Инспекция Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции - Халмурзиева М.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Инспекции:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Специалиста-эксперта отдела административного производства Дагестанского УФАС России,
с участием представителей:
МКУ "УЖКГ г. Махачкала" - Магомедова Д.З. (по доверенности),
ООО "Спецстроймонтаж" - Рамазанова С.М. (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
На основании поступившей информации от ООО "Спецстроймонтаж" (от 03.05.2024 N80) о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Приказа Дагестанского УФАС России N 26/24 от "19" апреля 2024 г. инспекцией Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки проведена внеплановая камеральная проверка по адресу г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-й этаж, каб. N88 в отношении МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкала" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0103300019724000007 на выполнение работ по благоустройству территорий в рамках реализации программы "Формирование современной комфортной городской среды" (далее - Конкурс),
По результатам проведенной внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее.
27.02.2024 г. Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система) размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 105 893 752 руб.
Согласно поступившей информации, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.04.2024 NИЭОК1 на участие в Конкурсе подано 4 заявки и все признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером N534076 (ООО "Стройальянс"), предложивший цену контракта 105 100 000,00 руб., второй порядковый номер присужден участнику закупки с идентификационным номером N559599 (ООО "Спецстроймонтаж"), предложивший цену контракта 99 999 990 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Часть. 9 статьи 31 предусмотрено отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Согласно извещению о проведении Конкурса Заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам Конкурса, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе:
- Требования в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571:
"Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации".
1. Как установлено Инспекцией 22.04.2024 Заказчиком сформирован и размещен с использованием единой информационной системы проект контракта и направлен на подписание победителем Конкурса.
При этом 25.04.2024 в ЕИС размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 25.04.2024.
Согласно протоколу об отказе от заключения контракта от 25.04.2024 NПОК20_1 Заказчик отказался от заключения контракта на основании следующего: "Участник закупки не соответствуют требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ. Несоответствие документов, приложенных в составе заявки в качестве дополнительных сведений согласно Постановлению ПП РФ N 2571 от 29.12.2021 г.".
Победителем Конкурса ООО "Стройальянс" в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям представил муниципальный контракт N 14-23 от 29 сентября 2023 г., предметом которого является капитальный ремонт автомобильных дорог г. Махачкала в 2023 году.
Представитель Заказчика пояснил, что победителем Конкурса представлен контракт предметом которого является капитальный ремонт объекта капитального строительства (дорога), что не соответствует пункту 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Инспекция Дагестанского УФАС России отмечает, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок поданных на участие в закупке, заявка победителя Конкурса ООО "Стройальянс" подлежала отклонению так как не соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении Конкурса в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок поданных на участие в закупке, заявка победителя Конкурса ООО "Стройальянс" с идентификационным номером N534076 признана соответствующей требованиям, в действиях комиссии Заказчика усматривается нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно информации из ЕИС 27.04.2024 размещен "Протокол об отказе от заключения контракта от 27.04.2024 NПОК20_2" для закупки N0103300019724000007.
Согласно данному протоколу, Заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта с ООО "Спецстроймонтаж", которому присвоен следующий порядковый номер со следующим обоснованием: "Участник закупки не соответствуют требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ.
Несоответствие документов, приложенных в составе заявки в качестве дополнительных сведений согласно Постановления ПП РФ N 2571 от 29.12.2021 г. (далее по тексту - ПП РФ 2571) требованиям ПП РФ 2571.
В соответствии с ПП РФ 2571:
"Предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" информация и документы направляются участниками закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных абзацами шестым и седьмым подпункта "г" настоящего пункта. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур такие информация и документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона направляются документы или заверенные участником закупки их копии".
В соответствии с абзацем шестым подпункта "г" пункта 3 ПП РФ 2571 к предусмотренному приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акту приемки объекта капитального строительства относятся в том числе акт приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам N КС-11, N КС-14 и акт приемки объекта капитального строительства по формам, предусмотренным сводом правил, содержащим порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. Допускается направление в соответствии с Законом о контрактной системе таких актов без приложений. Ценой выполненных работ по договорам, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", является указанная в актах, предусмотренных настоящим абзацем, стоимость принимаемых основных фондов, в том числе стоимость строительно-монтажных работ, стоимость оборудования, инструмента, инвентаря либо (если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ) указанная в акте (актах) выполненных работ цена выполненных работ.
В приложенном в составе заявки акте приемки законченного объектом строительства N2 от 18 августа 2023 года отсутствует информация о стоимости принимаемых основных фондов".
Как установлено Инспекцией ООО "Спецстроймонтаж" в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям представил государственный контракт N 0103200008422002764/0000020562044550220008010 (ИГК) от 29 сентября 2022 г. предметом которого является строительство каньонов для лучевой терапии в ГБУ РД "Республиканский онкологический центр" по адресу: г. Махачкала, ул. Гайдара Гаджиева, 24. к данному контракту приложены три дополнительные соглашения от 20.12.2022 г, 30.03.2023 г. и 31.03.2023 г., а также акт N2 приемки законченного строительством объекта (по форме КС-11) от 18.08.2023 г. на сумму 140 302 168, 80 руб. и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
По мнению Инспекции в составе заявки ООО "Спецстроймонтаж" содержится информация подтверждающая его соответствие дополнительным требованиям предусмотренным позицией 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
При этом, представителем Заказчика не представлены доказательства о том, что не указание суммы в разделе "стоимость принимаемых основных фондов" акта приемки законченного строительством объекта (по форме КС-11) свидетельствует о его несоответствии дополнительным требованиям установленным в извещении о повелении Конкурса в соответствии с ч. 2 ст31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства 2571 от 29.12.2021 г.
На основании изложенного, Инспекция приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе выразившееся в неправомерном принятии решения об отказе от заключения контракта с участником закупки ООО "Спецстроймонтаж" (идентификационный номер N 559599), которому в соответствии с протоколом подведения итогов, присвоен второй порядковый номер.
3. Согласно п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Как установлено Инспекцией в разделе 7 "Порядок расторжения и изменения контракта" проекта контракта приложенного к извещению о проведении Конкурса предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.
При этом в извещении о проведении Конкурса не установлена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 9 ст. 31 и п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в действиях комиссии Заказчика нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, его комиссии Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
4. Направить решение сторонам.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции М.М. Халмурзиев
Члены Инспекции: К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 8 мая 2024 г. N 005/06/99-661/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024