Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "БЭТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Верещагинская центральная районная больница" (далее - Заказчика) при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание компьютерного томографа SOMATOM go.Up, производства Siemens AG (изв. N 0356300003824000036),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 06.05.2024 г. в 11:00 ч. В ходе заседания Комиссией был объявлен перерыв до 14.05.2024 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300003824000036 Заказчиком проводился электронный аукциона на техническое обслуживание компьютерного томографа SOMATOM go.Up, производства Siemens AG.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.03.2024 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 760 500,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 03.05.2024 г.
Заявитель полагает, что требование Заказчика в п. 6 Технического задания об обязательном требовании "Наличия лицензионного соглашения" являются незаконными, поскольку с 11.04.2024 товарный знак производителя оборудования "SOMATOM" с регистрационным номером 04740/05752- 011/T3-230518 был исключен из Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что товарный знак SOMATOM go.UP зарегистрирован как международный торговый знак N 1340569, дата регистрации 10.01.2017 и охраняется на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанная регистрация является действующей, действует с 07.12.2017 г. При таких обстоятельствах требование Заказчика о законном использовании прав на результаты интеллектуальной деятельности, установленное в соответствии с правилами ст. 1229 Гражданского кодекса РФ, является правомерным.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является техническое обслуживание компьютерного томографа SOMATOM go.Up, производства Siemens AG. Описание оказываемых услуг указано в приложении к извещению "Техническое задание".
Так, в соответствии с п. 6 Технического задания услуги оказываются согласно перечню и объему работ, установленному в соответствии с технической документацией и "Руководством владельца системы SOMATOM go.Up". С соблюдением требований к качеству работ, квалификации персонала, наличию материалов, оснастки, измерительной техники, допуску к работам на рентгеновской части, лицензионному программному обеспечению, включая сервисное в соответствии с технической документацией и руководством пользователя на аппарат КТ Somatom go.Up. Наличие лицензионного соглашения на использование сервисного программного обеспечения.
В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Статья 334 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 289) устанавливает, что таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 334 ФЗ N 289 в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности включаются объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки (знаки обслуживания), наименования мест происхождения товара и географические указания, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, вынесено решение о включении их в таможенный реестр или предварительное решение о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр при условии соблюдения требования, установленного ч. 13 и 14 ст. 328 ФЗ N 289.
Приказом ФТС России от 28.01.2019 N 131 утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (зарегистрировано в Минюсте России 06.06.2019 N 54861).
Государственная услуга по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности оказывается ФТС России. Цель ведения реестра - обеспечение таможенными органами Российской Федерации защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
Включение или исключение в/из Таможенный реестр/Таможенного реестра товарного знака производится только в отношении соответствующих товаров импортного производства и не распространяется на сферу услуг, и имеет узконаправленное назначение - защита интеллектуальных прав при перемещении товара через границу.
Ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности не заменяет и не подменяет собой защиту товарного знака производителя оборудования на территории Российской Федерации, которая осуществляется в соответствии с Частью 4 Гражданского кодекса РФ и ст. 1229 Гражданского кодекса РФ.
Товарный знак SOMATOM go.UP зарегистрирован как международный торговый знак N 1340569, дата регистрации 10.01.2017 и охраняется на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанная регистрация является действующей, действует с 07.12.2017 г. При таких обстоятельствах требование Заказчика о законном использовании прав на результаты интеллектуальной деятельности, установленное в соответствии с правилами ст. 1229 ГК РФ, является правомерным.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "БЭТ" на действия ГБУЗ ПК "Верещагинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание компьютерного томографа SOMATOM go.Up, производства Siemens AG (изв. N 0356300003824000036) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024