Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителей: ООО "БИОСВЯЗЬ": М.М. Прокопенко (по доверенности N б/н от 10.01.2024); ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии": Н.В. Мельниковой (по доверенности N 410-01-33/35 от 19.01.2024), Д.В. Стародубцева (по доверенности N 410-01-02/55 от 24.01.2024), М.С.Хасяновой (по доверенности N 410-01-33/37 от 19.01.2024); рассмотрев жалобу ООО "БИОСВЯЗЬ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (многофункционального комплекса) (Закупка N 0373100025724000132) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-21363 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч. 2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, 2024-21363 3 документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что объектом данной закупочной процедуры является поставка медицинского изделия (многофункционального комплекса), с начальной (максимальной) ценой контракта: 1 542 684,00 руб. При этом Комиссией Управления установлено, что согласно Приложению N 1 (Описание объекта закупки), размещенного в составе изменений извещения о проведении электронного аукциона от 26.04.2024 NИИ1, Заказчиком установлены требования к закупаемому медицинскому изделию "Система биологической обратной связи", в том числе:
3.Датчик ЭМГ устанавливается на кожу в область тренируемой мышцы;
4.Возможность регистрации сокращений мышц при помощи одноразовых электродов;
5.Обеспечение Кардио -БОС- тренинга по ЧСС и ЧД для выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания;
6.Возможность регистрации ЧСС и ЧД с внутренней стороны запястья правой и левой руки без необходимости оголять грудную клетку обучающегося;
14.Режим работы одномониторный при возможности одновременного отслеживания параметров ЧСС, ЧД, ЭМГ;
15.Использование библиотеки процедур БОС-тренинга, в том числе:
16.Возможность создавать новые шаблоны, вносить в них изменения и сохранять;
31.Комплектность: электроды одноразовые;
32.Сумка-чехол; 33.
Двухмониторный компьютерный комплекс;
34. Ноутбук. В составе жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком порядка дачи разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с 2024-21363 4 использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. На заседании Комиссии Управления установлено, что участником закупки направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки от 26.04.2024, в составе которого указано (выдержка из запроса): "Описание объекта закупки, представленное в Таблице N1, в частности, содержит столбец "Наименование параметров". Пункты от 35 до 35.19 содержат параметры немедицинского изделия, в том числе:
35. Программно-модульный комплекс для тренировки двигательных навыков; 35.1.
Назначение;
35.2.Немедицинская коррекция и формирование компенсации сенсорных и двигательных расстройств в адаптивном физическом воспитании и спорте;
35.3.Улучшение зрительно-моторной координации, тренировка концентрации внимания, повышение уровня концентрации внимания;
35.4.Комплекс должен состоять из модульной и программной части, которые при совместном применении должны быть предназначены для решения коррекционных задач;
35.5.Регистрация, индикация, преобразование и передачи в ПК слабых низкочастотных сигналов. Пункты от 35 до 35.19 содержат параметры немедицинского изделия. Вероятнее всего немедицинское изделие является товаром "Программно- модульное устройство для тренировки двигательных навыков "Баланс" производства ООО "НПФ "Амалтея" (ИНН 7813123876).
Таким образом, аукционная документация (описание объекта закупки) содержит описание медицинского и немедицинского изделия, объединённого в один лот, что является нарушением Закона о контрактной системе. Вопрос: Почему закупаемым товаром является медицинское изделие "Система биологической обратной связи", а описание объекта закупки содержит информацию о медицинском и немедицинском изделиях?". Заказчиком на вышеуказанный запрос даны разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 26.04.2024 NРИ1: "В аукционную документацию Приложение N1 (Описание объекта закупки) будет внесено изменение.". 2024-21363 5 Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заказчик в описании объекта закупки исключил описание немедицинского товара (пункты 35 до 35.19, которые содержали параметры немедицинского изделия). однако, начальная (максимальная) цена контракта закупаемого товара осталась неизменной: 1 542 684,00 руб.
В соответствии с ч.1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в связи с поступившим запросом Заказчиком внесены изменения в положения извещения. Изменения были внесены в связи с допущением технической ошибки при публикации описания объекта закупки. Вместе с тем расчет начальной (максимальной) цены контракта выполнен на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 мая 2020 г. N 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий". Заказчик для обоснования цены использовал коммерческие предложения. Заказчиком было получено три коммерческих предложения: N УТ-1249 от 31.01.2024 г. на товар: "Многофункциональный комплекс БОС в комплектации": БОС "ТОНУС" для коррекции нарушений опорно-двигательной системы; БОС "НЕЙРОКУРС" для профилактики и коррекции психоэмоционального состояния. Цена: 1 402 440,00 руб.; N104 от 31.01.2024 г. на товар: "Многофункциональный комплекс БОС в комплектации": Система БОС "Кинезис" Нейротех комплексная для психофизиологического тренинга и коррекции разнообразных психоэмоциональных и функциональных расстройств ; Система БОС "Колибри" Нейротех для коррекци и проведения реабилитационных тренингов опорно-двигательного аппарата методом биологической обратной связи. Цена: 1 542 684,00 руб. N102049 от 31.01.2024 г. на товар: "Многофункциональный комплекс БОС в комплектации": Бослаб Профессиональный + для проведения психофизиологической диагностики; Бослаб Миографический для лечения и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата с помощью миографического биоуправления. Цена: 1 682 928,00.
В стоимость комплекса включены стоимость оборудования, доставка, ввод в эксплуатацию. В Приложении N 2 определена одна позиция поставляемого товара - многофункциональный комплекс, который состоит в комплексе из двух приборов, а не одного, на что ссылается Заявитель. 2024-21363 6 На основании вышеизложенного Комиссией Управления установлено, что вышеуказанный ответ Заказчика на запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки от 26.04.2024 NРИ1 является ответом по существу поставленного вопроса. Кроме того, в силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе Заявителем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе. Комиссия Управления также отмечает, что Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что при исключении определенных характеристик закупаемого товара, должна изменяться его цена.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалоб не нашел своего подтверждения и является необоснованным. При этом согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5,8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе. Ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. При этом, согласно ч.1 ст.18 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком при формировании плана-графика.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета. 2024-21363 7 На основании вышеизложенного, рассмотрение жалоб участников закупок на предмет правомерности обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Московского УФАС России. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "БИОСВЯЗЬ" на действия ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: М.О. Мацнева А.И. Рахматуллаев Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-21363
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 мая 2024 г. N 077/06/106-6280/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024