Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 6619/24) ГБУЗ ПК "Клиническая медико-санитарная часть N 1" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений ООО "Содействие" (далее также - Общество, Поставщик) в связи с односторонним отказом от поставки мягкого инвентаря (пододеяльники) (N изв. 0356300042221000309).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на право заключения гражданско-правового договора на поставку мягкого инвентаря (пододеяльники). Начальная (максимальная) цена контракта 496 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
10.12.2021 г. между Заказчиком и Обществом заключен контракт 0356300042221000309 на право заключения гражданско-правового договора на поставку мягкого инвентаря (пододеяльники) (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 17.04.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить мягкий инвентарь (пододеяльники) (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, ассортимент и требования к поставляемому товару определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала поставки товара: С даты заключения Контракта
1.4. Срок окончания поставки товара: 31.10.2023 г.
1.5. Место поставки (доставки) товаров: 614077, Пермский край, г. Пермь, улица Бульвар Гагарина, дом 68 (склад).
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта.
7.2. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном частями 9-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в
следующих случаях:
7.4.1. если в ходе исполнения Контракта информация о Поставщике, в том числе информация о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
7.4.2. не поставки Товара в полном объеме или его части в сроки, предусмотренные договором более чем на 5 (пять) дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
7.4.3. поставки Товара с дефектами, которые не могут быть устранены в установленный 7 настоящим договором срок;
7.4.4. не выполнения требования Заказчика о замене недоброкачественных Товаров или о доукомплектовании Товаров в установленный срок;
7.4.5. в случае установления недействительности банковской гарантии.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, датой надлежащего уведомления подрядчика является 17.04.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 02.05.2024 г.
Информация об ООО "Содействие" направлена в адрес Пермского УФАС России 02.05.2024 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, ГБУЗ ПК "Клиническая медико-санитарная часть N 1" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
Поставщику были направлены заявки на поставку товара на сумму 26 172,85 рублей и на сумму 190 348 рублей. Товар был поставлен в полном объеме.
10.12.2021 года Поставщику была направлена заявка на поставку товара на общую сумму 164 175,15 рублей. Товар не был поставлен до настоящего времени.
В соответствии с п. 4.4.2. Контракта, Поставщик обязан поставить товар (партию товара), соответствующий требованиям Контракта и приложениями к нему, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
На сегодняшний день Поставщик по указанной выше заявке товар предусмотренный положениями Контракта не поставил.
В письменных пояснениях Заказчик также ссылается на то, что 28.08.2023 была направлена заявка на поставку товара.
Однако, требуемый товар Общество по указанной заявке не поставило.
Кроме того, Заказчик сообщает, что по факту неисполнения вышеупомянутой заявки, в адрес Общества была направлена претензия от 03.04.2024.
Вместе с тем, Заказчик отмечает, что ответ на данную претензию от Общества не поступил.
Поставщик относительно доводов Заказчика, указанных в материалах одностороннего отказа, в предоставленных пояснениях сообщил следующее.
Согласно поступившим заявкам от Заказчика, весь товар был поставлен в полном объёме.
07.02.2023 года от Заказчика поступило письмо с просьбой о расторжении заключенного Контракта.
27.02.2023 года письмо с просьбой о расторжении заключенного Контракта было направлено Заказчиком повторно.
Также ООО "Содействие" заявляет, что вышеуказанные дополнительные соглашения были подписаны и отправлены заказчику.
По состоянию на 06.05.2024 года заявок на поставку товара от Заказчика не поступало.
Общество также отмечает, что Заказчик никак не пытался связаться с ООО "Содействие".
ООО "Содействие" сообщает, что не испытывало проблем с поставкой товара, нареканий по качеству от Заказчика также не поступало.
Также Общество заявляет, что не получало в свой адрес заявку на поставку товара от 28.08.2023 и претензию о не поставке товара от 03.04.2024.
Вместе с тем, Обществом в адрес Комиссии не представлено подписанное обеими сторонами данного Контракта соглашение о расторжении Контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что Заказчик не отрицает факт поставки требуемого товара в полном объёме в соответствии с направленными заявками на сумму 26 172,85 руб. и 190 348 руб.
Также Комиссия принимает во внимание, что Заказчик в 2023 году не нуждался в поставке требуемого товара, о чем сам заявляет, направляя 27.02.2023 года письмо с просьбой о расторжении заключенного Контракта ввиду отсутствия необходимости поставки товара.
Комиссия обращает внимание на то, что в материалах одностороннего отказа от исполнения Контракта не фигурирует заявка от 28.08.2023, так же, как и претензия от 03.04.2024, направленная согласно пояснениям Заказчика в адрес Общества.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Содействие" исполнило 224 государственных контракта.
Комиссия, проанализировав материалы одностороннего отказа, предоставленную переписку, а также информацию, размещенную в ЕИС делает вывод о том, что большая часть Контракта была исполнена Обществом, что не оспаривается Заказчиком, а также действия Общества не были направлены на неисполнение положений данного Контракта.
Установленные Комиссией обстоятельства свидетельствуют о намерении Поставщика исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщика не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ООО "Содействие" направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения ООО "Содействие" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Содействие" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 мая 2024 г. N РНП-59-175
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024