Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Члены Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "Квазар", ВАВТ Минэкономразвития России, рассмотрев жалобу ООО "Квазар" (далее - Заявитель) на действия ВАВТ Минэкономразвития России (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку материалов для организационно-вычислительной техники (Закупка N0373100036224000004) (далее - запрос котировок) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-20596 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что при формировании извещения Заказчиком выбран неверный код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), в частности код 28.23.26.000 "Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов", в то время как, по мнению Заявителя, закупаемым Заказчиком товарам "Картридж", соответствует код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода". При этом Заявитель также указывает, что вышеуказанное нарушение повлекло за собой неправомерное неустановление ограничений допуска промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного положениями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению о проведении закупочной процедуры, Заказчиком закупаются в том числе такие товары как "Картридж Xerox WC 3225 (два картриджа в упаковке) 106R02782", "Картридж 2024-20596 3 голубой HP 651A (CE341A) для HP LaserJet color M775", при этом указано на соответствие закупаемых товаров коду ОКПД2 28.23.26.000 "Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов".
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Абз.4 п.2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Комиссией Управления установлено, что указанный в извещении об осуществлении закупки код ОКПД2 28.23.26.000 "Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов" не входит в Перечень, установленный положениями Постановления N878, при этом код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы 2024-20596 4 замены типовые устройств ввода и вывода" включен в подгруппу кодов ОКПД2 26.20.4 "Блоки, части и принадлежности вычислительных машин", которая, в свою очередь, включена в указанный Перечень.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что используемый Заказчиком при формировании извещения код ОКПД2 28.23.26.000 "Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов" в полной мере соотносится с закупаемым Заказчиком товарами, в том числе с товарами "Картридж", так как закупка картриджей осуществляется Заказчиком для многофункциональных устройств, которые являются фотокопировальными аппаратами, предназначенными для получения копий документов, фотографий, рисунков и других изображений на бумаге. Комиссией Управления установлено, что в ОКПД2 присутствует следующее детализирующее пояснение кода ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода": Эта группировка в том числе включает:
- емкости с тонером и тонерные отсеки для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- фотопроводниковые блоки формирования изображения и блоки переноса (барабаны, ленты) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи однокомпонентные (в одном корпусе совмещен блок фотобарабана и тонерный отсек);
- емкости с магнитным носителем порошка (девелопер) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с чернилами для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, красящие ленты для матричных и литерных принтеров;
- картриджи для струйных и каплеструйных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- средства очистки системы печати для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, блоки сбора отработанного тонера для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи и прочие расходные материалы для сублимационных принтеров. Комиссия Управления отмечает, что при формировании описания объекта закупки, в частности при выборе кода ОКПД2, Заказчику надлежит руководствоваться, в том числе, детализированными пояснениями ОКПД2.
Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, таким товарам как 2024-20596 5 "Картридж с тонером", наиболее соответствует код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода", так как детализирующее описание такого кода ОКПД2 соответствует закупаемому товару, в то время как код ОКПД2 28.23.26.000 "Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов", используемый Заказчиком, не содержит детализирующего описания.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что ОКПД2 28.23.26.000 "Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов" установлен Заказчиком неправомерно, так как при наличии наиболее соответствующего кода ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода", содержащего детализирующее описание товара, закупаемого в рамках конкурентной процедуры, Заказчику надлежит использовать такой код ОКПД2.
При этом, нарушения, допущенные Заказчиком при определении кода ОКПД2 закупаемого товара, повлекли за собой неправомерное неустановление Заказчиком ограничений, предусмотренных Постановлением N878.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.3 ст.14, п.1 ч.1 ст.33, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в составе извещения неправомерно установлено требование о поставке исключительно оригинальных товаров, без возможности поставки эквивалентной продукции, а также установлено неисполнимое требование о предоставления гарантии производителя на поставляемые картриджи.
В силу п.4 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может содержать требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, 2024-20596 6 должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что, согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлен перечень необходимых к поставке товаров, например, по п.18 "Картридж черный HP 651A (CE340A) для HP LaserJet color M775".
Также Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки указано в том числе следующее:
- "Электронные чипы (если такие предусмотрены конструкцией) должны быть оригинальными, без следов использования и обеспечивать функциональную совместимость с оборудованием, для которого Товары предназначены";
- "Допускается поставка оригинальных контрактных картриджей (изготовленных производителем печатного оборудования, не предназначенных для розничных продаж). Оригинальные контрактные картриджи - полностью оригинальная продукция, обеспечивающаяся теми же условиями гарантии, что и оригинальные расходные материалы, по всем параметрам, свойствам и техническим характеристикам, полностью идентичны соответствующим им обычным оригинальным картриджам. Упаковка оригинальных контрактных картриджей должна содержать логотип производителя, защитный ярлык (защитную наклейку) и должна соответствовать маркировке Товара. Подтверждением оригинальности контрактных картриджей является письмо производителя соответствующего оборудования, для которого приобретаются картриджи". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках обжалуемой закупки Заказчиком закупаются расходные материалы к печатающим устройствам компаний "HP", "Xerox" находящимся у Заказчика, при этом инструкциями по эксплуатации таких устройств не рекомендовано использование картриджей сторонних производителей, а в случае поломки оборудования, в следствии использования картриджей сторонних производителей, гарантийное обслуживание оборудования не осуществляется. В подтверждение своей позиции представитель Заказчика представил выдержки из инструкции по применению оборудования, информационных писем производителей оборудования. Так, например, инструкции по эксплуатации оборудования "LaserJet Enterprise 700 Color MFP" в том числе указано:
- "HP Company не рекомендует использовать картриджи с тонером сторонних производителей - ни новые, ни повторно заправленные";
- "Использование в принтерах HP картриджей с тонером других производителей (не HP) или повторно заправленных картриджей, не влияет на гарантийные обязательства перед клиентом или на доступность клиентской поддержки HP. Однако, если сбой или повреждение связано с использованием картриджа другого производителя (не HP) или повторно заправленного картриджа, компанией HP взимается оплата за время и материалы по стандартным расценкам за 2024-20596 7 обслуживание устройства в связи с конкретным сбоем или повреждением".
Согласно пп."в" п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае осуществления закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Комиссия Управления отмечает, что положениями ст.33 Закона о контрактной системе определено, что допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак, в том числе при условии закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, в технической документации производителей прямо не указано на необходимость использования оригинальных расходных материалов, для обеспечения надлежащего функционирования устройства и сохранения гарантийных обязательств. Вместе с тем, в данном случае речь идёт не о фактической совместимости или несовместимости оборудования Заказчика и расходных материалов сторонних производителей, а о потребности Заказчика в оригинальных расходных материалов для сохранения гарантийного обслуживания на имеющееся у него оборудование. При этом Комиссия Управления также отмечает, что из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать описание объекта закупки требования, которые являются для него объективно значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что на этапе формирования закупки Заказчиком получены коммерческие предложения, указывающие на готовность субъектов экономической деятельности исполнить контракт на 2024-20596 8 условиях, обозначенных в извещении об осуществлении закупки, что, в свою очередь, свидетельствует о возможности исполнения таких условий, в то время как на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов, однозначно указывающих на факт неисполнимости условий поставки товаров.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-20596 9
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Квазар" на действия ВАВТ Минэкономразвития России обоснованной в части неправомерного определения кода ОКПД2 закупаемого товара, что повлекло за собой неустановление ограничений, предусмотренных Постановлением N878.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.3 ст.14, п.1 ч.1 ст.33, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Матюшенко О.А. Челновой Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-20596
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 мая 2024 г. N 077/06/106-5998/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024