Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2024 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, главного государственного инспектора отдела контроля закупок, <_>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N87 от 29.03.2024), при участии представителей Государственного бюджетного учреждения культуры Рязанской области "Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького" <_> (доверенность б/н от 08.05.2024), <_> (доверенность б/н от 08.05.2024), в отсутствие представителей ООО "Фабрика знаний", уведомленных надлежащим образом, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Фабрика знаний" (вх. 2340-ЭП/24 от 03.05.2024) на действия Заказчика (Государственного бюджетного учреждения культуры Рязанской области "Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького") при проведении электронного аукциона в электронной форме на поставку демонстрационно-образовательного комплекта в рамках оснащения школы креативных индустрий (извещение N 0859200001124003222 от 01.04.2024) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением культуры Рязанской области "Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку демонстрационно-образовательного комплекта в рамках оснащения школы креативных индустрий (далее - электронный аукцион).
01 апреля 2024 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 45 373 943 рубля 67 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1) Заказчик неправомерно установил запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку в реестре российского программного обеспечения отсутствует товар, который по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам соответствует установленным Заказчиком требованиям;
2) Описание объекта закупки не отвечает требованиям Закона о ФКС:
- по позиции 19 линейных и выходов Jack небалансных AUX 8 шт, не понятно какие и в каком количестве должны присутствовать выходы - разъемы;
- по позиции 2 "Стереопара микрофонов" установлена единица измерения вольт для характеристики "Питание", что вводит в заблуждение участников закупки;
- по позиции 22 "Автоматизированное рабочее место" установлены характеристики: количество ядер > 12, количество потоков 20, но не указанно к чему именно относятся данные характеристики;
- по позиции 78 "Сборная трехстворчатая ширма с хромакеем" установлена характеристика плотность ткани 280 грамм на метр, вместе с тем плотность ткани измеряется в граммах на квадратный метр;
- по позиции 48 "Панорамный комплект, водонепроницаемость - наличие", не указан код IP - система кодификации, применяемая для обозначения степеней защиты, обеспечиваемых оболочкой, от доступа к опасным частям, попадания внешних твердых предметов, воды, а также для предоставления дополнительной информации, связанной с такой защитой;
- по позиции 117 "Интерактивный голографический комплекс со встроенной системой управления жестами", к одной и той же характеристике предъявляются разные требования.
В отзыве на жалобу N137 от 08.05.2024 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки. В частности, Заказчик воспользовался предоставленным ему Федеральным законом правом в необходимой степени детализировать объект закупки, исходя из своих объективных потребностей.
В отзыве на жалобу N845 от 08.05.2024 Заказчик сообщил, что описание объекта закупки не противоречит Закону о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения сообщили, что считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил Запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку в реестре российского программного обеспечения отсутствует товар, который по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам соответствует установленным Заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В развитие статьи 14 Закона о ФКС принято Постановление N 1236, которое устанавливает запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно подпункту "б" п. 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Требуемое программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Кроме того, в реестр российского программного обеспечения включены сведения о программном обеспечении, которое соответствует классу программного обеспечения, по функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам программному обеспечению требуемому Заказчику:
- операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, разрядностью - 64 bit, обеспечивающей работу распространенных образовательных, графических, звуковых и архитектурных приложений, совместимой с сервисом ПО и АИС. Реестровая запись N4285 от 29.03.2018 г.
- установленный пакет лицензионного офисного программного обеспечения, совместимого с установленной операционной системой. Реестровая запись N4557 от 05.07.2018 г.
- графический редактор (бессрочно). Реестровая запись N 4285 от 29.03.2018 г.
Документов обратного в материалы дела не представлено.
На основании вышесказанного, в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком правомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с требованиями Постановления N 1236.
2) Описание объекта закупки не отвечает требованиям Закона о ФКС:
- по позиции 19 линейных и выходов Jack небалансных AUX 8 шт, не понятно какие и в каком количестве должны присутствовать выходы - разъемы;
- по позиции 2 "Стереопара микрофонов" установлена единица измерения вольт для характеристики "Питание", что вводит в заблуждение участников закупки;
- по позиции 22 "Автоматизированное рабочее место" установлены характеристики: количество ядер > 12, количество потоков 20, но не указанно к чему именно относятся данные характеристики;
- по позиции 78 "Сборная трехстворчатая ширма с хромакеем" установлена характеристика плотность ткани 280 грамм на метр, вместе с тем плотность ткани измеряется в граммах на квадратный метр;
- по позиции 48 "Панорамный комплект, водонепроницаемость - наличие", не указан код IP - система кодификации, применяемая для обозначения степеней защиты, обеспечиваемых оболочкой, от доступа к опасным частям, попадания внешних твердых предметов, воды, а также для предоставления дополнительной информации, связанной с такой защитой;
- по позиции 117 "Интерактивный голографический комплекс со встроенной системой управления жестами", к одной и той же характеристике предъявляются разные требования.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о ФКС при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о ФКС извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о ФКС заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в описание объекта закупки такие товары и требования к товару, их технические и качественные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Закон о ФКС не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии со ст. 33 Закона о ФКС им установлено требование к минимальному количеству линейных и выходов Jack небалансных AUX. Заказчик, таким образом, определил тип разъема - Jack.
Комиссия Рязанского УФАС России отмечает, что характеристика, установленная в описании объекта закупки по позиции 3 "Стереопара конденсаторных микрофонов" является стандартной для большинства студийных, вокальных, инструментальных микронов и обозначает необходимость в фантомном питании микрофона с напряжением 48 В. Так, проведя анализ сайтов в сети Интернет, на которых приведены технические характеристики стереопары конденсаторных микрофонов, установлено, что данная характеристика указывается в том виде, в котором она указана в описании объекта закупки.
В описании объекта закупки по позиции 48 "Панорамный комплект" установлено требование водонепроницаемость - наличие, то есть установлено требование к наличию свойства водонепроницаемости, иные характеристики водонепроницаемости отсутствуют.
По позиции 22 "Автоматизированное рабочее место" при прочтении все установленных характеристик можно сделать однозначный вывод, что данные требования установлены для центрального процессора, так как требования к графическому процессору установлены отдельным блоком.
Характеристика по позиции 78 "Сборная трехстворчатая ширма с хромокеем" - плотность ткани 280 грамм на метр является стандартной для ткани, реализуемой погонным метражом.
В части характеристик установленных для позиции 117 "Интерактивный голографический комплекс со встроенной системой управления жестами" Комиссия Рязанского УФАС России отмечает, что совокупность установленных требований в каждом из блоков описания позволяет сделать вывод о том, к какому процессору установлены данные требования.
Таким образом, описание объекта закупки содержит все значимые для учреждения характеристики закупаемого товара, определен их объем.
Более того, Заявитель, являясь профессиональным участником рынка, обладая необходимыми знаниями в данной области, мог уточнить (при необходимости) требуемые показатели для формирования своей заявки путем направления запроса на разъяснение положений извещения о проведении электронного аукциона для получения необходимой информации, однако указанным правом не воспользовался.
На участие в закупке подано 2 заявки, которые допущены до участия в закупочной процедуре, соответственно, имеются потенциальные поставщики, готовые поставить необходимый товар.
Между тем, Заявителем не представлены надлежащие доказательства не возможности поставки товара с данными характеристиками.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что данный довод Заявителя не обоснован, поскольку извещение об осуществлении закупки в указанной части не противоречит требованиям Закона о ФКС.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Фабрика знаний" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель
Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 16 мая 2024 г. N 062/06/106-274/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024