Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2024 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>., главного государственного инспектора отдела контроля закупок, <_> ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N87 от 29.03.2024), при участии представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Скопинский межрайонный медицинский центр" <_> (доверенность N5 от 07.05.2024), в присутствии директора ООО "Фармвест" <_>, в отсутствие представителей АО "Сбрбанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Фармвест" на действия Заказчика (Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Скопинский межрайонный медицинский центр") при проведении электронного аукциона на поставку товаров медицинского назначения (извещение N 0859200001124004186 от 17.04.2024) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Скопинский межрайонный медицинский центр" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку товаров медицинского назначения (далее - электронный аукцион).
17 апреля 2024 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 000 000 рубля 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1) Заказчиком в описании объекта закупки применены дополнительные характеристики, не указанные в КТРУ, а именно: "шприц поставляется в трехдетальном исполнении - цилиндр, поршень, уплотнитель, градуировка U-100, размер иглы: калибр 26G или 27G, размер игл: наружный диаметр, размер иглы: номинальная длина", которые не позволяют в полной мере определить потребность Заказчика, а также ограничивает конкуренцию;
2) Заказчик неправомерно объединил в один лот шприцы медицинские и катетеры для периферических сосудов.
В ходе заседания представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N138 от 08.05.2024 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В отзыве на жалобу N1456 от 07.05.2024 Заказчик сообщил, что описание объекта закупки сформировано исходя из потребностей медицинского учреждения и не противоречит Закону о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения сообщили, что считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1) По мнению Заявителя, Заказчиком в описании объекта закупки применены дополнительные характеристики, не указанные в КТРУ, а именно: "шприц поставляется в трехдетальном исполнении - цилиндр, поршень, уплотнитель, градуировка U-100, размер иглы: калибр 26G или 27G, размер игл: наружный диаметр, размер иглы: номинальная длина", которые не позволяют в полной мере определить потребность Заказчика, а также ограничивает конкуренцию.
Согласно с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о ФКС при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о ФКС порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки по позиции 8 установлен код позиции КТРУ 32.50.13.110-03210 "Шприц инсулиновый/неубираемая игл".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что лечебным учреждением в описании объекта закупки применена в том числе позиция КТРУ 32.50.13.110-03210 "Шприц инсулиновый/неубираемая игл", в которой отсутствуют значимые для медицинского центра характеристики, ввиду чего Заказчик указал дополнительные значения, чтобы конкретизировать свою потребность.
В силу пунктов 5, 6 Правил использования КТРУ заказчики вправе указывать в описании объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования дополнительной информации.
В ходе заседания Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки, в том числе по позиции N8, Заказчик руководствовался КТРУ, используя обязательные для применения, а также дополнительные характеристики, что позволило в наибольшей степени удовлетворить потребности Заказчика, а также соблюсти правила использования КТРУ. Вся дополнительная информация, содержащаяся в описании объекта закупки, обоснована Заказчиком в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ N145.
Кроме того, закупаемый Заказчиком товар не включен в перечень Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 и в перечень Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, ввиду чего Заказчик правомочен указывать в описании объекта закупки дополнительные характеристики при условии наличия обоснования их применения.
Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара по позиции 8 на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить спорный товар, Комиссии не представлено.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения извещения о закупке при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону о ФКС и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.
2) По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно объединил в один лот шприцы медицинские и катетеры для периферических сосудов.
Согласно с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о ФКС при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о ФКС порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о ФКС при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о ФКС федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Во исполнение ст. 14 Закона о ФКС, Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102), а также приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N126н).
В силу п. 1 Постановления N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1).
Пунктом 2(2) Постановления N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
Так, согласно примечанию к перечню N 1 Постановления N 102 при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, при установлении ограничений и условий допуска в соответствии с Постановлением N 102 заказчик руководствуется наличием совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия, указанных в Перечне.
Перечень N 1 Постановления N 102 содержит код ОКПД2 - 32.50.13.110, наименование - "иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них".
Несмотря на то, что указанный код ОКПД2 включен в Перечень N 1 Постановления N102, наименование вида медицинского изделия "Катетер для периферических сосудов" отсутствует.
Довод Заказчика о том, что "катетер для периферических сосудов" относится к инструментам колющим опровергается положениями ГОСТ 25725-89 "Государственного стандарта Союза ССР. Инструменты медицинские. Термины и определения". Так, к видам колющих инструментов относятся трубчатая игла, стержневая игла, прокалывающая игла, накалывающая игла, троакар. В свою очередь, катетер для периферических сосудов в указанном ГОСТе не упоминается.
Приведенная позиция подтверждается в том числе описанием товара, содержащемся в выбранной позиции КТРУ 32.50.13.110-00004593 и размещенном в ЕИС, а именно: "стерильная гибкая трубка предназначена для введения в кровеносные сосуды конечностей, доступные для чрескожного введения (т.е. периферические сосуды), и имеет небольшую длину для удержания ее дистального конца вблизи места введения".
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об обоснованности довода жалобы, поскольку катетер для периферических сосудов отсутствует в наименованиях медицинских изделий с кодом ОКПД2 32.50.13.110, перечисленным в перечне N 1 к Постановлению N102.
Действия Заказчика нарушают п. 15 ч. 1 ст. 42, ч. 3 ст. 14 Закона о ФКС и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Фармвест" обоснованной в части объединения в один лот закупки товаров, включенных и не включенных в соответствующие перечни, установленные Постановлением N102.
2. Признать Заказчика (Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Скопинский межрайонный медицинский центр") нарушившим часть 3 статьи 14 и п. 15 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Скопинский межрайонный медицинский центр"), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области") и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/106-275/2024 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 15 мая 2024 г. N 062/06/106-275/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024