Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии представителя Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области (далее - Заказчик) М<_> (дов. б/н от 24.01.2024), представителя Магаданского областного государственного бюджетного учреждения "Северо-Восточная база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - МОГБУ "Авиалесоохрана", Исполнитель) Е<_> (дов. N 1 от 08.05.2024), рассмотрела обращение, поступившее от Заказчика для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - МОГБУ "Авиалесоохрана", в связи с уклонением от заключения муниципального контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по тушению природных пожаров в пределах границ муниципального образования "Ольский муниципальный округ Магаданской области" (реестровый номер 0347300005724000007).
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения участника от заключения контракта и проверки факта недобросовестности участника закупки на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 11.04.2024 Заказчиком - Администрацией Ольского муниципального округа Магаданской области в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по тушению природных пожаров в пределах границ муниципального образования "Ольский муниципальный округ Магаданской области" (реестровый номер 0347300005724000007).
Начальная (максимальная) цена контракта 196 353,60 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок - 19.04.2024 10:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 19.04.2024; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 23.04.2024.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2024 NИЭА1 на участие в закупке была подана единственная заявка участника с идентификационным номером 116365447, признанная комиссией по осуществлению закупки соответствующей положениям извещения. Ввиду того, что по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке, электронный аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе. Во исполнение пункта 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе, Заказчику следует заключить контракт с единственным участником закупки с идентификационным номером 116365447 (МОГБУ "Авиалесоохрана"), по цене контракта 196 353,60 рублей, с ценой за единицу товара (работы, услуги) - 16 732,97 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.
В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, электронный конкурс, электронный аукцион проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:
- контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, в случае принятия в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части решения о соответствии такой заявки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 6 части 2, пунктом 6 части 3, пунктом 2 части 4, частями 5, 6 и 8 статьи 52 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 настоящей статьи, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом положений части 9 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Во исполнение пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В силу пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно скрин-копии из личного кабинета МОГБУ "Авиалесоохрана" в ЕИС, представленной в материалы дела, 22.04.2024 во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком размещен в ЕИС без своей подписи проект контракта.
Таким образом, во исполнение пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, участнику закупки - МОГБУ "Авиалесоохрана" не позднее пяти рабочих дней, следующих за датой размещения заказчиком проекта контракта, то есть до 27.04.2024, надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта и разместить на электронной площадке, с приложением документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, 19.04.2024, согласно протоколу NППУ20_1, МОГБУ "Авиалесоохрана" признано уклонившимся от заключения контракта на основании невыполнения победителем закупки требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно в одну дату с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1.
С учетом тех обстоятельств, что проект контракта на подписание победителю закупки был направлен Заказчиком 22.04.2022, срок подписания проекта контракта победителем закупки (в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной) - 27.04.2024, у Заказчика не имелось оснований для признания МОГБУ "Авиалесоохрана" уклонившимся от заключения контракта 19.04.2024.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 6 статьи 51, подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе. Установленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с положениями подпункта "б" пункта 2 части 6 статьи 51, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, с учетом даты протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта (19.04.2024), срок направления обращения и материалов о включении МОГБУ "Авиалесоохрана" в реестр недобросовестных поставщиков - 22.04.2024, вместе с тем обращение было направлено Заказчиком в Магаданское УФАС России 02.05.2024 посредством размещения обращения в ЕИС.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований подпункта "б" пункта 2 части 6 статьи 51, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе. Установленное нарушение содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП.
3. Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу норм законодательства о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности организации в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении МОГБУ "Авиалесоохрана" в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков. Таким образом, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном уклонении от заключения государственного контракта.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Согласно нормам действующего законодательства, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
На основании изложенного, рассмотрев материалы, представленные в дело, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно абзацу 3 подпункта "а" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено обстоятельство о нарушении заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе).
Комиссия Магаданского УФАС России, с учетом вышеизложенных обстоятельств, выявленного нарушения Заказчиком порядка (срока) заключения контракта, приходит к выводу, что вина МОГБУ "Авиалесоохрана" не установлена. Следовательно, информация об МОГБУ "Авиалесоохрана" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии со статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком - Администрация Ольского муниципального округа Магаданской области об участнике закупки - Магаданское областное государственное бюджетное учреждение "Северо-Восточная база авиационной и наземной охраны лесов" (ИНН/КПП 4909094596/490901001, ОГРН 1074910001594,адрес: Марчеканское шоссе, д.14, г. Магадан, 685000), в связи с уклонением от заключения муниципального контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по тушению природных пожаров в пределах границ муниципального образования "Ольский муниципальный округ Магаданской области" (реестровый номер 0347300005724000007) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 6 статьи 51, подпунктов "а", "б" пункта 2 части 6 статьи 51, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения порядка заключения контракта путем повторного направления проекта контракта для подписания МОГБУ "Авиалесоохрана".
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 13 мая 2024 г. N 049/06/104-134/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024