Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Гойгова М.Б. руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Китаевой И.С. главного государственного инспектора отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Оносовой О.С., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, рассмотрев поступившие 01.05.2024 жалобу ООО "Брокер групп", 02.05.2024 ИП Лебедева В.А. на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком - ФГБУ "Станцией агрохимической службы "Читинская" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту вентиляционной системы (реестровый N 0391100005924000006) , при участии представителей заказчика: директора - Рабданова Т.Ч. (Приказ от 20.08.2012 N 89б-кп), Ячменёвой Т.Н. (доверенность от 27.04.2024), в отсутствии представителя заявителя (уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения)
УСТАНОВИЛА:
01.05.2024, 02.05.2024 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Брокер групп", ИП Лебедева В.А. на нарушение требований Закона о контрактной системе при проведении закупки N 0391100005924000006 .
Заявители не согласны с условиями извещения о закупке ввиду следующего:
1) заказчиком неправомерно установлены показатели оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", " наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", что недопустимо при осуществлении закупки на капитальный ремонт объекта капитального строительства, а также неправомерно установлены требования о подтверждении опыта участника закупки сопоставимого предмета контракта исполненных за последние три года, необоснованно
установил
ограничение конкуренции по отношению к ее участникам. Заявитель ООО "Брокер групп" так же не согласен со следующими условиями извещения о закупке:
2) заказчиком установлены показатели оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", " наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", что недопустимо при осуществлении закупки на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
3) заказчиком установлены значимость критерия оценки "Цена контракта- 40,00%" ниже предусмотренного порогового значения, следовательно Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки. Представители заказчика в ходе проведения комиссии согласились с доводами жалобы. В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее. 15.04.2024 заказчиком на официальном сайте ЕИС размещены извещение и электронные документы о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту вентиляционной системы (реестровый N 0391100005924000006) .
Начальная (максимальная) цена контракта 2740967.85 рублей. На участие в закупке поступила 1 заявка, предложившая цену выполнения работ по контракту 2 550 000,00 рублей (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2024 NИЭОК1).
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен. Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения заказчика, комиссия Забайкальского УФАС России приходит к следующим выводам. Доводы заявителей признаны Комиссией обоснованным по следующим основаниям. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе). Электронный конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закон о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системы порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи. Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"(далее - Постановление N2604).
При этом согласно пункту 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок. Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (пункт 3 Положения).
Согласно подпункту а) пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом а) пункта 3 Положения. Комиссией установлено, что в извещении Заказчиком установлено следующее: "1) Цена контракта (значимость критерия оценки: 40.00%);
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия оценки: 60.00%). 1.
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость показателя: 40.00%) Порядок оценки по показателю:
1. Детализирующий показатель: Наличие копий трудовых книжек сотрудников, работающих на момент подачи заявки в данной организации не менее 6 месяцев (значимость детализирующего показателя: 100.00%) Порядок оценки по детализирующему показателю: Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное и предельное максимальное значение характеристики объекта закупки Предельное максимальное значение: 5.00 Предельное минимальное значение: 0.00 2.
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта Значимость показателя: 60.00% Порядок оценки по показателю :
1. Детализирующий показатель: Общее количество исполненных участником закупки договоров Значимость детализирующего показателя: 100.00% Порядок оценки по детализирующему показателю: Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное и предельное максимальное значение характеристики объекта закупки Предельное максимальное значение: 6.00 Предельное минимальное значение: 0.00" Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки Подпунктом "а" пункта 5 Положения установлено , что при проведении конкурсов, с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Положения при проведении конкурсов значимость критерия оценки определяется с учетом Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2 "Предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приложение N 2) к Положению.
Согласно пункту 3 Приложения N 2 к Положению работы выполняемые в рамках заключаемого контракта должны оцениваться следующим образом: Минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" - 60%, Максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 40%.
Согласно извещению Заказчиком предусмотрен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:
- Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; Значимость критерия 40,00% - Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации 60,00% Таким образом, установив значимость критерия оценки "Цена контракта 40.00%) " ниже предусмотренного порогового значения, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок. Кроме того, согласно п. 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, п редусмотренный п одпунктом "в" пункта 24 н астоящего Положения ; В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта". Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении установлены показатели оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", что недопустимо при осуществлении закупки на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений законодательства, при проведении открытого конкурса в электронной форме заказчику необходимо установить не менее двух критериев оценки, одним из которых является "цена контракта". Вместе с тем, в силу пункта 31 Положения, вторым критерием оценки устанавливается критерий, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения - "квалификация участников закупки". Следовательно, заказчик в извещение должен был установить два критерия оценки:
- "цена контракта";
- "квалификация участников закупки" с показателем "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" и детализирующим показателем "общее количество исполненных участником закупки договоров" (значимость 100.00%).
Таким образом, заказчик установив излишний показатель и детализирующий показатель критерия оценки "Квалификация участников закупки", нарушил требования Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 и требования пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 28 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек); г ) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный а бзацем т ретьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом; Комиссией установлено, что в извещении о закупке заказчиком установлено требование "Опыт выполнения аналогичных работ за последние 3 года" Таким образом, заказчик, установив требование о подтверждении опыта участника закупки сопоставимого предмета контракта исполненных за последние три года, нарушил требование п.п. "г" п. 28 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 и требования пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки обращается в контрольный орган с жалобой, если такие действия (бездействие) заказчика и уполномоченного учреждения нарушают его права и законные интересы.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 105 Закона контрактной системе жалоба участника закупки должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что утвержденные в извещении требования, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, в том числе и для ООО "Брокер групп" и ИП Лебедева Валерия Александровича. Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб антимонопольным органом должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов. Обращаясь с жалобой в антимонопольный орган, ООО "Брокер групп", ИП Лебедев В.А. не приводят доводов и не представляют доказательств, подтверждающих реальность своих намерений, способность выполнить работы, являющиеся объектом закупки. Учитывая, что Заявители на заседание Комиссии явку представителей не обеспечили, доказательств, подтверждающих обоснованность своей жалобы, не представили (в том числе в части наличия какого-либо опыта), комиссия Забайкальского УФАС России не усматривает ограничения числа участников установленными заказчиком требованиями.
На основании изложенного, комиссия Забайкальского УФАС принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать. Ответственность за выявленные нарушения предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ООО "Брокер групп" признать обоснованной.
2.Жалобу ИП Лебедева В.А. признать обоснованной 3.
Государственного заказчика - ФГБУ "Станцией агрохимической службы "Читинская" признать нарушившим пункт 11 части 1 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4.Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
5.Передать материалы дела N 075/06/105-281/2024, N 075/06/105-282/2024 должностному лицу для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.Б. Гойгов Члены комиссии: А.О. Осипова И.С. Китаева Исп.Китаева И.С. тел.(3022) 35-16-56 вн. 075-118
2024-2297
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 8 мая 2024 г. N 075/06/105-281/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024