Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей прокуратуры г. Москвы, ООО "АМ-БЕЗОПАСНОСТЬ", рассмотрев жалобу ООО "АМ-БЕЗОПАСНОСТЬ" (далее - Заявитель) на действия прокуратуры г. Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку рентгенотелевизионной установки (интроскопа) для нужд прокуратуры г. Москвы (Закупка N0373100033924000013) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-21799 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе 2024-21799 3 стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком сформировано неправомерное описание объекта закупки, поскольку в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 02.05.2024 NИИ1 Заказчиком закупается товар с использованием кода ОКПД2 26.51.66.125 "Приборы радиационного неразрушающего контроля", при этом фактически для закупаемого товара предусмотрена следующая позиция каталога товаров работ и услуг (далее - КТРУ) с соответствующим описанием: 26.60.11.113-00000066 "Рентгенотелевизионная установка досмотра багажа" и кодом ОКПД2 26.51.66.129 который также включен в перечень товаров, попадающих под ограничение допуска иностранных товаров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения 2024-21799 4 государственных и муниципальных нужд. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план- график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) 2024-21799 5 дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что существующие позиции КТРУ, в том числе указанная Заявителем, не учитывают и не описывают ключевые характеристики требуемого Заказчику оборудования, ввиду чего Заказчиком сформированы требования в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, при этом отметил, что закупаемому товару соответствует именно код ОКПД2 26.51.66.125 "Приборы радиационного неразрушающего 2024-21799 6 контроля", в то время как предусмотренный позицией КТРУ код ОКПД2 26.51.66.129 "Приборы неразрушающего контроля прочие" не отвечает объекту закупки. При этом представитель Заказчика обратил внимание, что Заказчик с учетом задач, для решения которых приобретается товар, а именно:
- обеспечение безопасности посетителей и сотрудников прокуратуры г. Москвы, - предупреждения террористических актов в здании Заказчика, - повышения эффективности на предмет выявления опасных веществ и материалов, - скорости и тщательности досмотра личных вещей посетителей в том числе лиц с ограниченными возможностями, - требуемые габариты, в целях не загромождения путей эвакуации. Применение характеристик, которым должен отвечать закупаемый товар, исходя из потребности Заказчика, таких как:
- система автоматического обнаружения взрывчатых веществ и наркотиков, - программа проекции изображений опасных предметов, - разделение органики, плавное увеличение до 64-х кратного, - увеличение в режиме "лупа", - высота конвейера, - скорость конвейера, - уровень шума, - проникающая способность в стали, - рентгеновская доза при досмотре (максимальная), - вес установки, управляющий компьютер, наличие ЖК монитора, - клавиатура управления, - наличие колес, - наличие выходного рольганга, - дифференциация опасных объектов по цветам, - увеличение изображения, повторный просмотр изображений, - цикл работы, - безопасность для фотопленок, - сканирование в обоих направлениях, - выходной роликовый стол, - режим изображения, качество изображения, - индикация даты/времени, счётчик багажа за сессию, счет багажа за все время, время работы генератора за сессию и за все время, - количество циклов включения генератора за все время и за сессию, индикация рабочего режима, - личный код пользователя, - функция возврата к предыдущим изображениям, - автоматическое сохранение изображений в формате TIFF, PNG, BMP, JPG, - обзор увеличенного изображения, - свободно программируемые кнопки 2024-21799 7 Таким образом, требования закупочной документации сформированы корректно, поскольку продукция, указанная Заявителем в составе жалобы, по коду КТРУ 26.60.11.113-00000066 не удовлетворяет всей совокупности установленных требований и как следствие такая позиция КТРУ не может быть использована в рамках описания товара рассматриваемой закупочной процедуры. Представитель Заказчика также отметил, что использованный код ОКПД2 26.51.66.125 под действия ограничения Постановления N878 не попадает, ввиду чего в составе извещения о проведении закупки не применяются такие ограничения. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236), поскольку в рамках рассматриваемой закупочной процедуры Заказчиком не приобретаются права на программное обеспечение.
Согласно п.2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Комиссией Управления установлено, что согласно Извещения о проведении электронного аукциона от 02.05.2024 NИИ1 Заказчиком установлен запрет, предусмотренный положениями Постановлением N1236.
П.2(1) Постановления N1236 установлено, что для целей применения п.2 Постановления N1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного 2024-21799 8 оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. Исходя из вышеизложенных положений Постановления N1236 следует, что под программным обеспечиванием, в рамках Постановления N1236, понимается в том числе поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта, подлежит установка программного обеспечения. Аналогичные выводы отражены в письме Минфина России от 30.04.2020 N24-03-06/35429.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с описанием объекта закупки устанавливаются требования к техническим системам формирования изображения (программному обеспечению), где программное обеспечения является функциональной характеристикой объекта закупки. Комиссией Управления установлено, что согласно п.1.7 Технического задания Поставщик обеспечивает поставку товара (товаров) в сборе, подготовленным к эксплуатации, в комплекте с программным обеспечением (без каких-либо ограничений по времени или функционалу на все время срока службы товара (товаров), установленного заводом-изготовителем.
Также Поставщик обеспечивает поставку носителей с установочными комплектами программного обеспечения, необходимого для работы и настройки оборудования, драйверов и сопроводительной технической эксплуатационной документации на оборудование. Кроме того, Комиссией Управления также отмечено, что в п.1.8 Технического задания также оговорено, что исполнителем передается Заказчику документация на поставленное программное обеспечение на русском языке.
Таким образом программное обеспечение, предусмотренное в рамках рассматриваемой закупочной процедуры не является предустановленным и закупается Заказчиком как отдельный элемент, который в дальнейшем будет установлены на вычислительную технику.
Также Заявитель указывает на наличие противоречий в разъяснениях положений извещения о проведении закупочной процедуры.
В силу ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении 2024-21799 9 электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. Так, согласно разъяснениям положений извещения об осуществлении закупки от 02.05.2024 NРИ1: "Сообщаем Вам, что Заказчиком учтены требования Российского законодательства в сфере обеспечения безопасности и применения национального режима. Определенный в закупке код 26.51.66.125 Приборы радиационного неразрушающего контроля не подпадает под действие Постановления N878", при этом, по мнению Заявителя, в составе извещения содержится информация об объекте закупки, соответствующего коду ОКПД2 26.51.66.129.
В свою очередь Комиссией Управления определено, что вопреки доводам жалобы в составе извещения о проведении закупочной процедуры установлен код ОКПД2 26.51.66.125, что не противоречит вышеуказанным разъяснениям. Вместе с тем доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе указывающих на неправомерность выбранного Заказчиком кода ОКПД2, применения запрета, предусмотренного постановлением N 1236, а также указывающих на нарушение ст. 42 Закона о контрактной системе при размещении разъяснений положений извещения о проведении закупки, не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-21799 10
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АМ-БЕЗОПАСНОСТЬ" на действия прокуратуры г. Москвы необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: Н.А. Узкий М.В. Сорбучева Исп.Узкий Н.А. тел.8(495)784-75-05 2024-21799
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 мая 2024 г. N 077/06/106-6416/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024