рассмотрев (вх.N 6511/24) МКУ "Эксплуатация имущества" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Бурылове А.К. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по организации перевозок пассажиров (изв.N 0356500001424000071),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001424000071 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по организации перевозок пассажиров. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 924 313,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 27.04.2024 исх.N 4538/24) рассмотрение обращения было назначено на 03.05.2024 в 16:30 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 08.05.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
12.02.2024 г. между Заказчиком и ИП Бурыловым А.К. (далее - Исполнитель, индивидуальный предприниматель) заключен контракт на оказание услуг по организации перевозок пассажиров (далее - Контракт). Цена контракта - 3 845 826,72 руб.
В связи с нарушением Исполнителем условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 09.04.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 7 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что согласно приложению N3 к Контракту срок начала оказания Услуг начинается с 01.04.2024 г. В соответствии с Техническим заданием Исполнитель был обязан ежедневно по рабочим дням подавать по месту нахождения Заказчика легковые транспортные средства в количестве 4 единиц марки LadaVesta или Москвич 6 в кузове седан не старше 2 лет на момент оказания Услуг и иными характеристиками, указанными в Приложении 2 к Техническому заданию. В период с 01.04.2024 г. по 02.04.2024 г. включительно услуга Исполнителем фактически не оказывалась (автомобили не прибыли по местонахождению заказчика), что является грубым нарушением условий Контракта. В связи с чем, 02.04.2024 г. Заказчиком в адрес Исполнителя (на электронную почту, указанную в Контракте), направлена Претензия N86. В ответ на указанную претензию Исполнителем в адрес Заказчика было направлено информационное письмо N3 от 02.04.2024 г. о предоставлении Заказчику для оказания услуги автомобилей с улучшенными характеристиками в количестве 4 штук на период технического обслуживания основных автомобилей. Как отметил представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии по условиям контракта техническое обслуживание транспортного средства не является основанием для замены транспортного средства. 03.04.2024 Исполнителем для оказания услуги фактически было предоставлено только 2 транспортных средства из 4-х предусмотренных Контрактом. 03.04.2024 г. Заказчиком в адрес Исполнителя была направлена Претензия N87. В период с 03.04.2024 г. по 09.04.2024 г. услуга оказывалась не в полном объеме, фактически предоставлялось лишь 2 транспортных средства из 4 предусмотренных Контрактом, данное обстоятельство препятствовало исполнению служебных обязанностей сотрудниками муниципалитета.
Также, как указано в решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Исполнитель не предоставил информацию, запрошенную Заказчиком согласно претензии N87 в срок до 04.04.2024 с целью осуществления контроля качества предоставления цслуг на основании ч. 4 Контракта и требований Технического задания к Контракту, а именно:
- перечень транспортных средств, используемых Исполнителем для оказания Услуг, с указанием следующих характеристик в соответствии с паспортом транспортного средства: Марка, модель, государственный регистрационный знак, год выпуска, цвет, реквизиты паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации транспортного средства;
- перечень водителей с указанием: фамилии, имени, отчества и реквизитов водительского удостоверения (серия, номер, дата выдачи, категории) с указанием закрепленного транспортного средства;
- информацию о должностном лице ответственном за обеспечение безопасности дорожного движения в том числе уполномоченном на проведение предрейсового технического осмотра, с приложением документов, подтверждающих соответствие Исполнителя требованиям Минтранса России от 31.07.2020 года N282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом п. 2 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"";
- документы, подтверждающие исполнение требований приказа Минздрава России от 30.05.2023 г. N266н "Об утверждении Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований";
- образец путевого листа, оформленного в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 11.09.2020 г. N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", заверенный надлежащим образом;
- в случае оказания Услуг силами Соисполнителя, а также привлечения Соисполнителя для исполнения отдельных требований условий Контракта и Технического задания к Контракту, предоставить копии документов, подтверждающих полномочия Соисполнителя (Соисполнителей), а также документы, подтверждающие соответствие Соисполнителя (Соисполнителей) требованиям п. 3 и п. 4 Претензии N 87, заверенные надлежащим образом.
Поскольку на 09.04.2024 г. услуги Исполнителем в полном объеме не оказаны, а также не представлены документы
09.04.2024 г. на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 09.04.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3592102873924000013 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 09.04.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 22.04.2024 г.
Вместе с тем, информация об ИП Бурылове А.К. была направлена в адрес Пермского УФАС России лишь 26.04.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
Следовательно, Заказчиком допущено нарушение требований ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, ИП Бурылов А.К. указал, что в первый день исполнения Контракта Исполнителем были предоставлены все машины по Техническому заданию (эквивалент). В итоге все машины простояли по 8 часов и ими никто не пользовался, Заказчик сообщил, что этот день оплачиваться не будет, так как была комиссия. По факту Исполнитель начал оказание услуг с 02.04.2024 г. На машинах, которые были предоставлены, поездки осуществлялись в труднодоступные места, в связи с чем водители отказывались работать. Для проезда по труднодоступным участкам дороги необходимы внедорожники. Оказание услуг на машинах, которые были указаны в Техническом задании, не представлялось возможным, найти машины с большей проходимостью не удалось найти в г. Чусовой и ближайших городах. Машины, которые были в резерве, не подходили по Техническому заданию или отказывались работать.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, в адрес Комиссии Исполнителем была представлена копия договора об оказании услуг по предрейсовому и послерейсовому медицинским осмотрам N 14 от 01.04.2024 г., заключенного между ООО "Медсервис" и Исполнителем, а также фотоизображения транспортных средств со следами загрязнений.
Относительно представленных в адрес Комиссии фотоизображений транспортных средств со следами загрязнений, Комиссия отмечает, что относится к данным фотоизображениям критически, поскольку из них не возможно определить сделаны ли они в момент оказания Исполнителем услуги по Контракту (проезд по труднодоступной местности), кроме того установить, что транспортное средство, изображенное на фотоизображение, используется для оказания услуг по Контракту невозможно.
Также Комиссией проанализированы претензии Заказчика, направленные в адрес Исполнителя, согласно которым услуги были оказаны путем предоставления 2 транспортных средств из 4-х, предусмотренных условиями Контракта.
Исходя из указанного, Комиссия пришла к выводу, что Исполнитель не смог обеспечить надлежащее исполнение Контракта, согласно его условиям. Вместе с тем, допущенные Исполнителем нарушения допущены в начале исполнения Контракта. В связи с чем Комиссия полагает, что Исполнитель имел возможность устранить их в случае продолжения действия Контракта.
Кроме того, Комиссией принят во внимание тот факт, что согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, за период с 2015 по 2024 г. Исполнителем было исполнено 78 контрактов/договоров.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Бурылове А.К. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Бурылове А.К. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
3. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 мая 2024 г. N РНП-59-169
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024