Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Халмурзиев М.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России.
Члены Комиссии:
Магомедов К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедов А.Ш. - Специалист-эксперт отдела административного производства Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования "сельсовет Ураринский" Дахадаевского района Республики Дагестан (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0303300080424000001 "Выполнение работ по подготовке проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки" (далее - Конкурс),
при участии посредством видеоконференции представителя Заявителя - Бирюковой Е.Ю. (по доверенности), Заказчик - отсутствует (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
27.04.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе указывается на несоответствие извещения о проведении Конкурса требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заявителя, Комиссия установила следующее.
15.04.2024 Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение (в ред. от 27.04.2024) о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 650 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (лицензия ФСБ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участнику закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 3.5 описания объекта закупки указано: "Требования по защите сведений, составляющих государственную тайну: "Защита сведений, составляющих государственную тайну, при выполнении работ по муниципальному контракту осуществляется в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне"; Приказа Минэкономразвития России от 25.07.2014 N 456-дсп; Письма Минэкономразвития России от 29.06.2015 N Д23И-3004 "О перечне сведений, подлежащих засекречиванию"; Приказа Минстроя России от 29.03.2016 N 1с/пр "Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (в случае, если при исполнении контракта потребуется защита сведений, составляющих государственную тайну).".
При этом в пункте 4.1.11. проекта контракта указано, что в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности, входящие в состав работ, подлежащих выполнению по контракту (лицензирование, членство в саморегулируемых организациях, аккредитация и прочее), Исполнитель обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих его соответствие, либо привлекаемых им субподрядчиков на выполнение в случае выявления необходимости выполнения дополнительных работ связанных с достижением результатов работ по контракту, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в течение всего срока исполнения контракта. Указанные документы представляются Исполнителем по требованию Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения соответствующего требования.
Следовательно, участники закупки не лишены в возможности привлечения субподрядчиков, в случае если при исполнении контракта потребуется защита сведений, составляющих государственную тайну.
Комиссией также не установлено, что в предмет закупки входят работы для выполнения которых необходима лицензия ФСБ для работы с информацией составляющей государственную тайну.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком, уполномоченным органом, требований Закона о контрактной системе и его законных прав и интересов, а также может представить соответствующие доказательства.
При этом представитель Заявителя не представил доводов свидетельствующих об обоснованности данного довода своей жалобы.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
2. Заявитель в жалобе указывает, что в документации не установлено обязательное требование к участникам закупки о наличии у них действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ (далее - лицензия ГиК), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании (N 99-ФЗ от 04.05.2011) геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию. Перечень работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащую лицензированию (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2020 г. N 1126 (Постановление N 1126).
В предмет закупки входит разработка в соответствии с главой 3 ГрК РФ документа территориального планирования - проекта внесения изменений в генеральный план (далее - ГП). Работы по подготовке проектов ГП (внесения изменений в ГП) относятся к градостроительной деятельности. Вместе с тем, при подготовке ГП помимо градостроительной деятельности осуществляется также геодезическая деятельность, в результате которой осуществляется установление, изменение границ населенных пунктов, включая подготовку их описания.
Так в соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 ГрК РФ обязательным приложением к ГП являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Таким образом, подготовка указанных документов входит в состав работ по предмету закупки.
Деятельность по подготовке описания границ населенных пунктов с 01 марта 2022 г. подлежит лицензированию в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ в пункт 42 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, а также в Постановление N 1126. Таким образом, участникам закупки необходимо наличие лицензии ГиК.
Заявитель в жалобе указывает, что в предмет закупки входит разработка в соответствии с главой 3 ГрК РФ документа территориального планирования - проекта внесения изменений в ГП. Работы по подготовке проектов ГП (и проектов внесения изменений в ГП) относятся к градостроительной деятельности. Вместе с тем, при подготовке ГП помимо градостроительной деятельности осуществляется также геодезическая деятельность, в результате которой осуществляется установление, изменение границ населенных пунктов, включая подготовку их описания. То, что деятельность по установлению границ населенных пунктов, в том числе подготовка координатного описания, является геодезической и подлежит лицензированию прямо следует из письма Центрального аппарата Росреестра от 07.04.2022 N13-00285/22
Комиссией установлено, что Заказчик не установил требование о наличии соответствующей лицензии.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу пункта 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно п 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно п. 23 Положения если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Как установлено Комиссией, Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю "качественные характеристики объекта закупки":
100 баллов - в составе заявки представлено наиболее детализированное описание порядка (методики) выполнения работ, с учетом необходимости перевода земель из лесного фонда исходя из этапов выполнения работ, предусмотренных описанием объекта закупки. Представлены предложения по улучшению объекта в части эффективности и оптимизации затрат на этапе реализации, обоснованна предложенная методика, при условии соответствия предоставленного участником описания требованиям описания объекта закупки.
50 баллов - в составе заявки представлено описание порядка (методики) выполнения работ с детализацией, но без её обоснования.
20 баллов - в составе заявки представлено описание порядка (методики) выполнения работ не в полном объеме, предусмотренным техническим заданием без детализации по предусмотренным описанием объекта закупки этапам выполнения работ. Представлены общие выводы и предложения.
0 баллов - в составе заявки отсутствуют материалы и сведения (предложение) о качестве работ, представлено только согласие выполнить работы в соответствии с требованиями технического задания на выполнение работ, в том числе в виде указания на то, что Исполнитель (Подрядчик) выполнит работы надлежащим образом в соответствии с требованиями документации, либо в составе заявки представлено скопированное или видоизмененное техническое задание без раскрытия порядка (методики) выполнения работ, а также в случаях, если в составе заявки выявлены: противоречия действующему законодательству, противоречия или несоответствия техническому заданию, факты, приводящие к удорожанию стоимости работ.
Согласно разделу III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" порядка оценки заявок установлен следующий показатель оценки: Качественные характеристики объекта закупки:
"В соответствии с пунктом 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки.
При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.".
Изучив порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком, оценки заявок участников закупки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является необъективным, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу Заявителя, извещение и проект контракта по Конкурсу содержат противоречивые сведения относительно сроков выполнения работ.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В пункте 3.1 проекта контракта указано: "Срок выполнения работ: 121 день. В части согласование ГП и ПЗЗ, проведение публичных слушаний, утверждение ГП и ПЗЗ, постановка на учет границ населенных пунктов и границ территориальных зон, включая устранение замечаний подрядчиком на данных стадиях, осуществляется в составе гарантийных обязательств на результат работ".
При этом в пункте 1.6 описания объекта закупки установлены следующие сроки выполнения работ: "С даты заключения контракта до 31.12.2024 г.".
Следовательно, проект контракта и описание объекта закупки по Конкурсу содержат противоречивые сведения относительно сроков выполнения работ.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7 и пунктов 11, 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику, его комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание N 005/06/106-631/2024 от 07.05.2024 г. об устранении выявленных нарушений, предписание не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Направить копию настоящего решения в адрес сторон.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 7 мая 2024 г. N 005/06/106-630/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024