Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Гойгова М.Б., руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Китаевой И.С. главного государственного инспектора отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Ереминой В.В. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "Мост" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - МУНИЦИПАЛЬНЫМ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" "ГОРОДСКИЕ ДОРОГИ" при проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по контролю качества при выполнении работ по ремонту объекта "Ремонт участка автомобильной дороги в г.Чита ул. Бабушкина от ул. Каховская до ул. Богомягкова" (реестровый номер закупки 0891600001924000007), при участии посредством видеоконференцсвязи представителей заказчика: руководителя МКУ "Городские дороги" Паргачева С.В., Абрамовой О.Л. (доверенность от 19.03.2024 N95), представителя заявителя Коробова М.О. (доверенность от 03.05.2024),
УСТАНОВИЛА:
02.05.2024 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Мост" о нарушении требований Закона о контрактной, при проведении закупки N0891600001924000007.
Заявителем указано, что:
1. Заказчик установил, что опыт, связанный с предметом контракта - это осуществление контроля качества или строительного контроля за работами на автомобильных дорогах. Такой порядок противоречит требованиям пп.в) п.28 Положения об оценке заявок и п.4 ч.1 ст.32 ФЗ N44- ФЗ. 2.
Заказчиком установлено требование к предоставлению документа - разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, как подтверждающего оцениваемый опыт участника. Однако, указанный документ не является документом, подтверждающим наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта. Кроме того, в соответствии с Описанием объекта закупки/Техническим заданием, в предмет заключаемого контракта не входит получение разрешения на ввод в эксплуатацию или участие во вводе, подписание каких-либо документов при этом.
3. Заказчик фактически
установил
требование о наличии у Подрядчика на праве собственности лаборатории в г. Чита. Это требование незаконно, является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика (часть 2 статьи 748 Гражданского кодекса РФ), вводит потенциальных участников закупки в заблуждение относительно их праву выполнять работы по контракту, чем ограничивает конкуренцию. Заказчиком направлены письменные пояснения, в которых указано, что с доводами жалобы не согласны, жалобу считают необоснованной. В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее. 15.04.2024 муниципальным заказчиком - МУНИЦИПАЛЬНЫМ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" "ГОРОДСКИЕ ДОРОГИ" на официальном сайте ЕИС размещено извещение и прилагаемые к нему документы о проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по контролю качества при выполнении работ по ремонту объекта "Ремонт участка автомобильной дороги в г.Чита ул. Бабушкина от ул. Каховская до ул. Богомягкова" (реестровый номер закупки 0891600001924000007).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 096 282,40 рублей. На участие в аукционе поступило 3 заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения (протокол от 02.05.2024).
Победителем закупки признана заявка N116460710, с ценой 4 048 000 рублей. На момент рассмотрения жалобы муниципальный контракт не заключен. Рассмотрев представленные документы, комиссия Забайкальского УФАС России приходит к следующим выводам. Довод 1 признан Комиссией необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона; В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Постановлением Правительства РФ утверждено положение от 31 декабря 2021 г. N 2604 об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации (далее-Положение).
Согласно пункту 3 раздела I Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 24 раздела V Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 раздела V в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом ;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Как указал заказчик, наиболее связанным с предметом закупки опытом является опыт оказания услуг по контролю качества и / или строительному контролю. Так как, контроль качества планируется осуществлять именно при ремонте автомобильных дорог, то установление требования о том, что надлежащим для оценки опытом будет являться контроль качества и/или строительный контроль при ремонте, содержании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог является конкретизирующим перечень контрактов, которые будут приниматься в качестве опыта при рассмотрении заявок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что поскольку объектом закупки является оказание услуг по контролю качества при выполнении работ по ремонту объекта "Ремонт участка автомобильной дороги..", то заказчиком правомерно установлен детализирующий показатель оценки, наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта. Довод 2 признан Комиссией необоснованным ввиду следующего. Подпунктом "в" пункта 28 Положения N2604 установлено, что наличие у участника закупки опыта работы подтверждается, в том числе, исполненным договором. С учетом того, что перечень документов, установленный подпунктом "в" пункта 28 Положения, подтверждающий наличие у участника закупки опыта работы не является исчерпывающим, заказчик вправе установить требование о предоставлении участниками закупки помимо договоров и актов, предусмотренных абзацем третьим данного подпункта, дополнительных документов, подтверждающих исполнение указанных договоров. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме. Заказчиком, в приложении N4 к извещению (Порядок оценки заявок участников) установлено требование к документации по исполненным договорам по осуществлению контроля качества и/или строительного контроля при строительстве, реконструкции автомобильной дороги:
- исполненный договор;
- акт приемки объекта капитального строительства, а также акт приемки выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в данном случае требуется подтверждения исполнения договора в полном объеме. Кроме того, заявитель не предоставил доказательств доводов жалобы, которые бы позволили сделать вывод об установлении в извещении о закупке сведений, ограничивающих количество участников закупки. Комиссия отмечает, что на участие в закупке подано 3 заявки, запросы на разъяснение положений извещения отсутствуют. Довод 3 признан Комиссией необоснованным ввиду следующего. Работы по контракту подразумевают использование специализированной лаборатории. ГОСТ ISO/IЕС 17025-2019 Межгосударственный стандарт "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" устанавливает общие требования к компетентности, беспристрастности и стабильному функционированию лабораторий. Настоящий стандарт применим ко всем организациям, занимающимся лабораторной деятельностью, независимо от численности персонала. Заказчики лабораторий, регулирующие органы, организации и схемы, использующие паритетную оценку, органы по аккредитации, а также другие стороны применяют настоящий стандарт при подтверждении или признании компетентности лабораторий (раздел 1 ГОСТа). Раскрывается понимание лаборатории- Пункт 3 .
6. лаборатория (laboratory): Орган, который осуществляет один или несколько из следующих видов деятельности:
- испытания;
- калибровка;
- отбор образцов, связанный с последующими испытаниями или калибровкой. В контексте настоящего стандарта понятие "лабораторная деятельность" относится к трем вышеуказанным видам деятельности. Пункт 5.1 Лаборатория должна быть юридическим лицом или подразделением юридического лица, которое несет юридическую ответственность за ее деятельность. Пункт 5.3 Лаборатория должна определить и документировать область лабораторной деятельности, при осуществлении которой она соответствует настоящему стандарту. Область, в отношении которой лаборатория заявляет о соответствии настоящему стандарту, не должна включать лабораторную деятельность, осуществляемую на постоянной основе внешними поставщиками. Пункт 5.4 Лаборатория должна осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта, своих заказчиков, регулирующих органов и организаций, обеспечивающих признание. Лаборатория должна нести ответственность за деятельность, осуществляемую во всех местах ее постоянного размещения, вне мест ее постоянного размещения, на временных или передвижных площадях и на объектах заказчика. Пункт 6.1 Общие требования Лаборатория должна располагать персоналом, помещениями, оборудованием, системами и вспомогательными службами, необходимыми для управления лабораторной деятельностью и для ее осуществления. Пункт 6.4.1.Лаборатория должна иметь доступ к оборудованию (включая, но не ограничиваясь, средства измерения, программное обеспечение, эталоны, стандартные образцы, справочные данные, реактивы, расходные материалы или вспомогательные устройства), которое необходимо для надлежащего осуществления лабораторной деятельности и которое может повлиять на ее результаты. Пункт 6.4.2 В тех случаях, когда лаборатория использует оборудование, находящееся вне зоны ее постоянного управления, она должна обеспечить его соответствие требованиям настоящего стандарта На основании вышеизложенного следует, что лаборатория одновременно располагает персоналом, помещением, оборудованием, которое должно отвечать требованиям ГОСТ ISO/IЕС 17025-2019.
В соответствии с пунктом 6.4.2. если лаборатория использует свое оборудование вне зоны ее постоянного управления, то она так же должна принимать меры, что бы это оборудование отвечало требованиям указанного ГОСТа.
Таким образом, из приведенных выше положений следует, что лаборатория может работать только своим персоналом, в своем помещении и своим оборудованием. Указанный выше ГОСТ не подразумевает, что лаборатория может использовать полностью арендованное оборудование. Более того, именно на лабораторию возлагается осуществление мероприятий по поверке, установке, настройке, калибровке оборудования. Пунктом 7.4.2. контракта установлено, что объем испытаний, проводимых в собственной лаборатории, должен составлять не менее 70 % объема испытаний, установленных договором. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов, конструкций и изделий на данном объекте. Комиссия отмечает, что заявитель не обжалует условия контракта о том, что часть работ выполняется самим подрядчиком самостоятельно, а часть работ может быть выполнена привлекаемой лабораторией.
В соответствии с требованиями ГОСТ лаборатория должна располагать персоналом, помещениями, оборудованием (пункт 6.1.)" которые соответствуют требованиям указанного ГОСТа и должна быть юридическим лицом или подразделением юридического лица, которое несет юридическую ответственность за ее деятельность (пункт 5.1.).
Следовательно, требование о использовании подрядчиком собственной лаборатории, содержащееся в проекте контракта, представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда после проведения закупки, а не требование к участникам закупки.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения. Прочие доводы, указанные заявителем по жалобе оценены Комиссией, однако они не влияют на вышеуказанные выводы сделанные Комиссией при принятии решения. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Мост" признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.Б. Гойгов Члены комиссии: И.С. Китаева В.В. Еремина
2024-2269
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 8 мая 2024 г. N 075/06/105-280/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024