Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Халмурзиев М.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России.
Члены Комиссии:
Магомедов К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедов А.Ш. - Специалист-эксперт отдела административного производства Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "БИОМЕДИКАЛФАРМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ РД "Научно-клиническое объединение "Дагестанский центр микрохирургии глаза" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008424001663 "Препараты лекарственные и материалы, (Смесь сухая белковая композитная)" (далее - Аукцион),
при участии по видеоконференции представителя Заявителя - Юхановой О.В. (по доверенности), Заказчик, Уполномоченный орган - отсутствуют (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
03.05.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что извещение о проведении Аукциона содержит нарушения Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заявителя, Комиссия установила следующее.
24.04.2024 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 170 000 рублей.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в требованиях к составу питания неправомерно установлены требования о наличии в составе смеси СБКС пробиотиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены Правила формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки,
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-ПП 145), с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как установлено, в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона заказчиком в качестве кода каталога товара, работы, услуги указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 10.86.10.910 - продукция пищевая диетического и диабетического питания. КТРУ-10.86.10.910-00000002 смесь сухая белковая композитная.
Согласно п. 5 Правил ПП N 145 заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в т.ч. функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в каталожной позиции, в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации. В описании объекта закупки включено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик товара.
Заказчик в своих письменных возражениях на жалобу сообщил следующее:
"Заказчик закупает смесь белковую композитную сухую для ее использования в лечебном питании пациентов находящихся на стационарном лечении. Статьей 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323) установлено, что лечебное питание обеспечивает удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи, является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке; специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма; нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Производство смесей белковых композитных регламентировано международным стандартом "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия" ГОСТ 33933-2016, утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2016 г. N 1299-ст, (далее - ГОСТ 33933-2016).
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия", (в дальнейшем - ГОСТ 33933-2016) смеси белковые композитные сухие состоят из белков молока, или изолята соевого белка, или смеси белков молока и изолята соевого белка с добавлением одного или нескольких ингредиентов, |: том числе мальтодекстрина, лецитина, полиненасыщенных жирных кислот, среднецепочечных триглицеридов, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, ароматизаторов, пробиотиков и пребиотиков и представляющие собой порошкообразныесмеси, состоящие из единичных и/или агломерированных частиц.
В таб. 2 п 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 установлено содержание минеральных веществ в суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной минеральными веществами, пребиотиками составляет от 15,0 до 50,0 включ. % от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте.
В Таблице В.З ГОСТ 33933-2016 перечислены минералы, которые могут содержаться в смеси белковой композитной сухой, и их количество в 20 г смеси белковой композитной сухой, в число таких минералов входит марганец в количестве от 0,3 до 1,0 мг включ. в 20 г (от 1,5 до 5,0 мг включ. на 100 г), молибден в количестве от 10,0 до 35,0 мкг включ. в 20 г (от 50,0 до 175,0 мкг включ. на 100 г).
Установленные в описании объекта закупки требования к содержанию в смеси белковой композитной сухой марганца в количестве от 0,3 до 1,0 мг включ. в 20 г (от 1,5 до 5,0 мг включ. на 100 г), молибдена в количестве от 10,0 до 35,0 мкг включ. в 20 г (от 50,0 до 175,0 мкг включ. на 100 г) и пробиотиком соответствует требованиям ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой Заказчик устанавливает требования к объекту закупки в соответствии со своими потребностями и не должен обосновывать требования к характеристикам товара, если они соответствуют документам, применяемым в национальной системе стандартизации, данным документом является ГОСТ 33933-2016.
Включение в питание пациентов смеси белковой композитной сухой с содержанием пробиотика обусловлено следующим: пробиотик - это
функциональный пищевой ингредиент в виде полезных для человека непатогенных и нетоксикогенных живых микроорганизмов, обеспечивающий при систематическом употреблении в пивцу в виде препаратов или в составе пищевых продуктов благоприятное воздействие на организм человека в результате нормализации состава и (или) повышения биологической активности нормальной микрофлоры кишечника (ГОСТ Р 52349-2005 "Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения"). Термин "пробиотик" может быть применено только к тем продуктам, в отношении которых проведены исследования, подтвердившие безопасность и наличие пробиотических свойств, присутствующих в нем микроорганизмов. Такой микроорганизм должен быть зарегистрирован именно как пробиотический, и его образец должен храниться в одной из международной коллекций. При этом, традиционные ферментированные пищевые продукты, например, кисломолочные, содержащие живые заквасочные микроорганизмы (культуры), пробиотиками не являются.
На сегодняшний день опубликованы результаты многих мета-анализов и систематических обзоров, доказывающих эффективность пробиотиков с позиций доказательной медицины для профилактики нарушений обмена веществ, работы иммунной системы, заболеваний желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы и др.
Пробиотик оказывает благотворное воздействие на микробиоту, поддерживая ее равновесие и способствуя восстановлению во время и после дисбиоза, а также профилактируя нарушения микробной экосистемы человека. Пробиотик действует на следующих физиологических уровнях:
организм в целом: модулирование иммунной системы,
противовоспалительное и трофическое действие на ткани, стимуляция выделения ферментов и/или усиление барьерного эффекта против патогенов;
- патогены: высвобождения антимикробных факторов, действующих на грибы, бактерии или вирусы;
- токсины: нейтрализация патогенных токсинов.
Международный консенсус подтверждает, что пробиотики обеспечивают такие преимущества для здоровья, как нормализация измененной микробиоты кишечника, регулирование кишечного транзита, конкурентное исключение патогенов и производство короткоцепочечных жирных кислот. Пробиотики модулируют местный и системный иммунный ответ слизистой оболочки, взаимодействуя с эпителиальными клетками слизистой оболочки и резидентными клетками врожденного и адаптивного иммунитета. Эти механизмы формируют естественные взаимодействия микробиоты с хозяином и включают индукцию и/или ингибирование цитокинов, хемокинов и антимикробных пептидов, набор или активацию популяций клеток в слизистой оболочке кишечника, стимуляцию IgA-реакции слизистой оболочки и улучшение барьерных и эпителиальных функций восстановления.
Пробиотики, опосредовано через улучшение состояния микробиоты, повышают уровень IL-10, индуцируют CD4+ Foxp3+ Treg-клетки, ингибируя продукцию провоспалительных цитокинов и способствуя поляризации Т-клеток в сторону фенотипа ТЫ. В частности, лактобациллы защищают организм хозяина от инфекций дыхательных путей за счет взаимодействия с GALT (которые присутствуют в Пейеровых бляшках), вызывая непрямую стимуляцию респираторных иммунных клеток. Защитный эффект пробиотиков также связан с активацией NK-клеток и/или макрофагов на альвеолярном уровне.
Многие исследования показали, что популяции колонизирующих микробов у здоровых индивидуумов и людей пожилого и старческого возраста, большинство которых имеет различные хронические заболевания, значительно различаются как по размеру, так и по составу. Доказано существование двухсторонних системных связей "кишечник-легкие", "кишечник-мозг", "кишечник-кожа", благодаря которым состояние микробиоты отражается на функционировании этих и других систем и органов. Поддержание высокого разнообразия собственной микробиоты человека с помощью пробиотиков - один из современных способов профилактики.
Пробиотические микроорганизмы оказывают положительное влияние на микробиоту кишечника, опосредовано обеспечивая следующие эффекты:
формирование колонизационной резистентности благодаря предотвращению заселения ЖЕСТ патогенными микробами, что особенно, когда собственная резистентность с возрастом ослабевает и растет вероятность развития патогенной микрофлоры;
- осуществление эндогенного синтеза de novo витаминов группы В, витамина К, биологически активных и гормоноподобных веществ, регуляторно воздействующих на внутренние органы и центральную нервную систему, обеспечение функционирования которых критично для лиц пожилого и особенно старческого возраста, а нехватка этих витаминов и биологически активных веществ может приводить к развитию у пожилых тяжелых необратимых патологий;
- в качестве антигенного фактора способствование формированию местного мукозального и системного иммунитета, иммунологической толерантности к пищевым антигенам, что снижает риск развития аллергических реакций, нередко появляющихся у пожилых;
- уменьшение выраженности симптомов непереносимости лактозы, которая в подавляющем большинстве случаев развивается у пожилых и сопровождается серьезными нарушениями работы желудочно-кишечного тракта (диареями, рвотами, вздутиями);
- регуляция обмена холестерина в процессе энтерогепатической циркуляции, метаболизма оксалатов, всасывания кальция и других ионов - тех процессов, которые имеют большое значение у пожилых для профилактики гипертензии, атеросклероза кровеносных сосудов, остеопороза.
Для укрепления здоровья и профилактики заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста также важное значение имеют следующие эффекты пробиотиков:
- защита слизистой кишечника и других органов от воздействия повреждающих факторов путем утилизации и метаболизации токсинов, ксенобиотиков, проканцерогенов;
- антиоксидантное действие;
- регуляция моторики кишечника;
- повышение резистентности к респираторным заболеваниям и укорочение времени их течения;
- утилизация не абсорбированных в тонкой кишке питательных субстратов, регуляция расхода и запасания энергии.
Подавляющее большинство клинических исследований, посвященных изучению безопасности пробиотиков, свидетельствует об отсутствии побочных эффектов от их применения. Применение пробиотиков практически не ассоциировано с развитием побочных эффектов. Возникающие с возрастом нарушения работы кишечника, проявляющиеся в возникновении диареи, запоров, вздутий, нередко сопровождающихся метеоризмом, чаще всего связаны с нарушением функционирования микробиоты. Применение
пробиотиков в лечебных и профилактических целях одновременно с полноценными пищевыми белками, обеспечивающими процессы, происходящие в определенных отделах ЖКТ, пулом незаменимых аминокислот в необходимом количестве и соотношении, дает существенно более высокие результаты по сравнению с использованием пробиотических микроорганизмов без соответствующего нутритивного сопровождения. Кроме того, пробиотики, восстанавливая и укрепляя собственную микробиоту хозяина, улучшают всасывание слизистой кишечника кальция, калия, магния и других ионов.
Обращает особое внимание, что закупаемая товарная позиция выделена Заказчиком в отдельный лот, что позволяет Заказчику устанавливать в техническом задании значимые требования к характеристикам товара даже с учетом наличия на рынке только одного производителя, осуществляющего производство подходящих под совокупность требований извещения, изделий.
Необходимо отметить, что Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Из совокупности положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика. Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия отмечает, что согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Поставщиком может выступить любое лицо, отвечающее требованиям закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющую потребности Заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода подателя жалобы и об отсутствии в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Заявителя признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 14 мая 2024 г. N 005/06/106-651/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024