Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Халмурзиев М.М. - Врио руководителя Дагестанского УФАС России.
Члены Комиссии:
Кулиева М.К. - Ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедов А.Ш. - Специалист-эксперт отдела административного производства Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ИП Лучко С.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУ РД "Хасавюртовская центральная городская больница им. Р.П. Аскерханова" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008424001324 "Медицинский расходный материал (коронарка)" (далее - Аукцион),
при участии представителей:
Заявителя - Витык Н.И., Мацькова В.В. (по доверенности);
Заказчика - Саиевой М.А. (по доверенности),
У С Т А Н О В И Л А:
06.05.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что извещение об осуществлении закупки не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
15.04.2024 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 800 000,00 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно объединены в одну закупку медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 (далее - Постановление Правительства РФ N 620).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 620 установлено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не применяется:
- при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
- при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями;
- при закупках медицинских изделий, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно приложению N 1 к Приказу N 4н классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом сам приказ содержит только указание на группы и подгруппы медицинских изделий, в то время как сведения о конкретных видах медицинских размещены на официальном сайте Росздравнадзора.
Таким образом, при закупке медицинских изделий в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ N 620, медицинские изделия должны принадлежать одному конкретному виду медицинских изделий, сведения о которых содержатся на официальном сайте Росздравнадзора.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является медицинский расходный материал (коронарка).
В соответствии с техническим заданием в объект закупки включены также: проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования, катетер ангиографический, одноразового использования.
На рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что в объект закупки входят медицинские изделия с разными кодами вида медицинского изделия.
Представитель Заказчика с доводом Заявителя не согласился и указал:
"Закупаемые Заказчиком медицинские изделия предназначены для проведения процедуры стентирования коронарных сосудов (артерий), в том числе при сложных случаях поражений коронарных артерий и ситуациях, требующих дополнительной диагностической информации.
Совместимость Катетеров ангиографических, одноразового использования и Проводников для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования и их совместное использование в процедуре стентирования подтверждается:
- клиническими рекомендациями (https://cr.minzdrav.gov.ru/clin_recomend),
- приказом Минздрава от 15.11.2015 N 918н, которым утвержден порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями,
- приложением к письму Минздрава N 25-3/И/2-2789 от 22.02.2023 г.
Так, приказом Минздрава России от 15.11.2015 N 918н утвержден Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которым утвержден Стандарт оснащения отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения, и в соответствии с пунктами 4 и 5, которого предусматривается необходимость наличия полного набора одноразового инструментария для проведения диагностических и лечебных рентгенэндоваскулярных процедур в необходимом размерном ряде, а также набор хирургических инструментов для малоинвазивных вмешательств, без которых невозможно оказание медицинской помощи.
В приложении к письму Минздрава N 25-3/И/2-2789 от 22.02.2023 г. главные внештатные специалисты-кардиологи Минздрава РФ подтверждают, что:
- проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования необходим для проведения диагностического инструментария (данное медицинское изделие входит в основную группу инструментов, обязательно применяемых при каждой процедуре чрескожной ангиопластике и стентировании коронарных артерий);
- диагностический катетер используют для ангиографической оценки локализации и формы поражения коронарной артерии (данное медицинское изделие входит в основную группу инструментов, обязательно применяемых при каждой процедуре чрескожной ангиопластике и стентировании коронарных артерий)".
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не применяется при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями.
Так в письме ФАС РФ NШМ/31508/23 от 24.04.2023 г. указано, что в соответствии с пунктом 2 Постановления N 620, при осуществлении закупки медицинских изделий для эндоваскулярной хирургии, медицинские изделия, такие как например: "феморальный интродьюсер", "артериальный интродьюсер" (может быть как отдельной позицией, так и в составе "набора для введения сосудистого катетера"), "катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования", "проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования" _, являющиеся расходными материалами к основному медицинскому изделию "стент для коронарных артерий", могут быть объединены в один лот со стентом для коронарных артерий.
Таким образом, перечень медицинских изделий для эндоваскулярной хирургии, указанный в письме ФАС РФ NШМ/31508/23 от 24.04.2023, не является исчерпывающим.
При этом ни Заказчиком, ни Заявителем не оспаривается тот факт, что предметом закупки является поставка медицинских изделий и расходных материалов к ним.
Комиссия отмечает, что медицинские изделия, обеспечивающие проведение манипуляции в соответствии с функциональным назначением стента для коронарных артерий и без использования которых стент не может быть установлен в артерию, являются материалами, расходными по отношению к стенту.
На основании изложенного, действия Заказчика, объединившего в один лот закупаемые товары, не противоречат требованиям пункта 2 Постановления Правительства N 620. Довод Заявителя признается необоснованным.
2. Согласно доводу Заявителя в техническом задании описаны изделия, которые позволяют подать заявку лишь узкому кругу поставщиков.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На рассмотрении жалобы Заказчик изложил:
"Потребностью заказчика является поставка изделий медицинского назначения, а не их производство, в связи с чем, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар и отвечающее требованиям документации об аукционе.
Заказчик, является лечебным учреждением, оказывает медицинскую помощь для граждан, в соответствии со схемами лечения и конкретными лекарственными препаратами и медицинским оборудованием, назначенными врачами. Согласно ч.2 ст. 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Цель любой организации здравоохранения правильно назначить лечение, свести к минимуму побочные действия, связанные с состоянием здоровья.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Учитывая, что объект закупки оказывает непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку расходных материалов, главным при лечениях пациентов является достижение наилучшего результата и максимальное исключение любых нежелательных реакций.
_
Учитывая, что данные медицинские изделия находятся в свободном обращении на российском рынке, и аукцион объявлен на поставку товара, а не на его производство, в аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить к поставке товары с требуемыми характеристиками.
В свою очередь, Заявитель не опровергает информацию о соответствии товаров двух производителей характеристикам технического задания Заказчика.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что Заказчик вправе, определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований".
Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка расходных материалов, в том числе катетеров, а не их изготовление. В связи с чем, любой участник рынка имеет возможность осуществить поставку товара, требующегося Заказчику.
Участники рынка не ограничены в цепочке своих поставщиков, при отсутствии конкретного товара в запасе у участника закупки, с учетом положений федерального законодательства, которое не устанавливает обязанности иметь товар в наличии при участии в закупке, а также не устанавливает запретов на приобретение товаров у разных производителей, любой потенциальный участник закупки имеет возможность приобрести товары от того или иного производителя, чьи характеристики могут соответствовать требованиям, устанавливаемым Заказчиками.
При этом отсутствие у одного из участников закупки возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении его прав, либо об ограничении количества участников торгов.
Заявителем же не представлены документы и сведения, указывающие на то, что невозможно поставить товар по техническим характеристикам, указанным Заказчиком в извещении.
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для Заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования к товарам (работам, услугам), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Жалобу Заявителя признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: М.К. Кулиева
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 14 мая 2024 г. N 005/06/106-669/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024