Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2024 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, главного государственного инспектора отдела контроля закупок, <_>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N87 от 29.03.2024), при участии представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Александро-Невская районная больница" <_> (доверенность N5 от 14.05.2024), в отсутствие представителей ООО "Медико-производственная компания "Елец", уведомленных надлежащим образом, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Медико-производственная компания "Елец" на действия Заказчика (Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Александро-Невская районная больница") при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (шприцы медицинские одноразовые, игла для забора крови) (извещение N 0859200001124004517 от 24.04.2024) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Александро-Невская районная больница" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (шприцы медицинские одноразовые, игла для забора крови) (далее - электронный аукцион).
24 апреля 2024 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 302 711 рубля 50 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1) Заказчиком в описании объекта закупки не обосновано применены дополнительные характеристики, не указанные в КТРУ, что ограничивает конкуренцию;
2) Заказчик составил описание объекта закупки, в частности, по позиции N7 таким образом, что поставляемый товар соответствует единственному производителю - ООО "ПАРАМЕД КОНСАЛТИНГ".
В отзыве на жалобу N145 от 15.05.2024 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В отзыве на жалобу б/н б/д Заказчик сообщил, что описание объекта закупки сформировано исходя из потребностей медицинского учреждения и не противоречит Закону о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения сообщили, что считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1) Заказчиком в описании объекта закупки не обосновано применены дополнительные характеристики, не указанные в КТРУ, что ограничивает конкуренцию.
Согласно с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о ФКС при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о ФКС порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлены коды позиции КТРУ 32.50.13.110-00004568 "шприц общего назначения", 32.50.13.110-00005193 "шприц туберкулиновый/для аллергологических проб/в комплекте с иглой, стандартный", 32.50.13.110-00005042 "игла для забора крови, стандартная".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что лечебным учреждением применены дополнительные характеристики для достижения оказания качественной медицинской помощи и обеспечением оптимальных условий для этой деятельности.
Так, характеристика "градуированный объем со значением ">2 и <3 мл" соответствует КТРУ 32.50.13.110-00004568. Заказчик обязан указывать имеющиеся в КТРУ характеристики в соответствии с каталогом, при этом по характеристике "градуированный объем" в каталог включено множество вариантов, из которых Заказчик выбирает тот, что соответствует его потребности.
Диаметр иглы влияет на скорость вытекания жидкости, площадь протокола, степень травматичности и интенсивность болевых ощущений, соответственно, является важной для лечебного процесса характеристикой. Заказчик требует диаметр иглы 0,55 мм, который обеспечивает комфорт для пациентов за счет сокращения болезненных ощущений и умешает травматичность инъекции, при этом сохраняет хорошую пропускную способность иглы. Такой диаметр иглы является оптимальным для шприца требуемого объема.
Защитный механизм приводит к блокированию иглы после применения и является надежным способом защиты от повторного использования, исключающий человеческий фактор.
Заказчик при подготовки извещения об осуществлении закупки руководствовался законодательством, а также имеющийся правоприменительной практикой антимонопольных органов, осуществляющих контроль в сфере закупок.
В силу пунктов 5, 6 Правил использования КТРУ заказчики вправе указывать в описании объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования дополнительной информации.
В ходе заседания Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался КТРУ, используя обязательные для применения, а также дополнительные характеристики, что позволило в наибольшей степени удовлетворить потребности Заказчика, а также соблюсти правила использования КТРУ. Вся дополнительная информация, содержащаяся в описании объекта закупки, обоснована Заказчиком в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ N145.
Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить спорный товар, Комиссии не представлено.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения извещения о закупке при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону о ФКС и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.
2) По мнению Заявителя, Заказчик составил описание объекта закупки, в частности по позиции N7 таким образом, что поставляемый товар соответствует единственному производителю - ООО "ПАРАМЕД КОНСАЛТИНГ".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о ФКС заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в описание объекта закупки такие товары и требования к товару, их технические и качественные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения (шприцы медицинские одноразовые, игла для забора крови).
Согласно части 1 статьи 12 Закона о ФКС государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки по позиции N7 установлен код КТРУ 32.50.13.110-00004568 "шприц общего назначения".
В ходе заседания представитель Заказчика пояснил, что при планировании закупки Заказчиком проведен анализ рынка, по результатам которого установлено наличие нескольких регистрационных удостоверений, по которым возможно производство шприцев с характеристиками, отвечающими требованиям технического задания.
Так, описанию объекта закупки соответствует оборудование как минимум трех производителей:
1. ООО "Парамед Консалтинг", РЗН N2022/18223;
2. ООО "СФ Медикал Продактс ГмбХ", ФСЗ 2009/0562;
3. Шаньдун Вейгао Груп Медикал Полимер Продактс Ко, ЛТД, ФСЗ 2010/07421.
Таким образом, Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в оспариваемом пункте "Описания объекта закупки" требование к характеристики не носят ограничительный характер и установлена не в противоречие с требованиями Закона о ФКС; объект закупки описан исходя из имеющихся потребностей Заказчика, с учетом положений Закона о ФКС; доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции, Заявителем не представлено.
Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить спорный товар, Комиссии не представлено.
Комиссия Рязанского УФАС также отмечает, что Постановление N102 устанавливает именно ограничение для участия в закупке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, но не устанавливает запрет для такого участия. Так, участие в закупке могут принять как участники, предлагающие медицинские изделия отечественного производства, так и иностранную медицинскую продукцию.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения извещения о закупке при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону о ФКС и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Медико-производственная компания "Елец" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 17 мая 2024 г. N 062/06/106-290/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024