Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЭС" (далее - заявитель, общество, ООО "ТЭС") на действия Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ОЛТК ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА, заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка водонагревателей электрических" (извещение N 0352100007424000048) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в присутствии представителя заявителя - <_>,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей заказчика - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3873-ЭП/24 от 26.04.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 17.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 353 186,64 руб.
22.04.2024 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Протокол подачи ценовых предложений от 25.04.2024 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы четырьмя участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 321 000 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 116453605, при этом снижение составило 9,11 %.
На основании размещенного 25.04.2024 протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявки всех участников закупки признаны не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и направленных объяснений заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
По мнению общества, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии по осуществлению закупок заказчика, неправомерно принявшей решение об отклонении заявки заявителя по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона.
Согласно представленным заказчиком пояснениям по жалобе (вх. N 4047-ЭП/24 от 03.05.2024) содержание которых сводится к тому, что в действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствуют нарушения требований Федерального закона о контрактной системе.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка водонагревателей электрических.
Характеристики товара были указаны в структурированном виде при формировании извещения об осуществлении закупки с использованием официального сайта ЕИС, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
Описание объекта закупки включало требования о поставке водонагревателей электрических, предусмотренных 2 позициями с указанием показателей, их максимальных и (или) минимальных значениях, и (или) значениях показателей, которые не могут изменяться, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров, установленным заказчиком требованиям.
По обеим позициям, помимо прочих показателей был указан показатель и его значение:
"Внутреннее покрытие:
Эмаль или
Биостеклофарфор".
При этом в графе "Инструкция по заполнению характеристик в заявке" в структурированном виде по данному показателю заказчиком установлено: "Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики".
Аналогичная по содержанию информация содержалась также в электронном документе "Описание объекта закупки".
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению, согласно которой при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе - не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 -8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок (далее - дополнительные требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656, предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия отмечает, что с 01.10.2023 участники закупок могут подавать заявки в части указания характеристик и наименования страны происхождения товара по соответствующей структурированной форме.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.04.2024 заявка участника закупки с идентификационным номером 116453605 была отклонена по следующему основанию:
"Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ). В товарной позиции 1 "Водонагреватель электрический": у характеристики "Внутреннее покрытие" в заявке участника указано значение " Эмаль или
Биостеклофарфор", описанием объекта закупки требовалось указать в заявке только одно значение характеристики. В товарной позиции 2 "Водонагреватель электрический": у характеристики "Внутреннее покрытие" в заявке участника указано значение "
Эмаль или
Биостеклофарфор", описанием объекта закупки требовалось указать в заявке только одно значение характеристики".
Следует отметить, что по аналогичному основанию были отклонены заявки остальных участников рассматриваемой закупки.
В жалобе обществом указано, что заказчиком по показателю "внутренне покрытие" не была предоставлена техническая возможность выбора одного значения для данного показателя при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки с использованием электронной площадки.
По данному факту заказчиком представлены пояснения, в которых в частности указано: "Только из жалобы ООО "ТЭС", поступившей в адрес Омского УФАС России, заказчику стало известно о том, что при подаче заявок на участие в закупке участники электронного аукциона столкнулись с отсутствием технической возможности выбора одного значения характеристики "Внутреннее покрытие". Учитывая, что в экранной форме представления заявки участника, которую рассматривает комиссия, соответствующее поле не было выделено как нередактируемое, подобно тому, как выделяются поля в случае установления требования к указанию значения характеристики "Значение характеристики не может изменяться участником закупки", комиссия не могла знать об отсутствии технической возможности выбора у участников.
Вместе с тем, указание участников закупки характеристики предлагаемого товара не в соответствии с установленными заказчиком требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке, с инструкцией по ее заполнению образуют предусмотренное Законом N 44-ФЗ основание для отклонения заявки комиссией заказчика по осуществлению закупок по причине несоответствия представленных участником закупки информации и документов требованиям, установленным в извещении (Письмо Минфина России от 18.12.2023 N 24-01-10/122331)".
Оценивая правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения об отклонении заявки общества, доводы жалобы заявителя, Комиссия исходила из следующего.
Как было отмечено ранее, в соответствии с частью 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случае непредставления в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 -8 части 12 статьи 48 такого закона.
Извещением о проведении электронного аукциона по показателю товара "Внутреннее покрытие" участнику закупки необходимо было указать только одно значение для данного показателя: эмаль или биостеклофарфор.
Согласно сведениям, полученным от оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 3968-ЭП/24 от 27.04.2024), участником закупки с идентификационным номером заявки 116453605 (ООО "ТЭС") в структурированной форме заявки при предложении товара по позициям 1 и 2 по показателю "внутреннее покрытие" указано "Эмаль или Биостеклофарфор", в то время как в соответствии с описанием объекта закупки участник закупки в заявке должен был указать только одно значение.
Учитывая изложенное, действия комиссии по осуществлению закупок по отклонению заявки заявителя являются правомерными, в связи с чем, Комиссия признает жалобу необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частями 1, 2 и 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в ЕИС. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной.
На основании пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронных документов требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом 2.1 раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном документе" электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" (далее - инструкция по заполнению заявки), размещенного в составе извещения об осуществлении закупки: "Инструкция по заполнению характеристик в заявке содержится в разделе "Информация об объекте закупки" извещения об осуществлении закупки. Информация и документы, включенные в заявку участника закупки, не должны противоречить информации в такой заявке, сформированной участником закупки путем заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки (в структурированном виде)".
Как было отмечено ранее, заказчиком по показателю "внутренне покрытие" не была предоставлена техническая возможность выбора одного значения для данного показателя при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки с использованием электронной площадки, о чем свидетельствуют заявки, поданные участниками закупки.
В связи с указанным, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение статьи 7, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЭС" на действия Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка водонагревателей электрических" (извещение N 0352100007424000048).
2. Признать в действиях Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева" нарушение статьи 7, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Омскому летно-техническому колледжу гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиалу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии |
А.П. Алексина
А.О. Миняева |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 7 мая 2024 г. N 055/06/106-427/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024