Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Силичева М.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким И.Д. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии представителей сторон:
от заявителя - Павленок С.Н., Мелиховой М.К.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территория Информационных Решений ДВ" (ИНН 2700011890) (далее - Заявитель, Общество) на положения извещения - утвержденное Департаментом муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа (ИНН 6507014227) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Оснащение МБОУ СОШ с. Восток средствами обучения и воспитания в рамках реализации мероприятия по модернизации школьных систем образования" (извещение N 0161300011124000117) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
24.05.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения об аукционе, в котором имеются нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, по мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований указанного закона, так как при формировании извещения о проведении электронного аукциона избрал неверный код ОКПД2, что в следствии повлияло на формирование лота, описание объекта закупки.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 02.05.2024 в 11 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, установила следующее.
16.04.2024 на официальном сайта Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, Заказчиком размещено извещение об аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
П. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товаров, работ и услуг в отношении объекта закупки Заказчиком установлена категория ОКПД2 26.20.16.161 -"Графические планшеты, световые перья, сенсорные панели, сенсорные экраны и аналогичные устройства"
Согласно извещению и приложения к извещению о проведении аукциона, Заказчик закупает "Рельсовую систему, комбинированную с интерактивной панелью". Проанализировав описание указанной системы, можно прийти к выводу, что Заказчик описывает комплект оборудования, состоящего из Интерактивной панели, Дополнительного встраиваемого вычислительного блока, Рельсовой системы, а также Программного обеспечения.
Законом о контрактной системе не регламентируются правила отнесения тех или иных товаров к конкретному коду ОКПД2 либо коду позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ). Заказчик определяет код ОКПД2, либо код КТРУ самостоятельно, подбирая наиболее подходящий к предмету закупки. Письмом Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-З44 разъяснено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2.
Однако, Комиссия Сахалинского УФАС России отмечает, что не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД2 или кода КТРУ с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода. Аналогичная правовая позиция изложена в письмах: ФАС России от 13.03.2019 г. N ИА/19176/19, от 19.06.2019 г. N МЕ/51304/19; Министерства экономического развития РФ от 17.02.2016 г. N Д28и-344.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу п. 4 Правил использования КТРУ заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При формировании извещения Заказчик, руководствуясь вышеуказанными нормами обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Выбранный заказчиком код определен не верно, поскольку данная позиция не предусматривает закупку товаров разных позиций КТРУ в комплекте.
Интерактивная панель - код ОКПД2 26.20.13.000 - "Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных", позиция КТРУ 26.20.13.000-00000002 - "Интерактивная панель".
Также Рельсовая система - код ОКПД2 32.99.16.110 - Доски грифельные, позиция КТРУ отсутствует.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств" установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
В указанный Перечень входит оборудование компьютерное, электронное и оптическое группы кодов 26 (в том числе ОКПД2 26.20.13, 26.20.15).
Пунктом 5 Правил предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, однако указанное правило не распространяется на случаи осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно пункта 8 Правил использования КТРУ, при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Исходя из смысла данного пункта при включении в состав Рельсовой система с классной доской, интерактивной панели с дополнительным вычислительным блоком Заказчик должен был руководствоваться пунктами 4 и 5 Правил использования КТРУ при описании Интерактивной панели так как данный товар в КТРУ имеются подлежащие применению позиции каталога 26.20.13.000-00000002 - "Интерактивная панель".
В соответствии с позицией, изложенной в п. 3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, письме Минфина России от 13.02.2020 N 24-03-07/9746, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Вместе с тем, объектом рассматриваемой закупки являются интерактивные панели, что отражено как в извещении, так и проекта контракта.
При этом, исходя из характеристик товара, определенных заказчиком в Описании объекта закупки, закупаются именно интерактивные панели, дополнительный встраиваемый вычислительный блок и рельсовые системы.
Однако, согласно Описанию объекта закупки, объектом закупки является Рельсовая система с классной доской и интерактивной панелью (ОКПД2 26.20.16.161), а не интерактивная панель.
При отнесении закупаемого товара к тому или иному коду следует исходить из того, какой именно код ОКПД2 наиболее точно отображает специфику закупаемого товара, а также учитывать сферу, отрасль экономики, в которых данный товар производится и используется.
Между тем, выбор конкретного кода ОКПД2 основан на оценке подлежащих описанию требуемых товаров, а процесс описания товаров связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
При этом определение правильного и наиболее отвечающего специфике и сути закупаемою товара не осуществляется исходя исключительно из наименования самого по себе предмета закупочной процедуры. В противном случае, учитывая, что предмет закупки не всегда отражает существо предмета будущего контракта и специфику исполнения договорных обязательств, избрание кода ОКПД2 было бы необоснованным, не соответствующим и не отражающим действительный объект закупки.
В настоящем случае предметом поставки, как было указано ранее, является не только поставка Рельсовой системы, но и поставка интерактивной панели с программным обеспечением.
Избранный Заказчиком код ОКПД2 - 26.20.16.161 не отражает полностью все виды товаров, которые предполагаются к поставке в настоящем случае.
В соответствии с вышеизложенным, Заказчик допустил нарушение ч. 3 ст. 14, ч. 6 ст. 23 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территория Информационных Решений ДВ" (ИНН 2700011890) (далее - Заявитель, Общество) на положения извещения - утвержденное Департаментом муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа (ИНН 6507014227) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Оснащение МБОУ СОШ с. Восток средствами обучения и воспитания в рамках реализации мероприятия по модернизации школьных систем образования" (извещение N 0161300011124000117) - обоснованной.
2. Признать Заказчика - Департамент муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа нарушившим положения ч. 6 ст. 23 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Департаменту муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К. В. Солонин
Члены Комиссии: М.В. Силичев
И.Д. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 2 мая 2024 г. N 065/06/106-267/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024