Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист эксперт,
при участии представителей ИП Верещагина Владимира Валерьевича - Бугрова А.А. (доверенность б/н от 03.05.2024),
при участии представителя МБОУ Новохопёрского муниципального района Воронежской области "НОВОХОПЁРСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ПРИНЦИПИУМ" ИМЕНИ ВИКТОРА ТИХОНОВИЧА ПЕТРОВА" - Гаялиева Р.Р. (доверенность б/н),
рассмотрев жалобу ИП Верещагина Владимира Валерьевича на действия МБОУ Новохопёрского муниципального района Воронежской области "НОВОХОПЁРСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ПРИНЦИПИУМ" ИМЕНИ ВИКТОРА ТИХОНОВИЧА ПЕТРОВА" при проведении электронного аукциона на поставку ученической мебели для обеспечения муниципальных нужд по строительству объекта "Школа в г. Новохоперске Новохоперского муниципального района Воронежской области" (номер извещения 0131300027824000072),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ИП Верещагина Владимира Валерьевича (далее - Заявитель) на действия МБОУ Новохопёрского муниципального района Воронежской области "НОВОХОПЁРСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ПРИНЦИПИУМ" ИМЕНИ ВИКТОРА ТИХОНОВИЧА ПЕТРОВА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку ученической мебели для обеспечения муниципальных нужд по строительству объекта "Школа в г. Новохоперске Новохоперского муниципального района Воронежской области" (номер извещения 0131300027824000072) (далее - Аукциона).
По мнению Заявителя, документация рассматриваемого электронного аукциона составлена с нарушением норм законодательства о контрактной системе, а именно:
1. Заказчиком не соблюден порядок внесения изменений в извещения об аукционе - текст запросов, в связи с которыми вносились изменения, Заказчиком не опубликованы в ЕИС.
2. Некорректно указаны показатели требуемых к поставке товаров в структурированной форме извещения и неверно определен тип показателей.
3. Требование к конкретному цвету товара противоречит Закону о контрактной системе и не соответствует иным указаниям законодательства Российской Федерации.
4. Требование Заказчика о предоставлении образца материала, который, согласно требованию в аукционной документации, необходимо предоставить после заключения контракта.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
23.04.2024 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 23.04.2024 N 0131300027824000072 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 27 317 682,58 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка ученической мебели для обеспечения муниципальных нужд по строительству объекта "Школа в г. Новохоперске Новохоперского муниципального района Воронежской области".
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно доводу N 1 жалобы Заявителя (Заказчиком не соблюден порядок внесения изменений в извещения об аукционе - текст запросов, в связи с которыми вносились изменения, Заказчиком не опубликованы в ЕИС) Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
Частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе определяется, что Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе также определяется, что при внесении изменений в извещение об электронном аукционе, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 300 000 000 руб. (триста миллионов рублей), срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял не менее трех дней.
Как следует из извещения об аукционе, изменения извещения о проведении электронного аукциона размещены 29.04.2024 в 11:51 (МСК). Дата и время окончания срока подачи заявок 03.05.2024 09:00 (МСК). Исходя из этого следует, что во исполнение указаний Закона о контрактной системе при размещении изменений извещения о проведении электронного аукциона оставлено три полных календарных дня до дня и времени окончания подачи заявок, начиная со следующего дня после размещения изменений: 30 апреля, 01 мая и 02 мая.
Комиссия Воронежского УФАС России ознакомившись с извещением об аукциона установила следующее.
Заказчиком в установленном порядке Закона о контрактной системе рассмотрены и размещены в ЕИС ответы на запросы о разъяснении положений извещения об аукционе:
- Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 25.04.2024 NРИ1;
- Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 25.04.2024 NРИ2;
- Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 26.04.2024 NРИ3;
- Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 26.04.2024 NРИ4;
- Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 26.04.2024 NРИ5;
- Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 26.04.2024 NРИ6;
- Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 27.04.2024 NРИ7;
- Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 29.04.2024 NРИ8;
- Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 29.04.2024 NРИ9.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода N 1.
В соответствии с доводом N 2 жалобы Заявителя (Некорректно указаны показатели требуемых к поставке товаров в структурированной форме извещения и неверно определен тип показателей) Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
Так, например:
1) N 17 "Стул ученический" Высота регулируется в диапазоне: >= 700 < 820 (Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики)
2) N 45 "Стул ученический лабораторный" Высота регулируется в диапазоне: >= 440 < 570 (Участник закупки указывает в заявке диапазон значений характеристик)
3) N 42 Мягкий модуль для сидения тип 1 - в описании заказчик требует противоречивые сведения: Общая глубина конструкции в разложенном состоянии, мм >= 1540 Габаритные размеры в разложенном состоянии (ШхГхВ), мм 1535(5)х1540(5)х1320 (5) Высота от пола до посадочного места верхнего яруса , ММ >= 1020.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктом 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2.9 Инструкции по заполнению заявки присмотрено, что символ "" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
Символ "" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
Символ "_", "+/-" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения.
Комиссия Воронежского УФАС России проанализировав извещение, устанавливает, что по позиции N 17 Стол ученический, Заказчиком указано значение показателя: >= 700 < 820. Однако в Инструкции по заполнению характеристик в заявке участникам закупки необходимо указать точное значение характеристики, что невозможно ввиду того, что высота в Описании объекта закупки установлена в диапазонном значении, которое не может иметь одно точное значение.
В тоже время, при совместим рассмотрении позиции N 17 с позицией N 45 "Стул ученический лабораторный" Высота регулирования в диапазоне: >= 440 < 570, при конкретном указании высоты не будет соблюдено требование регулировки высоты.
Аналогично участникам закупки предоставляется возможность предложить по характеристики N 42 Мягкий модуль для сидения тип 1 следующие значения:
Общая глубина конструкции в разложенном состоянии, мм >= 1540;
Габаритные размеры в разложенном состоянии (ШхГхВ), мм 1535(_5)х1540(_5)х1320 (_5);
Высота от пола до посадочного места верхнего яруса , ММ >= 1020.
Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что например, указав глубину 1535 мм (соответствует 1540(5) мм), данное значение не будет соответствовать требованию >= 1540 мм. Т.е. заказчик требует глубину изделия в узком диапазоне значений (1540 - 1545 мм), усложняя задание избыточной и противоречивой информацией.
То есть, Извещение об осуществлении закупок, составлено таким образом, что фактически не позволяет полнить заявку в соответствии с требованиями Описания объекта закупки.
Статьей 7 Закона о контрактной системе установлено:
1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по Воронежской области считает, что в действиях МБОУ Новохопёрского муниципального района Воронежской области "НОВОХОПЁРСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ПРИНЦИПИУМ" ИМЕНИ ВИКТОРА ТИХОНОВИЧА ПЕТРОВА" содержатся нарушения ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанное нарушение содержит признаки состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно доводу N 3 жалобы Заявителя (Требование к конкретному цвету товара противоречит Закону о контрактной системе и не соответствует иным указаниям законодательства Российской Федерации) Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 часть 1 статья 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В Описании объекта закупки, которое размещено в Извещении N 0131300027824000072, установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Характеристика товара |
Единица измерения |
Количество товара |
|||
Наименование показателей |
Значение показателя |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Обоснование дополнительных характеристик |
|
|
||
99 |
Стеллаж офисный
31.01.11.130
31.01.10.000-00000008 |
Цвет ЛДСП |
Белый Бриллиант |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для соблюдения подобранной цветовой гаммы |
шт |
1.00 |
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара Заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик имеет право указывать такую характеристику, которая требует дополнительного согласования.
Комиссией Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование в части того, что цвет (ЛДСП "Белый Бриллиант") поставляемого товара (Стеллаж офисный 31.01.11.130/31.01.10.000-00000008) определено для соблюдения подобранной цветовой гаммы, не привело к ограничению числа участников, было подано 3 заявки на участие в закупке.
Заявителем не представлены доводы, свидетельствующие о нарушении указанными действиями Заказчика норм Закона о контрактной системе и ограничивающие количество участников закупки.
В соответствии с доводом N 4 жалобы Заявителя (Требование Заказчика о предоставлении образца материала, который, согласно требованию в аукционной документации, необходимо предоставить после заключения контракта) Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На заседании Заявителем не указана норма права, свидетельствующие о нарушении указанными действиями Заказчика норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Верещагина Владимира Валерьевича на действия МБОУ Новохопёрского муниципального района Воронежской области "НОВОХОПЁРСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ПРИНЦИПИУМ" ИМЕНИ ВИКТОРА ТИХОНОВИЧА ПЕТРОВА" при проведении электронного аукциона на поставку ученической мебели для обеспечения муниципальных нужд по строительству объекта "Школа в г. Новохоперске Новохоперского муниципального района Воронежской области" (номер извещения 0131300027824000072) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе с внесением изменения в описание объекта закупки.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14 мая 2024 г. N 036/06/42-609/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024