Резолютивная часть объявлена: 06.05.2024 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 13.05.2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Колмаков Р.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителя заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет": Барон Л.В. (доверенность N 118 от 27.08.2021),
в присутствии представителя заявителя - ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР": Малюк Е.В. (доверенность б/н от 05.02.2024),
рассмотрев жалобу ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет" при проведении конкурса на оказание услуг по организации оздоровительной работы со студентами на черноморском побережье г. Сочи (извещение N 0331100013524000008),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС) поступила жалоба ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет" (далее - Заказчик) при проведении конкурса на оказание услуг по организации оздоровительной работы со студентами на черноморском побережье г. Сочи (извещение N 0331100013524000008) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, документация рассматриваемого конкурса (извещение N 0331100013524000008) составлена с нарушением норм законодательства о контрактной системе, а именно:
1. Заявитель не согласен с требованием о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров.
2. Установленный Заказчиком порядок оценки заявок приводит к субъективности конкурсной комиссией при оценки заявок участников конкурса, а также не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
3. Неопределенная финансовая составляющая не позволяет потенциальным исполнителям прийти к выводу о выгодности/невыгодности указанного контракта.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее
19.04.2024 г. извещение N 0331100013524000008 (далее - Извещение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Открытый конкурс в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 200 000,00 руб.
Предметом рассматриваемого контракта является оказание услуг по организации оздоровительной работы со студентами на черноморском побережье г. Сочи.
В силу ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под открытым конкурсом в электронной форме (далее - электронный конкурс) понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, согласно Конкурсной документации (пункт 12 Описания объекта закупки) к участникам закупки предъявляется требование о наличии сведений об Участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров.
Комиссия Воронежского УФАС России изучив вышеуказанное требование приходит к следующему выводу.
В силу положений статьи 94 Закона о контрактной системе поставщик услуг обязан в соответствии с условиями контракта своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку оказать услуги надлежащим образом и в полном объеме. При этом исполнитель по государственному контакту, в случае его ненадлежащего иснолнения, несет полную ответственность перед заказчиком по обязательствам, возникшим в результате заключения такого договора по итогам проведения закупочной процедуры, в том числе ответственность за действия третьих лиц, привлеченных им к его исполнению.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ под турагентской деятельностью понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом).
При этом в силу положений статьи 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком. При этом по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Таким образом, агент при реализации туристического продукта клиенту выступает в качестве посредника и действует на основании договора, заключенного между туроператором и турагентом, не неся полной ответственности перед заказчиком, как того требуют положения Закона о контрактной системе. При этом согласно требованиям действующего законодательства, договор по итогам аукциона подлежит заключению между исполнителем и заказчиком и не предусматривает указание туроператора в качестве лица, несущего ответственность перед последним.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России считает, что условие о наличии сведений об участнике конкурса в Едином федеральном реестре туроператоров обеспечивает оказание услуг ответственным лицом, направлено на защиту законных интересов Заказчика и соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, с учётом того, что в Едином федеральном реестре туроператоров отсутствуют сведения об ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР", права и законные интересы участника закупки, не обладающего соответствующей Специальной правоспособностью, не могут быть нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля при осуществлении рассматриваемой закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России оставляет доводы N2 и N3 без рассмотрения.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе, в форме электронного документа.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
"Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок (пункт 2 Постановления N2604).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
"Критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки, квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 24 Постановления N2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
"Показатель оценки" - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки.
Пунктом 25 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления N2604, применяются детализирующие показатели.
Исходя из п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Заказчиком во исполнение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе представлен электронный документ - " Критерии оценки" (далее - Порядок оценки заявок), которым установлено следующее:
N п/п |
Показатели критерия "Квалификация участников закупки" |
1 |
2 |
2.1. |
Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
|
подпоказатели показателя критерия: |
2.1.1. |
общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, спортивных, физкультурных, воспитательных и экскурсионно-познавательных мероприятий для студентов РФ, осваивающих образовательные программы высшего и среднего профессионального образования в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. |
2.1.2. |
общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, спортивных, физкультурных, воспитательных и экскурсионно-познавательных мероприятий для студентов РФ, осваивающих образовательные программы высшего и среднего профессионального образования в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. |
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что установленное Порядком оценки требование по детализирующим показателя 2.1.1 и 2.1.2 требование, согласно которому к оценки принимаются исключительно контракты (договора) на оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых, оздоровительных, спортивных, физкультурных, воспитательных и экскурсионно-познавательных мероприятий для студентов РФ, осваивающих образовательные программы высшего и среднего профессионального образования в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, нарушает положения ч. 8 ст. 32, п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, так как установленный порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что в свою очередь, не соответствует целям проведения электронного конкурса и принципам законодательства о контрактной системе, направленных на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, поскольку опыт участника закупки по успешному оказанию услуг по контрактам /договорам для детских групп и прочих возрастных и социальных категорий населения, учитываться не будет.
Допущенное нарушение содержит признаки состава и события административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, Комиссия Воронежского УФАС России не усматривает необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания, поскольку отсутствуют сведения о том, что допущенные нарушения повлияли на ход определения Исполнителя (Поставщика, Подрядчика).
Исходя из изложенного, информации, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет" при проведении конкурса на оказание услуг по организации оздоровительной работы со студентами на черноморском побережье г. Сочи (извещение N 0331100013524000008) необоснованной.
2. Признать в действиях ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет" нарушение ч. 8 ст. 32, п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет" не выдавать, в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Р.В. Колмаков |
Заместитель председателя комиссии |
|
И.А. Тельпов |
Член комиссии |
|
У.А. Апанащик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 6 мая 2024 г. N 036/06/42-595/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024