Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 6751/24) ФГБУ "ФЦССХ им. С. Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Зильберге С.П. (далее - Предприниматель, Поставщик) в связи с односторонним отказом от поставки медицинских расходных материалов (N изв. 0356100029524000048).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку медицинских расходных материалов. Начальная (максимальная) цена контракта 37 600 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
21.03.2024 г. между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 48/2024-ЭА на поставку расходных медицинских материалов (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 17.04.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку расходных медицинских материалов (далее - Товар), наименования которых предусмотрены Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), в количестве, предусмотренном соответствующими заявками Заказчика, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта.
12.4. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, датой надлежащего уведомления Поставщика является 17.04.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 02.05.2024 г.
Информация об ИП Зильберге С.П. направлена в адрес Пермского УФАС России 03.05.2024 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, "ФЦССХ им. С. Г. Суханова" Минздрава России приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
Заявки заказчиком были направлены на адрес электронной почты 21.03.2024 года и повторная 02.04.2024 года. В ответ на повторную заявку, поставщик направил письмо, в котором сообщил о намерении исполнить положения контракта, однако, указал, что производителем введен временный запрет на продажу группы катетеров, в том числе необходимого заказчику "Катетера электрофизиологического орошаемого FireMagic 3D, для диагностики и абляции (FireMagic 3D Irrigated Ablation Catheter), типоразмеры: EPN8FTC".
09.04.2024 года Заказчиком направлено письмо в адрес Поставщика N 02-01.05/236 с информацией о наличии товара на рынке, и просьбой поставить товар. Заказчиком трижды заказан товар, крайним сроком поставки от третьей заявки является 16.04.2024 года.
Заказчик сообщает, что поставок товара по Контракту не осуществлялось. Ответа на письмо Заказчика от 09.04.2024 года N 02-01.05/236 не поступило.
Поставщик относительно доводов Заказчика, указанных в материалах одностороннего отказа, в предоставленных пояснениях сообщил следующее.
До подачи заявки Поставщик получил подтверждение о возможности поставки товара в необходимом объеме, в связи с чем рассчитывал выполнить Контракт, удовлетворив потребность Заказчика.
После подачи заявки на участие в закупке и подведения итогов аукциона, Поставщиком были получены письма дистрибьюторов (Турция и Грузия) об отказе в поставке изделий.
Поставщик сообщает, что производителем Shanghai MicroPort EP MedTech Co, Ltd. введен временный запрет на продажу определенной группы катетеров, в которую вошел катетер электрофизиологический орошаемый FireMagic 3D, для диагностики и абляции (FireMagic 3D Irrigated Ablation Catheter), типоразмеры: EPN8FTC.
Предприниматель также направлял запрос производителю, который был оставлен без ответа.
Позже Поставщиком был получен отказ в поставке продукции от поставщика из Белоруссии.
09.04.2024 г. от Заказчика получено письмо, что у него имеется предложение и подтверждение от уполномоченного представителя MicroPort EP в России о поставке необходимых изделий.
Обращение Поставщика к официальному и единственному дистрибьютору в России результатов не дало (направляли по электронной почте, Почтой России). На официальные запросы коммерческого предложения ответ не был получен.
В подтверждение своей позиции, Поставщик предоставил в адрес Комиссии письма поставщиков (дистрибьюторов) об отказе в поставке от 18.03.2024, от 15.03.2024 и от 05.04.2024, скриншоты переписки с поставщиками требуемого товара, а также переписку с Заказчиком.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Зильберг С.П. исполнил 2 государственных контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Установленные Комиссией обстоятельства свидетельствуют о намерении Поставщика исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Вместе с тем, исполнить положения Контракта не удалось ввиду объективных причин, повлиять на которые Поставщик был не в силах.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ИП Зильберга С.П. направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Зильберге С.П. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Зильберге С.П. в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 мая 2024 г. N РНП-59-179
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024