Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя ГКУ "Технический Центр Департамента Культуры Города Москвы": К.Ю. Мавриной (по доверенности от 18.12.2023 NТЦ- 15-77/23), Е.А. Тагиль (по доверенности от 07.05.2024 NТЦ-15-39/24), в отсутствие представителей ООО "Брокер Групп", о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных Московским УФАС России посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Брокер Групп" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Технический Центр Департамента Культуры Города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации на благоустройство прилегающей территории ГБУДО г. Москвы "ДШИ им. С.И.Мамонтова" по адресу:
г. Москва, Ярославское ш., д. 65 (Закупка N 0373200138224000141) (далее - конкурс, электронный конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере 2024-21690 2 закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе жалобы Заявитель указывает на наличие неправомерного требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, поскольку, по мнению Заявителя, на объект закупки не включает работы по выполнению подготовке проектной документации, предусмотренные Градостроительным Кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с ч.1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На основании ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, 2024-21690 3 информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупочной процедуры является разработка проектно-сметной документации на благоустройство прилегающей территории ГБУДО г. Москвы "ДШИ им. С.И.Мамонтова", при этом Заказчиком установлено в том числе следующее требование к участникам закупки: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования при соблюдении в совокупности условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 и ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данное требование не применяется к участникам закупки, указанным в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.".
В силу п.15 ч.1 ГрК РФ инженерные изыскания - это изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования. Ч.1 ст.55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно ч.8 ст.55.5 ГрК РФ требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также 2024-21690 4 строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с ч.1 ст.48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных ч.12.2 ст.48 ГрК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, исходя положений ч.1 и ч.2 ст.48 ГрК РФ, архитектурно- строительное проектирование осуществляется посредством подготовки проектной документации в отношении объектов капитального строительства и их частей, строящихся, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
В силу п.10 ч.1 ГрК РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Вместе с этим, согласно п.36 ч.1 ГрК РФ, благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего 2024-21690 5 пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком определены виды территорий, подлежащие проектированию: по п.1 "Услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов, кроме объектов культурного наследия": "Вид территории: Территория ограниченного пользования и/или специального назначения"; по п.2 "Услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов, кроме объектов культурного наследия": "Вид территории: Территория ограниченного пользования и/или специального назначения; Вид дополнительной работы (услуги) при разработке проектной документации благоустройства территории: Инженерные изыскания". Комиссией Управления также определено, что в Приложение N1 к Техническому заданию конкретизированы объекты территорий, подлежащие проектированию, в частности: "1.Организация рельефа.
2.Озеленение.
3.Покрытие территории (твердое, мягкое, газонное,комбинированное).
4.Сопряжение поверхностей.
5.Ограждения.
6.Малые архитектурные формы.
7.Освещение и осветительное оборудование.
8.Некапитальные нестационарные сооружения.
9.Гидроизоляция наружных стен". Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, в требованиях к составу и объему работ по разработке проектной документации на благоустройство территории отсутствует указание на необходимость проведения инженерных изысканий в отношении работ по возведению, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства при осуществлении закупаемых работ. В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что при установлении требований к участникам закупочной процедуры Заказчику надлежит руководствоваться фактически установленными положениями описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что объект закупочной процедуры не относится к архитектурно-строительному 2024-21690 6 проектированию в понимании Градостроительного кодекса Российской Федерации, ввиду чего требование о членстве участников закупочной процедуры в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования является неправомерным.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе при формировании извещения, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-21690 7
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Брокер Групп" на действия ГКУ "Технический Центр Департамента Культуры Города Москвы" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии: Н.А. Узкий М.В.Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-21690
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 мая 2024 г. N 077/06/106-5952/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024