рассмотрев обращение (вх.N 6752/24) ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии имени С.Г. Суханова" Министерства здравоохранения РФ (г. Пермь) (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Остроброде И. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку медицинских расходных материалов (изв.N 0356100029524000050),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200031323000248 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку медицинских расходных материалов. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 510 000,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 07.05.2024 N 4714/24) рассмотрение обращения было назначено на 13.05.2024 в 15:30 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 14.05.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
21.03.2024 г. между Заказчиком и ИП Остробродом И. (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку медицинских расходных материалов (далее - Контракт). Цена контракта - 8 416 350,00 руб.
В связи с нарушением Поставщиком условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 17.04.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 12 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 12 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что в соответствии с условиями контракта поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, партиями в объеме и ассортименте по заявке заказчика в течение 5 рабочих дней с момента передачи заявки в рабочие дни с 08:00 до 16:00 (местного времени Заказчика). Заказчик самостоятельно определяет объем выбора товара по заявке. Заявки Заказчиком были направлены на адрес электронной почты 21.03.2024 года и повторная 02.04.2024 года. В ответ на повторную заявку, Поставщик направил письмо с уверением о желании исполнить контракт, однако указал, что производителем по неустановленным причинам введен временный запрет на продажу группы катетеров, в том числе необходимого заказчику "Катетера электрофизиологического управляемого EasyFinder, для диагностики (EasyFinder Steerable Curve Diagnostic Catheter), типоразмеры: EPJ6DH282". Заказчиком был сформирован запрос уполномоченному представителю компании MicroPort Electrophysiology в России. В ответ уполномоченный представитель MicroPort Electrophysiology в России указал, что "Катетер электрофизиологический управляемый EasyFinder, для диагностики (EasyFinder Steerable Curve Diagnostic Catheter), типоразмеры: EPJ6DH282" доступен к заказу и поставке без каких-либо ограничений.
Как отмечает Заказчик в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик остро нуждается в медицинских расходных материалах, предусмотренных Контрактом, операции с указанными катетерами приостановлены. Заказчик не осуществляет уставную деятельность и не выполняет государственное задание, вследствие отсутствия поставок товара по Контракту.
09.04.2024 г. Заказчиком было направлено письмо в адрес Поставщика N 02-01.05/237 с информацией о наличии товара на рынке, и просьбой поставить товар. Заказчиком был трижды заказан товар, крайним сроком поставки от третьей заявки является 16.04.2024 г. На 17.04.2024 г. поставок товара по Контракту не осуществлялось. Ответа на письмо Заказчика от 09.04.2024 г. N 02-01.05/237 не поступило. Подтверждений отсутствия товара на рынке и приостановки продажи медицинских расходных материалов производителем Поставщик не предоставил. Связаться с поставщиком по телефону не представилось возможным.
Поскольку на 17.04.2024 г. поставка товара в объемах, предусмотренных Контрактом, не осуществлена, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 17.07.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 1590229378824000081 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 17.04.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 02.05.2024 г. Информация об ИП Остроброде И. была направлена в адрес Пермского УФАС России 03.05.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Поставщика указал, что для участия в электронном аукционе подал заявку, указав в ней конкретное предлагаемое медицинское изделие с указанием торгового наименования: Катетер электрофизиологический управляемый EasyFinder, для диагностики (EasyFinder Steerable Curve Diagnostic Catheter), типоразмеры: EPJ6DH282, КНР "Шанхай МикроПорт ЕП МедТек Ко., Лтд.". Цена предложения составила 8 416 350 руб. Иное медицинское изделие не является совместимым с системой электрофизиологической навигационной "Columbus 3D" (производство Shanghai MicroPort ЕР MedTech Со., Ltd, China.), то есть фактически отсутствуют аналоги или эквивалентный товар. 21.03.2024 г. от Заказчика поступила заявка на поставку товара (повторно заявка была направлена 02.04.2024 г.). Поставщик ответным письмом от 02.04.2024 г. подтвердил, что заявка принята к исполнению, и в настоящее время обеспечивается процесс наличия товара в необходимом для поставки объеме. Кроме того, этим же письмом Поставщик поставил Заказчика в известность, что столкнулся с обстоятельствами, препятствующими нормальному исполнению Контракта, которые стремится преодолеть. Обстоятельства, препятствующие нормальному исполнению Контракта, возникшие после его заключения. После подачи заявки на участие в закупке и подведения итогов аукциона (07.03.2024 г.), где Поставщик был признан победителем, Поставщиком были получены письма дистрибьюторов (Турция и Грузия) об отказе в поставке изделий. Со слов поставщиков, по неустановленным причинам производителем Shanghai MicroPort ЕР MedTech Со, Ltd. введен временный запрет на продажу определенной группы катетеров, в которую вошел катетер EasyFinder Steerable Curve Diagnostic Catheter EPJ6DH282. Поставщиком Был направлен запрос производителю, который так и остался без ответа. Попытки провести переговоры ни к чему не привели. Позже был получен отказ в поставке продукции от поставщика из Белоруссии. 09.04.2024 г. от Заказчика получено письмо, что у него имеется предложение и подтверждение от уполномоченного представителя MicroPort ЕР в России о поставке необходимых изделий. Обращение Поставщика к официальному и единственному дистрибьютору в России результатов не дало, на официальные запросы коммерческого предложения никто так и не ответил. При устном разговоре в поставке было отказано без объяснения причин. Ввиду того, что единственным уполномоченным представителем компании MicroPort Electrophysiology в России является ООО "Развитие Медицинских Технологий".
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В адрес Комиссии были представлены информационные письма "MKAmedikal" от 15.03.2024 г., ООО "Medicase" от 18.03.2024 г., ООО "ББК-Пром" от 05.04.2024 г., согласно которым поставка катетеров EasyFinder Steerable Curve - EPJ6DH282 в количестве 150 штук невозможна. Следовательно, на момент направления первой заявки на поставку товара Поставщик предпринимал попытки приобрести требуемый к поставке товар.
Указанные действия Поставщика, свидетельствуют о том, что от исполнения условий Контракта Поставщик не отказывался, был намерен поставить товар предусмотренный условиями такого Контракта.
В то же самое время, в материалы обращения Заказчиком не был представлен ответ представителя MicroPort Electrophysiology в РФ о том, что катетеры EasyFinder Steerable Curve - EPJ6DH282 доступны к поставке.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Остроброде И. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Остроброде И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 мая 2024 г. N РНП-59-178
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024