На основании подпункта "б" пункта 1 части 3, пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Приказа Красноярского УФАС России N 74/24 от 22.04.2024, в связи с поступлением в адрес Красноярского УФАС России обращения Суховей Юрия Геннадьевича (вх. N 8087-ИП/24 от 17.04.2024), Инспекция Красноярского УФАС России в составе: руководителя инспекции - Дударевой М.А., заместителя руководителя; членов инспекции: Шмыгиной Е.А., заместителя начальника отдела, Купцовой С.Д., ведущего специалиста-эксперта, Хоменко Е.М., главного специалиста-эксперта, Пшенниковой А.Н., главного специалиста-эксперта (далее - Инспекция), провела внеплановую проверку действий заказчика - Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Красноярский монтажный колледж" (далее - заказчик), уполномоченного органа, аукционной комиссии по осуществлению закупок - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган, аукционная комиссия) на предмет исполнения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого аукциона в электронной форме ЭА-N-945/24 "Поставка тренажера-имитатора кресла бурильщика с пультами для управления скважиной при ГНВП, в настольном исполнении для одновременного использования под управлением одного сервера моделирования", объявленной извещением N 0119200000124001572 на электронной торговой площадке ООО"ТЭК-Торг" (далее - электронный аукцион).
Проверка начата 22.04.2024, окончена 07.05.2024.
Проверяемый период: с 15.02.2024 (дата размещения извещения о проведении электронного аукциона) по 08.04.2024 (дата заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона). Описательная часть В ходе контрольного мероприятия Инспекцией были изучены следующие документы и информация, представленные заказчиком, уполномоченным органом, аукционной комиссией, оператором электронной площадки - ООО"ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки) на основании запроса Красноярского УФАС России (исх. N МД/6314/24 от 24.04.2024), а также опубликованные в единой информационной системе в сфере закупок в отношении рассматриваемого электронного аукциона ("Реестр закупок", "Реестр контрактов, заключенных заказчиками"):
1) извещение N 0119200000124001572 о проведении электронного аукциона;
2) электронные документы, приложенные к извещению N 0119200000124001572 о проведении электронного аукциона;
3) протокол, составленный в ходе проведения электронного аукциона (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.03.2024 NИЭА2);
4) контракт N 01192000001240015720001 от 08.04.2024 (реестровая запись N 2246401755124000003), заключенный по результатам проведения электронного аукциона;
5) письменные пояснения заказчика от 26.04.2024 исх. N 249;
6) письменные пояснения уполномоченного органа, аукционной комиссии от 02.05.2024 исх. N 87-3-327/24;
7) иные документы и сведения, представленные заказчиком, уполномоченным органом, аукционной комиссией, оператором электронной площадки, размещенные в единой информационной системе. Мотивировочная часть В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Суховей Ю.Г. на действия заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Внеплановая проверка проведена на основании положений подпункта "б" пункта 1 части 3, пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункта 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
В соответствии с пунктом 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, внеплановая проверка осуществлена без проведения заседания комиссии (инспекции) по проведению внеплановой проверки. Проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Инспекция
установила
следующие обстоятельства. Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытых конкурентных процедур определен статьями 48 - 51 главы 3 Закона о контрактной системе. В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом 15.02.2024 были совершены действия по размещению извещения о проведении электронного аукциона в установленном Законом о контрактной системе порядке. Инспекцией установлено, что выбор заказчиком такого способа определения поставщика, как электронный аукцион, соответствует статьям 24 и 49 Закона о контрактной системе. В отношении доводов Суховей Ю.Г. о формировании заказчиком, уполномоченным органом описания объекта закупки, выборе кода ОКПД2 объекта закупки, объединении в один предмет закупки товаров, не отвечающим наименованию закупки "тренажер-имитатор кресла бурильщика", с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Инспекция сообщает следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 7 Правил использования КТРУ определено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно. При этом, в качестве кода КТРУ товара, работы, услуги, на которые в КТРУ отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, сформированных с использованием ЕИС посредством заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также посредством прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Инспекция в ходе проведения внеплановой проверки установила, что в таком извещении в отношении объекта закупки заказчиком, уполномоченным органом допущено указание кода ОКПД2 32.99.53.120 "Тренажеры для профессионального обучения". Поскольку в отношении объективно требуемого заказчику товара - тренажера-имитатора кресла бурильщика с пультами для управления скважиной при ГНВП, в настольном исполнении для одновременного использования под управлением одного сервера моделирования, в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчику была предоставлена пунктом 7 Правил использования КТРУ возможность описать такой товар в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При этом, в качестве кода КТРУ заказчиком, уполномоченным органом правомерно в извещении о проведении электронного аукциона был указан код такого товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 - 32.99.53.120 "Тренажеры для профессионального обучения". Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару. По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае, в извещении о проведении электронного аукциона установлены четкие и конкретные требования к закупаемому тренажеру-имитатору кресла бурильщика с пультами для управления скважиной при ГНВП, в настольном исполнении для одновременного использования под управлением одного сервера моделирования, с учетом собственных потребностей заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно письменным пояснениям заказчика товар, являющийся предметом закупки, требования к которому сформированы в описании объекта закупки, представляет собой единый комплекс, состоящий из нескольких технологически и функционально взаимосвязанных элементов и принадлежностей, отсутствие хотя бы одного из которых повлечет невозможность использования такого комплекса заказчиком. Вследствие того, что товар, являющийся объектом закупки, состоит из полного комплекса необходимых для его нормального функционирования частей и механизмов, в том числе монитора и встроенной части компьютера, моделирующего 3D-изображение буровой установки, и оборудования, обеспечивающего ввод-вывод сигналов с/на кресло-пульты и пульт ВСП, в едином комплексе предусмотрено соответствующее предустановленное программное обеспечение, в отсутствие которого приобретаемый комплекс не может существовать в целом и отвечать требованиям качества. Товар, являющийся предметом закупки, требования к которому сформированы в описании объекта закупки, приобретается заказчиком в целях подготовки квалифицированных рабочих и служащих для нефтегазовой отрасли по специальности "21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин". Приобретаемый товар позволит студентам заказчика приобрести и усовершенствовать практические навыки выполнения, контроля и оптимизации основных технологических процессов, распознавания и предотвращения осложнений и аварийных ситуаций, ликвидации нефтегазопроявлений и выбросов.
Также товар, являющийся предметом закупки, требования к которому сформированы в описании объекта закупки, позволит студентам заказчика увидеть скрытые от прямого наблюдения процессы, происходящие в скважине, наблюдать процессы возникновения и развития осложнений и аварийных ситуаций, что предоставит студентам заказчика возможность проверить и сравнить различные варианты решения технологических задач. При работе на приобретаемом оборудовании студенты заказчика будут успешно овладевать профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС СПО.
На основании вышеизложенных обстоятельств, а также письменных пояснений заказчика Инспекция пришла к выводу о том, что выбор заказчиком кода ОКПД2 32.99.53.120 "Тренажеры для профессионального обучения" соответствует предмету закупки, фактически его отождествляет, поскольку заказчиком по результатам проведения электронного аукциона приобретается товар, представляющий собой по существу единый комплекс, состоящий из нескольких технологически и функционально взаимосвязанных элементов и принадлежностей. При этом, утверждения Суховей Ю.Г. о том, что предметом закупки является поставка различных товаров производства КНР, шлемов (очков виртуальной реальности), программного обеспечения, монитора, имеющих различные коды ОКПД2, не находят своего подтверждения в фактическом содержании извещения о проведении электронного аукциона, поскольку из описания объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона и вышеприведенного целеполагания заказчика однозначно следует, что предметом закупки является именно тренажер- имитатор кресла бурильщика с пультами для управления скважиной при ГНВП, в настольном исполнении для одновременного использования под управлением одного сервера моделирования, являющийся единым комплексом и соответствующим коду ОКПД2 32.99.53.120 "Тренажеры для профессионального обучения". Ссылка Суховей Ю.Г. на нормы Постановления Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 "Об определении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" (далее - Постановление N 927) отклоняется Инспекцией по причине того, что указанный нормативный правовой акт издан в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе, регулирующей нормирование в сфере закупок, которое на основании части 7 статьи 99 Закона о контрактной системе исключено из сферы полномочий ФАС России и ее территориальных органов. С учетом изложенного Инспекция не обладает полномочиями по рассмотрению обращения Суховей Ю.Г. в рассматриваемой части на предмет соблюдения заказчиком, уполномоченным органом условий, предусмотренных Постановлением N 927.
В отношении довода Суховей Ю.Г. о неправомерном неустановлении заказчиком, уполномоченным органом при проведении электронного аукциона запретов и условий допуска, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236, Комиссия сообщает следующее.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные, в том числе, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе). Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицам.
В силу части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в котором отсутствует товар, имеющий код ОКПД2 32.99.53.120.
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа, не установивших в извещении о проведении электронного аукциона условия допуска на основании Постановления N 878, не нарушают требований Закона о контрактной системе. Вместе с тем, во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), которым утвержден перечень товаров отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в котором присутствует в позиции 170 товар, имеющий код ОКПД2 32.99.53.120.
Согласно сведениям извещения о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка товара, имеющего код ОКПД2 32.99.53.120, следовательно, осуществляя закупку такого товара, включенного в перечень Постановления N 617, заказчик во исполнение требований статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе был обязан установить ограничения в соответствии с Постановлением N 617.
Кроме того, приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу N 126н. Объектом закупки является товар, закупаемый заказчиком с кодом ОКПД2 - 32.99.53, который включен в позицию 269 приложения N 1 к Приказу N 126н.
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа, установивших в извещении о проведении электронного аукциона условия допуска на основании Постановления N 617 и Приказа N 126н, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Наряду с вышеизложенным, Инспекция установила, что пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению. Инспекцией установлено, что, согласно извещению о проведении электронного аукциона, запрет, предусмотренный положениями Постановления N 1236, заказчиком, уполномоченным органом не установлен. В обоснование своей позиции Суховей Ю.Г. указывает, что закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, в связи с чем заказчик был обязан установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 1236.
В соответствии с пунктом 2(1) Постановления N 1236, для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно- аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. Исходя из вышеизложенных положений Постановления N 1236 следует, что под программным обеспечиваем, в рамках Постановления N 1236, понимается в том числе поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта, подлежит установка программного обеспечения. Аналогичные выводы отражены в письме Минфина России от 30.04.2020 N 24-03-06/35429.
Анализ положений извещения о проведении электронного аукциона показал Инспекции, что таким извещением не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств, кроме того в описании объекта закупки отсутствует требование о наличии в поставляемом оборудовании авторских программ, вопреки утверждению Суховей Ю.Г. об обратном. Инспекцией также установлено, что объект закупки, предмет контракта, не подпадает под определения программного обеспечения, установленные пунктом 2(1) Постановления N 1236.
В настоящее время законодательством Российской Федерации не регламентированы случаи применения запретов на допуск программного обеспечения, предусмотренных Постановлением N 1236, когда объектом закупки является тренажер-имитатор кресла бурильщика с пультами для управления скважиной при ГНВП, в настольном исполнении для одновременного использования под управлением одного сервера моделирования, с предустановленным программным обеспечением, без которого применение такого оборудования по назначению невозможно и в закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на его вследствие выполнения контрактных обязательств. Указанные выводы подтверждаются письмами ФАС России от 03.02.2023 N ПИ/7495/23, Минцифры России от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501.
Исходя из вышеизложенного Инспекция приходит к выводу о том, что не установление заказчиком, уполномоченным органом запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, является правомерным и не противоречит положениям Закона о контрактной системе. В отношении доводов Суховей Ю.Г. о том, что победителем закупки не были представлены документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемого к поставке товара, в том числе, сертификат по форме СТ-1, Инспекция сообщает следующее.
В силу подпункта 1.6 пункта 1 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 9 Постановления N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При этом, ни Приказом N 126н, ни Постановлением N 617, ни иными нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость представления в составе заявки участником закупки сертификата по форме СТ-1 в случае закупки товара, являющегося предметом контракта, имеющим код ОКПД2 32.99.53.120.
На основании анализа извещения о проведении электронного аукциона Инспекция установила, что в соответствии с требованиями статей 14, 42, 43 Закона о контрактной системе заказчиком, уполномоченным органом были сформированы требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, в том числе, установлены требования о представлении документов и сведений в соответствии с Приказом N 126н и Постановлением N 617.
Инспекция, проанализировав заявку ООО "ЦДПО" (идентификационный номер 2), установила, что ООО "ЦДПО" был предложен к поставке товар, страной происхождения которого является России (что соответствует условию о декларировании страны происхождения товара в соответствии с Приказом N 126н), при этом в составе заявки участник закупки не указал номер реестровой записи в отношении предложенного товара из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, однако, указанное обстоятельство не могло служить основанием для отклонения такой заявки от участия в закупке, а лишь основанием для приравнивания к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в силу прямого указания в пункте 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. При этом заявки иных участников закупки также не содержали номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, предусмотренные пунктами 9 Постановления N 617.
Таким образом, Инспекция установила, что при проведении электронного аукциона не наступили условия, предусмотренные пунктом 2 Постановления N 617, позволяющие отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
На основании части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Проанализировав совокупность положений извещения о проведении электронного аукциона, содержания заявок, поданных на участие в электронном аукционе, протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.03.2024 NИЭА2, Инспекция пришла к выводу о том, что при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия правомерно не применила ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, утвержденные Постановлением N 617.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта. При этом, поскольку заявка ООО "ЦДПО" (идентификационный номер 2) на участие в закупке соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, в том числе, содержала надлежащим образом продекларированное предложение о поставке российского товара в соответствии с требованиями Приказа N 126н, и участник, подавший такую заявку, предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта, то его заявке на участие в закупке правомерно аукционной комиссией был присвоен первый номер. Приняв указанное решение, аукционная комиссия не допустила нарушения требований Закона о контрактной системе, с учетом вышеизложенных в настоящем решении выводов Инспекции, основанных на непосредственном исследовании фактического содержания заявки ООО "ЦДПО" и иных участников закупки и сопоставлении такого содержания с требованиями извещения о проведении электронного аукциона. Инспекция считает необходимым отметить, что аукционной комиссии не вменена законодательная обязанность при проведении конкурентной процедуры осуществлять дополнительные проверочные мероприятия в целях установления степени достоверности сведений, представленных участником закупки о стране происхождения предлагаемого к поставке товара. Из смысла части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что по результатам электронной процедуры контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Анализ положений заключенного по результатам проведения электронного аукциона контракта N 01192000001240015720001 от 08.04.2024 показал Инспекции, что указанный контракт заключен на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявки участника закупки ООО "ЦДПО".
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Нарушений сроков размещения заказчиком в единой информационной системе сведений о заключении указанного контракта Инспекцией не установлено (реестровая запись N 2246401755124000003 размещена в единой информационной системе 08.04.2024).
Резолютивная часть По результатам проведения внеплановой проверки, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция Красноярского УФАС России не
установила
в действиях Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Красноярский монтажный колледж", Агентства государственного заказа Красноярского края, комиссии уполномоченного органа по осуществлению закупок нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона ЭА-N-945/24 "Поставка тренажера-имитатора кресла бурильщика с пультами для управления скважиной при ГНВП, в настольном исполнении для одновременного использования под управлением одного сервера моделирования". Руководитель инспекции М.А. Дударева Члены инспекции: Е.А. Шмыгина С.Д. Купцова Е.М. Хоменко А.Н. Пшенникова Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144
2024-7653
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 мая 2024 г. N 024/10/99-1194/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024