим перенос светильников, либо ДИПов).
По адресу Пермский край, г. Пермь, ул. Шоссе Космонавтов 160, здание хозяйственного и патологоанатомического корпусов выявлены следующие нарушения:
- прокладка кабельной линии АПС (слаботочная), частично проходит параллельно с силовым кабелем 220 вольт, что запрещено нормативными документами (необходимо привести все кабельные линии АПС в нормативное состояние данное нарушение допущено либо при монтаже слаботочной системы, либо при монтаже силовых кабелей 220 вольт).
- расстояние от светильников до ДИПов в некоторых помещениях здания менее 50 сантиметров, (нарушение норм и свода правил, не обходим перенос светильников, либо ДИПов с внесением изменений в проектную документацию).
- система СОУЭ в неработоспособном состоянии (требует замены приборов, кабель постоянно выходят из строя в связи с истечением срака годности заложенным в продукцию заводом изготовителем, для этого необходимо внести в проект изменение, так как кабель, примененный при проектировании, морально устарел и не выпускается заводом изготовителем).
По адресу Пермский край, г. Пермь, ул. Шоссе Космонавтов 160, 4-х эт. Лит.ж. ж1, ж2. детский корпус, выявлены следующие нарушения:
- прокладка кабельной линии АПС (слаботочная), частично проходит параллельно с силовым кабелем 220 вольт, что запрещено нормативными документами (необходимо привести все кабельные линии АПС в нормативное состояние данное нарушение допущено либо при монтаже слаботочной системы, либо при монтаже силовых кабелей 220 вольт).
- расстояние от светильников до ДИПов в некоторых помещениях здания менее 50 сантиметров, (нарушение норм и свода правил, не обходим перенос светильников, либо ДИПов. с внесением изменений в проектную документацию).
- система СОУЭ в неработоспособном состоянии (требует замены приборов, кабель постоянно выходят из строя в связи с истечением срака годности заложенным в продукцию заводом изготовителем, для этого необходимо внести в проект изменение, так как кабель, примененный при проектировании, морально устарел и не выпускается заводом изготовителем с внесением изменений в проектную документацию).
По адресу Пермский край, г. Краснокамск, ул. Мира 7а, выявлены следующие нарушения:
- прокладка кабельной линии АПС (слаботочная), частично проходит параллельно с силовым кабелем 220 вольт, что запрещено нормативными документами (необходимо привести все кабельные линии АПС в нормативное состояние данное нарушение допущено либо при монтаже слаботочной системы, либо при монтаже силовых кабелей 220 вольт).
- расстояние от светильников до ДИПов в некоторых помещениях здания менее 50 сантиметров,
(нарушение норм и свода правил, не обходим перенос светильников, либо ДИПов. с внесением изменений в проектную документацию).
- Несколько помещений первого этажа не оборудованы пожарной сигнализацией.
- Кабель, примененный при проектировании, морально устарел (выполнен из горючих материалов) и не выпускается заводом изготовителем постоянно выходит из строя (необходима замены кабельной линии с внесением изменений в проектную документацию).
- проходы кабельной линии между стенами выполнен без гильз.
27.03.2024 г., по результатам квартального технического обслуживания Исполнителем повторно направлено уведомление Заказчику о наличии неисправностях, выявленных при первичном обследовании на объектах с просьбой предоставить пояснения и подтверждающие документы о запланированном исправлении всех нарушений и приведении систем АПС и СОУЭ в нормативное состояние пригодное для дальнейшего оказания услуг по техническому обслуживанию.
Вместе с тем, ответ от Заказчика не поступил.
12.04.2024 г. Исполнителем направлено, а Заказчиком получено Уведомление о приостановке исполнения обязательств по Контракту с предостережением о том, что в случае не предоставления Заказчиком достоверной информации, подтверждающей устранение обстоятельств, препятствующих оказанию услуг по договору в течении 3 дней, с момента получения настоящего Уведомления, Исполнитель будет вынужден отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке.
Вместе с тем, в установленный срок ответ от Заказчика не поступил.
В силу ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 15.04.2024 г.
Согласно ч. 21 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 26.04.2024 г.
Информация об ООО "Пожарный гарнизон-Пермь" была направлена в адрес Пермского УФАС России 27.04.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
Заказчик в предоставленных пояснениях сообщил, что ООО "Пожарный Гарнизон-Пермь" не провёл комплексные испытания на работоспособность СПС и СОУЭ. Не предоставил акты первичного обследования СПС и СОУЭ. Не обучил дежурный персонал ГБУЗ ПК "КФМЦ" правилам эксплуатации СПС и СОУЭ, не предоставил специальную эксплуатационную инструкцию на СПС и СОУЭ (п: 6.2.3; 6.2.4) ГОСТ Р 59638-2021: "Системы пожарной сигнализации. Руководство по Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность". Информация о неисправном техническом состоянии СПС и СОУЭ была предоставлена 12.04.2024 в письме Исполнителя, хотя в течении 6 месяцев со дня заключения контракта он об этом умалчивал, никаких писем и уведомлений в адрес Заказчика не поступало.
Однако, согласно устным пояснениям Заказчика, ООО "Пожарный гарнизон-Пермь" до весны 2024 года занималось оказанием услуг и система пожарной сигнализации, техническое обслуживание которой требовалось в соответствии с положениями Контракта, находится в рабочем состоянии.
Кроме того, согласно информации, размещенной в ЕИС, Общество оказало услуги на сумму 217 005,68 руб., при цене Контракта в 1 285 665,36 руб.
Также стоит обратить внимание на то, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Общество исполнило 243 государственных и муниципальных контракта.
На основании анализа материалов одностороннего отказа Исполнителя, положений Контракта, пояснений Заказчика, а также информации, размещенной в ЕИС, Комиссия делает вывод о том, что действия Общества были направлены на исполнение положений Контракта, вместе с тем, ввиду неразрешенных проблем при взаимодействии с Заказчиком, Общество не имело возможность далее исполнять положения Контракта.
Также Комиссия сообщает, что поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Пожарный гарнизон-Пермь" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Пожарный гарнизон-Пермь" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 мая 2024 г. N РНП-59-170
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024