Комиссия Ивановского УФАС России по проведению внеплановой проверки (далее - Комиссия) в составе: руководителя Комиссии - Михеевой Татьяны Алексеевны, ВрИО руководителя Управления, членов Комиссии - Парфеновой Анны Александровны, начальника отдела контроля в сфере закупок, Дмитриевой Натальи Андреевны, главного специалиста- эксперта отдела контроля в сфере закупок, Клюшкина Александра Олеговича, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей: БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" (далее - Заказчик): Шамина Кирилла Сергеевича (доверенность от 14.03.2024), Ассоциации саморегулируемой организации "Ивановское объединение строителей": Гусевой Елены Николаевны (Доверенность от 03.05.2024), в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о месте, дате и времени рассмотрения была направлена указанному лицу), на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области N26/24 от 24.04.2024 проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания главного корпуса объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль здания, построенный в 1912 г.", расположенного по адресу: Ивановская область, г. Вичуга, ул. Больничная, д. 1 (извещение 0133200001724000895) и руководствуясь ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), в ходе проведения которой Комиссия
УСТАНОВИЛА:
18.04.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило обращение Ассоциации саморегулируемой организации "Ивановское объединение строителей", указывающее на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, допущенного БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания главного корпуса объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль здания, построенный в 1912 г.", расположенного по адресу: Ивановская область, г. Вичуга, ул. Больничная, д. 1 (извещение 0133200001724000895).
Из обращения следует, что предметом закупки является капитальный ремонт объекта культурного наследия. Однако в нарушение норм Закона о контрактной системе Заказчик включил в перечень документов, подлежащих оценке, договоры по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Учитывая изложенное, Ивановским УФАС России была инициирована внеплановая проверка.
Согласно письменным возражениям Заказчика, а также пояснениям представителя Заказчика, участвующего в рассмотрении, договоры, предусматривающие выполнение работ, не относящихся напрямую к видам работ по сохранению объектов культурного наследия (например, договоры на выполнение работ по строительству или реконструкции), учитываются Заказчиком, как соответствующие предмету настоящей закупки в том числе потому, что участники закупки в любом случае должны соответствовать требованию о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. При таких обстоятельствах релевантным для целей оценки может быть, в том числе опыт выполнения работ по строительству, реконструкции, сносу и капитальному ремонту, где также непосредственно затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно проектно-сметной документации, Подрядчик по контракту фактически должен выполнить капитальный ремонт крыши здания, то есть произвести замену конструктивных частей кровли объекта капитального строительства гражданского назначения. Сама по себе данная кровля не имеет каких-либо уникальных и отличительных особенностей (отсутствуют специальные инженерные сооружения, купола, уникальные архитектурные или скульптурные компоненты и/или художественный декор). В связи с изложенным, нет никаких оснований исключать из предмета оценки совершенно аналогичный опыт выполнения работ на объектах гражданского назначения, не имеющих статуса объектов культурного наследия. Поскольку извещением о закупке предусмотрено участие в закупке только квалифицированных участников, соответствующих обязательным требованиям (о наличии лицензии и опыта выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия), данный подход позволяет осуществить справедливую оценку поданных участниками закупки заявок, нивелируя возможные перегибы. Рассмотрев представленные Ассоциацией саморегулируемой организации "Ивановское объединение строителей" и БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении, Комиссия
установила
следующее. 05.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru ) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0133200001724000895 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания главного корпуса объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль здания, построенный в 1912 г.", расположенного по адресу: Ивановская область, г. Вичуга, ул. Больничная, д. 1.
В соответствии с извещением о проведении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- начальная (максимальная) цена контракта - 28 082 035 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок - 24.04.2024 08:00;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 27.04.2024;
- согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 26.04.2024 NПРОII1 по итогам окончания срока подачи заявок было подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о закупке и Закону о контрактной системе;
- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.04.2024 NИЭОК1 по итогам оценки заявок, победителем закупки был признан участник с идентификационным номером 8 (ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "РЕНЕССАНС"), предложивший цену контракта - 26 500 000 руб.;
- 08.05.2024 между Заказчиком и ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "РЕНЕССАНС" был заключен контракт.
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является конкурс, при котором, в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе, победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
На основании п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует такой критерий, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N2604).
На основании п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. Пп. "в" п. 28 Положения установлено, что документом, предусмотренным приложением N1 к Положению (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе), устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пп. "в" п. 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный ч. 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), ч. 16.1 ст. 34 и ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, документом, предусмотренным приложением N1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки: объект капитального строительства (за исключением линейного объекта); линейный объект, за исключением автомобильной дороги; автомобильная дорога; особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства; объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации. Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе извещения о проведении закупки для оценки заявок участников закупки установлен, в том числе критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" с показателем "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" и детализирующим показателем "Общая цена исполненных участником закупки договоров". При этом Заказчиком установлен предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: в соответствии с пп. "в" п. 31 Положения документом, предусмотренным приложением "1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно пп. "г" п. 31 Положения документом, предусмотренным приложением N1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов): контракт, предусмотренный ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства); контракт, предусмотренный ч. 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе; контракт, предусмотренный ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе; договор, не относящийся к контрактам, указанным в абз. втором - четвертом пп. "г" п. 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе извещения о проведении закупки для оценки заявок участников закупки указано, что в соответствии с пп. "г" п. 31 Положения документом, предусмотренным приложением N1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абз. втором - четвертом пп. "г" п. 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является капитальный ремонт крыши здания главного корпуса объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль здания, построенный в 1912 г.".
На основании Решения исполкома Ивановского облсовета депутатов трудящихся от 28.05.1973 N330 указанный объект включен в Перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Ивановской области. Учитывая изложенное, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по детализирующим показателям критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку к оценке принимаются договоры, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), что не соответствует предмету закупки. Следовательно, действия Заказчика свидетельствуют о нарушении ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и Положения. Довод Заказчика о том, что оснований исключать из предмета оценки аналогичный опыт выполнения работ на объектах гражданского назначения, не имеющих статуса объектов культурного наследия, не имеется, Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельным. Заказчик, раскрывая содержание опыта по выполнению работ, связанного с предметом осуществляемой закупки (проведение работ по сохранению объектов культурного наследия), должен действовать, исходя из принципа сопоставимости, и устанавливать в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе требование о представлении участниками закупки документов, подтверждающих выполнение работ только в отношении объектов культурного наследия. При предложенном Заказчиком подходе смысл установления такого нестоимостного критерия, как квалификация участников закупки (опыт выполнения сопоставимых работ), утрачивается, принцип сопоставимости не реализуется. Учитывая изложенное, а также то, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки установить в действиях БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключением контракта.
3. Передать материалы настоящей проверки уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Председатель комиссии: Т.А. Михеева Члены комиссии: А.А. Парфенова Н.А. Дмитриева А.О. Клюшкин
2024-2326
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 16 мая 2024 г. N 037/10/99-323/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024