Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Халмурзиева М.М. - Заместителя руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Специалиста-эксперт отдела административного производства Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Пожарный Эксперт" (далее - Заявитель) на действия комиссии ГБУ РД "Республиканская детская стоматологическая поликлиника" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в ЭФ N 0303200039324000040 "оказание услуг по техническому обслуживанию систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и эвакуационного освещения" (далее - Конкурс),
в присутствии представителей от:
Заявителя - Туканаев Т.Х. (директор);
Заказчика - Абакаровой А.И.(по доверенности),
У С Т А Н О В И Л А:
25.04.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении конкурса.
В жалобе указывается на неправомерное отклонение заявки Заявителя.
Заседание Комиссии Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок было назначено на 13.05.2024 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж, каб. N88.
В связи с необходимостью получения от сторон дополнительных документов и сведений, а также изучения представленных материалов, заседание Комиссии было перенесено на 14.05.2024 г. в 17 часов 00 минут по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж, каб. N88.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
08.04.2024 Заказчиком в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 146 440,80 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.04.2024 NИЭОК1 заявка Заявителя признана несоответствующей по следующему основанию:
"Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ (единые требования к участникам закупок), требованиям, согласно ч. 1.1 (отсутствие в реестре РНП), 2 и 2.1 (документы, подтверждающие соответствие доп. требованиям, предквалификация) статьи 31 Закона N44-ФЗ. Отклонение по п.3 ч.12 ст. 48 Закона N44-ФЗ. Отстранение участника закупки на основании ч. 9 ст. 31 44 ФЗ: Адрес осуществления лицензируемой деятельности, указанный в реестре лицензий МЧС, значится г. Москва, что не соответствует требованиям извещения".
В силу п.3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Требованиями извещения установлено, что в подтверждение соответствия участника закупки требованию, установленному в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно
"наличие сведений в реестре лицензий МЧС о лицензии на осуществление монтажа, технического обслуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Комиссией установлено, что в составе заявки ООО "Пожэксперт" представлена лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 20.04.2023 N77-06-2023-001335(л014-00101-77/00648192).
В лицензии указано, что адресом мест осуществления лицензируемого вида деятельности является: 108813, г.Москва, вн.тер.г. Поселение Московский, г. Московский, ул. Московская, д.3, помещ.5/1..
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснила, что: "В составе заявки на участие в процедуре закупки участником была предоставлена лицензия от 20.04.2023 N77-06-2023-001335(л014-00101-77/00648192) выданная Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно данной лицензии адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности: 108813, г.Москва, вн.тер.г. Поселение Московский, г. Московский, ул. Московская, д.3, помещ.5/1
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 данного Федерального закона.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Закона о лицензировании Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128).
Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствующую запись в реестре лицензий включаются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и сведения о видах работ (услуг), которые имеет право выполнять (оказывать) лицензиат, по каждому из указанных адресов.
Согласно п. 8 ст. 3 Закона о лицензировании место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, - производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности требуется соответствующее внесение изменение в реестр лицензий.
В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.
Согласно ч. 1.1. ст. 18 Закона о лицензировании положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требуется внесение изменений в реестр лицензий.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона о лицензировании в случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не требуется внесение изменений в реестр лицензий в соответствии с частью 1.1 статьи 18, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте, не предусмотренном реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются это место и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности в указанном месте. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение N 1128), утвержденным Постановлением N 1128, такие виды работ, услуг не установлены.
Пунктом 8 Положения N 1128 установлено, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не предусмотренному реестром лицензий, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с подпунктами "а" - "г" пункта 4 настоящего Положения.
Таким образом, законодателем установлен запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия; право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Таким образом, заявка участника конкурса ООО "Пожэксперт" правомерно отклонена в соответствии с нормами действующего законодательства. Кроме того, данная позиция подтверждается практикой Верховного суда РФ".
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ N 1128 утверждено положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п. 8 Положения о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не предусмотренному реестром лицензий, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с пунктом 6 данного Положения.
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований для указанной деятельности является наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств.
В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. В заявлении о предоставлении лицензии наряду со сведениями, предусмотренными Законом о лицензировании, соискателем лицензии указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, по каждому из указанных адресов и сведения, подтверждающие соблюдение лицензионных требований, предусмотренных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации. В заявлении о предоставлении лицензии указываются сведения, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, с указанием адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
При этом, ст. 24.3 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. Оборудование, технические средства, в том числе, средства измерений, необходимые для осуществления лицензируемых видов деятельности, соискатель лицензии, лицензиат обязаны иметь на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, по месту (местам) осуществления лицензируемых видов деятельности, в том числе по месту осуществления временных работ.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона о лицензировании юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона о лицензировании деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 3 Закона о лицензировании место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе, водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
На основании изложенного, Комиссия г пришла к выводу, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности является производственный объект, который предназначен и (или) используется при осуществлении лицензируемого вида деятельности, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, указывается по заявлению лица, осуществляющего лицензируемый вид деятельности, в том числе, может совпадать с адресом места нахождения такого лица или его филиалов (при наличии). При этом, объекты заказчика, на которых предполагается оказание услуг, относящихся к лицензируемым видам деятельности, не могут принадлежать участникам закупки на праве собственности или ином законном основании.
Таким образом, поскольку лицензия, выданная в соответствии с требованиями Закона о лицензировании, дает право осуществлять деятельность на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию определяется, при этом, ограничением является только уведомление лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, в случае если лицензия предоставлена лицензирующим органом иного субъекта Российской Федерации, Комиссия считает, что заказчиком неправомерно отклонена заявка на участие в закупке ООО "Пожарный эксперт", что является нарушением п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе. Данная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.07.2023 N А75-15456/2022.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, требования п. 8 Положения о лицензировании свидетельствуют лишь о необходимости внесения изменений в реестр лицензий в случае изменения места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Принимая во внимание изложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы о нарушении заказчиком требований п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при проведении закупки, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
из изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику ,его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 14 мая 2024 г. N 005/06/106-650/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024