Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "МЕДПРОФ": не явился, уведомлен, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;
от заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю: Вяткина Д.А., с использованием ВКС;
рассмотрев жалобу ООО "МЕДПРОФ" на закупку N 0817100000424000183 "Поставка сигнализаторов звука цифровых для обеспечения граждан", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "МЕДПРОФ" (далее - Заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на действия заказчика по закупке N 0217100000424000041 "Поставка сигнализаторов звука цифровых для обеспечения граждан".
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на нарушения Заказчиком- Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по АК, Заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе.
Так, Заявитель считает, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а именно установлены излишние и необоснованные технические характеристики, описание объекта закупки содержит блокирующие позиции. Заказчиком установлены противоречивые положения извещения в структурированной форме и электронных документов, являющихся приложением к извещению. По совокупности установленных характеристик объекта закупки требованиям Заказчика соответствует только одна модель сигнализатора одного производителя, а именно - ООО "Исток Аудио Трейдинг".
На основании изложенного просит: провести внеплановую проверку запроса котировок в электронной форме N 0217100000424000183, приостановить поредение поставщика, выдать предписание для устранения допущенных нарушений.
Представитель Заказчика представил письменные объяснения, просил признать жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения представителя, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
19.04.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системы (ЕИС) было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0217100000424000183 "Поставка сигнализаторов звука цифровых для обеспечения граждан".
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчиком установлен КТРУ- Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией 27.90.20.120-00000001; Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией 27.90.20.120-00000002; Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией 27.90.20.120-00000003.
В указанных КТРУ отсутствуют характеристики товара, следовательно, Заказчик должен описать объект закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом Заказчиком указано, что закупаемый товар (сигнализатор) должен соответствовать требованиям следующих стандартов:
- ГОСТ Р 51632-2021 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний" (Раздел 4);
- ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия";
- ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия";
- ГОСТ Р ИСО 9999-2019 "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология";
- ГОСТ Р 52084-2003 "Приборы электрические бытовые. Общие технические условия";
- ГОСТ 30804.6.2-2013 "Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний";
- ГОСТ 30804.6.4-2013 "Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитные помехи от технических средств, применяемых в промышленных зонах. Нормы и методы испытаний";
- ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды".
Таким образом, в соответствии с Законом о контрактной системе применение Заказчиком требований и положений технических регламентов и стандартов является обязательным.
Заявитель указывает, что, Заказчик сформировал описание объекта закупки, применяя типовое (одно для всех) техническое задание, сформированное центральным аппаратам Фонда пенсионного и социального страхования, следовательно, им не проводился анализ рынка с целью подтверждения наличия производителей сигнализаторов звука, либо такой анализ проводился формально, не осуществлялся поиск и изучение имеющихся товаров с аналогичными техническими характеристиками, а так же не были учтены нужды и потребности получателей Заказчика.
Согласно представленным пояснениям Заказчика, описание объекта закупки составлено на основании ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" и приказа СФР от 01.11.2023 г. N 2178 "О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР", которым были утверждены технические задания на сигнализаторы звука.
Рекомендации СФР по составлению описания объекта закупки на обеспечение сигнализаторами звука прошли процедуру согласования с Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих", то есть вышеуказанные рекомендации в полной мере отвечают потребностям пользователей с нарушением слуха для их адаптации в бытовой среде.
Заказчики, в свою очередь, обязаны составлять техническое задание с применением действующего ГОСТ 70185-2022, вне зависимости от того продукция скольких производителей соответствует требованиям данного ГОСТ.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее- 181-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) , протезно- ортопедическими изделиями" Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, к которым относятся сигнализаторы звука цифровые со световой индикацией, цифровые с вибрационной индикацией, цифровые с вибрационной и световой индикацией.
Данные средства реабилитации являются изделиями, ежедневно используемыми инвалидами с нарушением слуха и работа отделения Фонда как государственного Заказчика ориентирована в первую очередь на удовлетворение потребностей инвалидов, а значит на закупку качественных изделий, которые могут обеспечить компенсацию ограничений жизнедеятельности и надлежащий реабилитационный эффект.
Таким образом, действуя в интересах инвалидов, Заказчик учел нужды и потребности своих получателей.
Заявитель акцентирует внимание на том, что в подпункте 5.1.1 ГОСТа Р 70185-2022 сказано, что в состав изделий, предназначенных для людей с инвалидностью по слуху, должны входить:
- приемники сигнала, содержащие дисплеи с отображением текста на русском языке и/или пиктокграммы сигналов и/или стробоскоп и/или вибромотор, в следующих исполнениях: настольном (настенном), карманном (напоясном), наручном.
Из указанного следует, что приемники сигнала могут быть в следующем исполнении:
- приемники сигнала, содержащие дисплеи с отображением текста на русском языке;
- приемники сигнала, содержащие дисплеи с отображением текста на русском языке и/или пиктограммы сигналов и/или стробоскоп и/или вибромотор;
- приемники сигнала, содержащие пиктограммы сигналов и/или стробоскоп и/или вибромотор.
Таким образом, по мнению Заявителя, ГОСТ Р 70185-2022 распространяется на сигнализаторы различного исполнения.
Однако, Заказчик требует к поставке только сигнализаторы звука с наличием дисплея, при этом часть технических характеристик сужает, добавляет в техническое задание часть характеристик, не содержащихся в ГОСТе, а также избирательно выбирает из ГОСТа только те требования и те пункты, которые идеально подходят под одного производителя.
Вместе с тем, на участие в закупке была подана одна заявка (ООО "Исток аудио слух", которая содержит предложение о поставке товаров, соответствующих описанию Заказчика. Участник предложил "Пульсар-3", производитель ОАО "Исток-Аудио Интернешнл".
Поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но поставщики, Комиссия не усматривает нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
Кроме того, согласно представленной Заказчиком информации, помимо производителя, указанного в жалобе - группа компаний "Исток", описанию объекта закупки соответствует товар марки "Энеджи" производителя ООО "Элита Групп".
Заявителем не представлено доказательств подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
Заявитель так же указывает, что Заказчиком установлены необоснованные и избыточные требования, а именно: наличие универсального передатчика, питание передатчика дверного звонка должно осуществляться от встроенной батареи, сигнализатор звука является беспроводным по конструкции, питание карманного и настольного приемников должно быть от аккумулятора, наличие дисплея, приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов.
Так, согласно пояснениям представителя Заказчика, последний составляет техническое задание с применением действующего ГОСТ вне зависимости от того продукция скольких производителей соответствует требованиям данного ГОСТ.
Оспариваемые требования, указанные в Техническом задании Заказчика, отражены в ГОСТ Р 70185-2022, согласованные и одобренные Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих", в том числе:
- Рабочая частота: 433,92 МГц +/- 0,2%. Данная частота утверждена "Государственной Комиссией по радиочастотам" и разрешена для использования на территории РФ. Под этой частотой работают все радиоэлектронные устройства, включая сигнализаторы звука.
- Радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м. Без указания данных характеристик в адрес Заказчика поставлялись бы проводные устройства, которые морально устарели и не отвечают всем требованиям современных сигнализирующих устройств. Проводные устройства не удобны в использовании. Установить такое устройство пользователь самостоятельно не сможет. Также условие "не менее 30 м" оптимальное для использования в любых жилых помещениях без использования ретрансляторов сигнала.
- Настольный световой приемник должен иметь возможность устанавливаться в удобном для наблюдения месте (прикроватная тумба, стол, стена). Приемник должен иметь возможность установки на вертикальную и горизонтальную поверхность. За счет данной характеристики пользователь может установить приемник в любое удобное для наблюдения место, что поможет своевременно определять бытовые события, происходящие в доме.
- Сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции. Данная функция описывает передачу сигнала между передатчиками/датчиками бытовых сигналов и приемниками сигнализатора. В техническом задании указаны способы подключения передатчиков к источникам бытовых сигналов, как проводным, так и беспроводным способом.
- Наличие дисплея. Дисплей приемника не только обеспечивает пользователей исчерпывающей информацией о бытовом событии в виде текста и визуального изображения, но также показывает время и дату. Учитывая данный фактор, это устройство может быть использовано в качестве будильника, а данная функция применяется пользователями ежедневно и является одной из основных для людей с нарушениями слуха. Исходя из данных факторов, дисплей приемника является оптимальным решением для обеспечения реабилитационного эффекта.
- Наличие передатчика. На данный момент практически все пользователи с нарушениями слуха использует не домашний телефон аппарат, а сотовый телефон (смартфон). Поэтому для максимального эффекта реабилитации целесообразно взаимодействие сигнализаторов звуком именно с такими видами телефонов. Наличие же передатчика в описании объекта закупки обусловлено объективностью в использовании сигнализатора, т.к. основными бытовыми сигналами в повседневной жизни пользователя с нарушениями слуха, как и любого другого человека, являются сигналы: дверного звонка, домофона и телефона.
- Питание передатчика должно осуществляться от встроенной батареи. Данная функция обусловлена тем, что у пользователя нет необходимости демонтажа передатчика с места установки для подзарядки аккумулятора, тем самым обеспечивая непрерывность работы передатчика и быстрой замены элементов питания. Использование аккумуляторов в данном информационном блоке нерационально (данная характеристика и как все техническое описание согласовано и одобрено Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ОООИ ВОГ) и предусмотрена ГОСТР 70185-2022).
- Приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов, а также приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: вибрационной, световой и звуковой индикации. Сигнализаторами звука пользуются люди не только с полной потерей слуха, но также и частичной. Принимая во внимание данную особенность, характеристика звуковая индикация приемника также важна, как световая и вибрационная.
- Наличие у настольного приемника функций: меню; будильник; возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке. Данная характеристика помогает пользователям с нарушениями слуха просматривать пропущенные вызовы бытовых событий и вовремя на них реагировать. Также, при наличии у пользователя видеонаблюдения упрощает работу с системой, т.к. пользователь может просмотреть указанное время пропущенного сигнала на дисплее приемника и по видеоизображению определить посетителя, а не просматривать видео за целый день.
Таким образом, на основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик установил показатели и технические характеристики, в соответствии с потребностями инвалидов, а так же требованиями ГОССТ Р 70185-2022.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы ООО "Медпроф" не подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "МЕДПРОФ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 7 мая 2024 г. N 022/06/42-490/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024