Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя МАДИ: Давыденко И.Ю. (по доверенности от 11.03.2024 N1994/Ю-24), в отсутствие представителей ООО ЧОП "Зубр", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Зубр" (далее - Заявитель) на действия МАДИ (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание охранных услуг, а именно оказание комплекса мер, направленных на обеспечение функционирования объекта, охрану объекта и имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте, защиту жизни и здоровья персонала, посетителей ФГБОУ ВО "МАДИ", а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте. (Закупка N 2024-21840 2 0373100076724000016) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
Согласно доводам жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по детализирующему показателю оценки "признак N 1 (Общее количество специалистов), человек" показателя оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в 2024-21840 3 п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
Абз.1 п.1 Постановления Постановление N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а)наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б)наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в)наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г)наличие у участников закупки деловой репутации;
д)наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно п.30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б)перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в 2024-21840 4 соответствии с подпунктом "а" пункта 30 Положения: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации). Комиссией Управления определено, что согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме от 26.04.2024 N0373100076724000016 Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (Качество оказания услуг) характеристика квалификации участников закупки N 1 (общее количество охранников 4-6 квалифицированного разряда.)" показателя оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": "Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки по характеристике N1(общее количество охранников 4-6 квалифицированного разряда.) показателя "Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.": 50 человек. Установлен перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:
а) копия действующего удостоверения частного охранника;
б) копия личной карточки охранника;
в) списочный состав с разрядом и печатью отдела лицензионно - разрешительной работы по месту регистрации участника закупки, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности.". В составе жалобы Заявитель указывает на неправомерность установления требования о предоставлении списочного состава с разрядом и печатью отдела лицензионно - разрешительной работы по месту регистрации участника закупки, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, а также не установления возможности представления в качестве подтверждения специалистов трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 08.05.2024 Заказчиком были внесены изменения в положения извещения, в частности скорректирован порядок оценки. Так, Заказчиком исключено положение 2024-21840 5 о предоставлении списочного состава с разрядом и печатью отдела лицензионно - разрешительной работы по месту регистрации участника закупки, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, а также добавлено указание на предоставление копий трудовых книжек. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно пп. "б" п.30 Положения документами подтверждающими наличие специалистов и иных работников, являются трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. В тоже время установленный Заказчиком порядок оценки не предусматривает возможности предоставления участниками закупки сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует п.30 Положения, что указывает на нарушение Заказчиком положений ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление в извещении об осуществлении закупки неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В силу п.16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки. Комиссией Управления определено, что согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме от 26.04.2024 N0373100076724000016 Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": "Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество оказания услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки: Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество оказания услуг) Количество присваиваемых показателя "качественные характеристики объекта закупки" баллов Предложение о наличии полной характеристики объекта закупки 100 баллов Отсутствие полной характеристики объекта закупки 0 баллов 2024-21840 6 Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по детализирующему показателю "качество оказания услуг" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость.
Для оценки по характеристике N 1 (Качество оказываемых услуг) показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке. В рамках критерия оценивается: наличие или отсутствие, а также соответствие описания участником конкурса качественных характеристик услуг требованиям, изложенным в конкурсной документации, а также наличие в заявке участника конкурса развернутого описания следующих свойств и их характеристик применительно к предложению участника закупки: "Организация процессов"; "Меры по контролю качества оказываемых услуг"; "Технология управления системой качества"; "Профессиональная подготовка"; "Технология управления рисками". Оценка заявки участника по характеристике N 1 (качество оказания услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленной форме "Качественные характеристики объекта закупки", установленной в настоящем пункте, содержащей описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте, и заполненной в соответствии с инструкцией по ее заполнению. Рекомендуемая форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" Графа 1 Графа 2 Графа 3 Порядок заполнения рекомендуемой формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер раздела предложения о качественных характеристиках объекта закупки. В графе 2 формы указывается наименование свойства предложения о качественных характеристиках объекта закупки. В графе 3 участник предоставляет описание по соответствующему разделу, указанному в графе 2 предложения о качественных характеристиках объекта закупки.
При указании сведений по свойству объекта закупки, связанному с организацией процессов, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о порядке проведения подготовительных мероприятий перед оказанием услуг, сведения об основных мероприятиях, при помощи которых осуществляется непосредственное оказание услуг, сведения о завершающих мероприятиях, реализуемых при окончании оказания услуг, а также сведения о нормативно- 2024-21840 7 правовых актах, постановлениях, которые будут неукоснительно соблюдаться при оказании услуг. При указании сведений о методах контроля за действиями непосредственных исполнителей, необходимо указать, в том числе, методы, направленные на стимулирование наиболее качественного оказания услуг сотрудниками Участника, которые должны подразделяться на материальные и нематериальные методы, с указанием примеров ситуаций, требующих применения каждого вида стимулирования. При указании сведений о порядке проведения основных мероприятий свойства "организации процессов", Участник закупки должен представить, в том числе, разработанный алгоритм действий сотрудников в случае чрезвычайной ситуации на территории охраняемого объекта, включая сроки исполнения указанных действий. При указании сведений о технологии управления рисками, Участник закупки должен представить, в том числе, информацию в виде схемы взаимодействия всех сотрудников организации при возникновении чрезвычайной ситуации. В случае указания в Предложении о качестве выполнения работ ссылок на какой-либо нормативно-правовой акт, участнику следует указать реквизиты такого нормативно-правового акта: номер, дату принятия, наименование документа. При указании сведений о методах контроля качества за действиями непосредственных исполнителей, необходимо указать, в том числе, периодичность и порядок прохождения сотрудниками Участника мероприятий по повышению квалификации, которые должны подразделяться как минимум на краткосрочные и длительные.
При указании сведений о порядке проведения подготовительных мероприятий свойства "организации процессов", Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о сроках проведения подготовительных мероприятий, сведения о подготовке необходимого оборудования, информацию о перечне документации на объекте охраны, который формируется до начала услуг включая должностную инструкцию, перечень всех документов, содержащихся в наблюдательном деле, на основании которых происходит учет результатов обхода, передача под охрану помещений, передача дежурств; информацию о необходимых удостоверениях квалификации охранника, сведения о личной карточке охранника, а так же перечень из наименований документов, подтверждающих правовой статус охранника. При указании в предложении сведений об основных мероприятиях свойства "организации процессов", Участник закупки должен представить, в том числе, описание действий по соблюдению требований по охране окружающей среды при отражении в нем, в том числе, применяемых энергосберегающих технологий при оказании услуг. В рамках свойства "технология управления системой качества" необходимо предоставить следующее: информацию в виде инструкции по охране труда с указанием общих требований охраны труда, требований охраны труда до начала работы, охраны труда во время работы, охраны труда после окончания работы, информацию об основных направлениях в области охрана труда в организации; информацию о порядке проверки объекта при осуществлении контроля качества; информацию о уполномоченных совершать проверку объектов охраны, об общих положениях по проверке объектов охраны; информацию о обязательствах для достижения целей в области охраны труда; информацию о распределении обязанностей в области охраны труда.
При указании сведений по свойству объекта закупки, связанному с организацией процессов, Участник закупки 2024-21840 8 должен представить, в том числе информацию о взаимодействии с органами внутренних дел, в том числе с указанием направлений, способов взаимодействия и оснований взаимодействия. В рамках свойства "меры по контролю качества оказываемых услуг" необходимо представить следующую информацию: сведения о методах по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте; сведения о методах контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком; сведения о методах контроля за действиями непосредственных исполнителей; сведения о методах контроля качества результата оказанных услуг. При указании сведений о профессиональной подготовке, Участник закупки должен представить, в том числе, информацию о мерах безопасности, выполняемых сотрудниками при обращении со специальными средствами; информацию о способах оказания доврачебной медицинской помощи с указанием ситуаций для применения и порядке действий в данной ситуации, информацию о составе аптечки первой помощи, информацию о техниках наложения повязок; информацию о применении специальных средств с указанием случаев в которых могут применяться специальные средства и порядке их применения (с указанием средств экстренного вызова полиции, с указанием средств радиосвязи, включая средства стационарной и мобильной связи, с указанием средств обнаружения нарушителей и их перемещения, с указанием средств обнаружения проноса и провоза запрещенных материалов и предметов, указанием перечня преграждающих средств, перечня средств, идентифицирующих проход на объект, средств тревожно-вызывной сигнализации, с указанием средств наблюдения для визуального контроля ситуации).
При указании в предложении сведений о контроле за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо указать в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков. При указании сведений о технологии управления рисками, Участник закупки должен представить, в том числе, разработанный регламент действий по противодействию рискам, связанным с противоправным проникновением на объект третьих лиц, который должен включать, в том числе, сведения о порядке действий в данной ситуации, а также о мерах, препятствующих возникновению указанного риска. Предложение по критерию оценки должно содержать наименования соответствующих свойств, при этом Предложение не должно противоречить извещению со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, а должно быть представлено на основании оцениваемых свойств в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу. При указании в предложении сведений о методах контроля за действиями непосредственных исполнителей, Участник закупки должен представить, в том числе, описание стандартов общения сотрудников с посетителями учреждения, общения с работниками заказчика, с нарушителями общественного порядка. При указании сведений о профессиональной подготовке, Участник закупки должен представить, в том числе, информацию о мерах личной безопасности сотрудников при возникновении чрезвычайных ситуаций.
При указании сведений об основных мероприятиях свойства "организации процессов", Участник закупки должен представить, в том числе, информацию о порядке допуска на территорию учреждения транспортных средств, машин скорой помощи, аварийных служб, а так же лиц, представителей 2024-21840 9 средств массовой информации; информацию о порядке действий сотрудников при обнаружении подозрительных предметов, которые могут являться взрывоопасными (с указанием конкретного перечня действий сотрудников в данной ситуации); информацию о действиях сотрудников при поступлении угрозы по телефону и при поступлении угрозы в письменной форме; информацию о докладах охраны о сдачи дежурств, содержащих, в том числе, информацию о частоте докладов, содержанию данных докладов, в том числе в случае нарушения пропускного режима. При указании сведений о методах по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, Участник закупки должен представить, в том числе, перечень вредных и(или) опасных производственных факторов, влияющих на сотрудников при исполнении обязательств по Контракту, а также перечень разработанных мероприятий по противодействию каждому из указанных факторов. В перечне вредных и(или) опасных производственных факторов должны содержаться как минимум такие факторы, как: недостаточная освещенность рабочей зоны; нервно-психические нагрузки; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; монотонность труда; повышенный уровень шума. Предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки должно разрабатываться участником на основе технического задания, являющимся неотъемлемой частью настоящего извещения, и отвечать всем требованиям, указанным в техническом задании, в том числе нормативно- правовым актам, содержащимся в нем.
При указании сведений о технологии управления системой качества, Участник закупки должен представить, в том числе, детализированное описание мер, применяемых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19), включающее следующие сведения: санитарно-гигиенические требования и порядок допуска работников; сведения о санитарной обработке помещений; сведения об организации питания работников; перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми разработаны указанные меры; алгоритм действий в случае подозрения на заболевание новой коронавирусной инфекцией; мероприятия, направленные на стимулирование сотрудников на вакцинацию от коронавирусной инфекции. При указании сведений о профессиональной подготовке, Участник закупки должен представить, в том числе, информацию о правовой основе для применения специальных средств или физической силы; об основаниях для применения физической силы; об условиях и пределах применения физической силы и специальных средств. При указании сведений о методах по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, необходимо указать в том числе умения сотрудников, позволяющие исполнять следующие трудовые функции: осуществление пропускного режима; осуществление внутриобъектового режима; проведение обходов; прибытие на объект при поступлении сообщения об угрозах; охрана имущества организации; ведение постовой документации; усиление защищенности организации.
При указании в предложении сведений о качестве оказываемых услуг по объекту закупки какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль. При указании сведений о профессиональной подготовке необходимо представить, в том числе, сведения о периодичности и лицах, ответственных за проведение инструктажей по охране труда и 2024-21840 10 инструктажей по пожарной безопасности, порядке их проведения, а также перечень обязанностей, возлагаемых на указанных лиц. В случае указания в Предложении о качестве выполнения работ ссылок на какой-либо локальный нормативный акт/внутренний документ, принятый участником, участнику следует также указать реквизиты такого локального нормативного акта/внутреннего документа: номер, дату принятия, наименование документа и его краткое содержание. Описание предложения о качественных характеристиках объекта закупки признается представленным с полным описанием в случае, если такое предложение содержит описание оказываемых услуг в отношении всех оцениваемых свойств, и такое описание оказываемых услуг в отношении оцениваемых свойств соответствует положениям извещения со всеми приложениями и соответствует требованиям настоящего раздела. При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки внутреннего контроля за состоянием уровня безопасности на объекте участнику закупки необходимо указать, в том числе, сроки проведения, а также комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника конкурса по проверке соблюдения работниками участника конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении контракта.
Проверки, проводимые ответственными должностными лицами участника конкурса при указании мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, должны подразделяться на следующие виды: плановые; внеплановые; целевые. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается отсутствующим в случае, если предложение о качественных характеристиках объекта закупки не содержит описание всех свойств объекта закупки и/или не соответствует требованиям настоящего раздела и/или содержит ссылки на недействующие нормативно-правовые акты, постановления. При указании сведений о технологии управления рисками, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о периодичности и задействованных лицах по выявлению и анализу рисков, а также о результатах, к которым приводит анализ выявленных рисков; информацию о дальнейшей проработке выявленных рисков (расстановка по степени их приоритета и вероятности возникновения); информацию об оценке потенциального влияния идентифицированных рисков на общие показатели. При указании сведений по свойству объекта закупки "профессиональная подготовка", Участник закупки должен представить, в том числе, информацию о психологической подготовке сотрудников, в том числе необходимо предоставить информацию о подготовке к работе в стрессовом состоянии, видах стрессового состояния и способах его преодоления. Методы - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. При указании сведений о технологии управления рисками, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о порядке действий в случае временной нетрудоспособности сотрудников, ответственных за контроль качества оказания услуг, а также порядок и сроки уведомления Заказчика об указанных фактах. При этом, информация, содержащаяся в рамках описания одного свойства объекта закупки, но относящаяся к другому свойству объекта закупки, не учитывается при оценке заявки участника.
При указании сведений о профессиональной подготовке, 2024-21840 11 Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о средствах индивидуальной защиты, которыми обеспечиваются сотрудники Участника, включая сведения о видах и назначениях указанных средств, а также сведения о лице, ответственном за обеспечение и контроль выдачи и использования средств индивидуальной защиты. При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки контроля за действиями непосредственных исполнителей, участнику закупки необходимо указать, в том числе, виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, которые должны подразделяться на дисциплинарную ответственность, материальную ответственность, с указанием видов дисциплинарной ответственности, порядка применения каждого вида дисциплинарной ответственности, а также случаев (оснований) для применения каждого вида дисциплинарной ответственности в отношении каждого сотрудника, задействованного при исполнении обязательств по контракту. При указании сведений о профессиональной подготовке, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о сроках назначения ответственного за проведение инструктажей по охране труда, пожарной безопасности с приложением проектов соответствующих приказов без указания сведений об участнике закупки, а также сведения о мерах безопасности, выполняемых сотрудниками при несении дежурства. При формировании предложения о качестве оказания услуг участник закупки должен не повторить требования извещения со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств". В составе жалобы заявитель указывает, что установленный порядок оценки не позволяет определить, какие именно сведения, позволяющие охарактеризовать предложение участника закупки как "развернутого", "наиболее", "как минимум", "детализированное", "краткое" необходимо представить участниками закупки. Такой порядок оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение комиссии Заказчика.
Также по показателю "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" необходимо предоставить следующую информацию:
- о необходимых удостоверениях квалификации охранника, сведения о личной карточке охранника, а также перечень из наименований документов, подтверждающих правовой статус охранника.
- указание средств радиосвязи, включая средства стационарной и мобильной связи, с указанием средств обнаружения нарушителей и их перемещения, с указанием средств обнаружения проноса и провоза запрещенных материалов и предметов, указанием перечня преграждающих средств, перечня средств, идентифицирующих проход на объект, средств тревожно-вызывной сигнализации, с указанием средств наблюдения для визуального контроля ситуации - сведения о средствах индивидуальной защиты, которыми обеспечиваются сотрудники Участника.
Таким образом, участники закупки должны в составе первой части заявки 2024-21840 12 предоставить информацию об квалификации охранников и об имеющемся оборудовании и специальных средствах. Вместе с тем данная информация предоставляется в составе второй части заявки участников закупки. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что порядок оценки установлен в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, при этом отметив, что развернутым и детализированным предложением будет предложение содержащее в себе все требуемые сведения. Вместе с тем, как установлено Комиссией Управления из порядка оценки действительно не следует, какое предложение будет расценено комиссией Заказчика например как развернутое, а какое она не сочтёт таковым, что указывает на то, что установленный порядок оценки заявок в нарушение позволяет конкурсной комиссии Заказчика вольно толковать положения порядка оценки, что в свою очередь оставляет оценку заявок на субъективное мнение конкурсной комиссии Заказчика, что в свою очередь не позволяет участникам закупки однозначно определить каким образом оцениваются заявки. При этом, информация о трудовых и материальных ресурсах, в случае необходимости, предоставляется в составе вторых частей заявок в рамках квалификации. При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.11 ч.1 ст.42, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе при утверждении вышеуказанного порядка оценки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса административных правонарушений.
Также в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. Комиссией Управления посредством системы ГИС "Независимый регистратор" установлено, что 02.05.2024 Заказчику поступил запрос на разъяснение положений документации об аукционе следующего содержания: "Запрос на разъяснение (закупка N 0373100076724000016) Уважаемый заказчик, просим разъяснить следующие положения Извещения: 2024-21840 13 1) Согласно Извещению характеристика объекта закупки: НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИК В ЗАЯВКЕ Наличие оружия у сотрудников охраны Нет Значение характеристики не может изменяться участником закупки Согласно приложению к Извещению "Описание объекта закупки" пункты 2.4.2., 2.4.3, 2.4.6, 5.7 и характеристика к объектам: к выполнению обязанностей по охране объекта не допускаются охранники ниже 5 разряда и Наличие оружия у сотрудников охраны: Сертифицированные в установленном порядке в качестве гражданского оружия электрошоковые устройства или искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Минздрава России. Просим внести изменение в описание объекта закупки, т.к. оно не соответствует размещенному в ЕИС Извещению, и вводит участников закупки в заблуждение (сведения в ЕИС являются приоритетными для участников закупки).
2) Согласно приложению к Извещению "Описание объекта закупки" пункты 2.4.2., 2.4.3, к выполнению обязанностей по охране объекта не допускаются охранники ниже 5 разряда В извещении в критериях оценки заявок участников: Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации100,00 Детализирующие показатели НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛИЗИРУЮЩЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДЕТАЛИЗИРУЮЩЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ, % ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ПРЕДЕЛЬНОЕ МАКСИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ, % общее количество охранников 4-6 квалифицированного разряда. 100,00 Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки 50,00 Просим внести изменение в Описание объекта закупки (Техническое задание), т.к. критерии оценки заявок и характеристика объекта закупки предусматривают оказание услуг охранниками 4 и выше разряда. Данное несоответствие вводит участников закупки в заблуждение (сведения в ЕИС являются приоритетными для участников закупки).
3) В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 установлен неправомерный порядок оценки.
Согласно п.35. При осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения;
4) В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 по показателю оценки "Наличие у участника закупки 2024-21840 14 специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчик неправомерно требует документ: списочный состав с разрядом и печатью отдела лицензионно - разрешительной работы по месту регистрации участника закупки, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, но не
установил
требование к предоставлению подтверждающих документов, указанных в Постановлении.
5) По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" для оценки установлена значимость 55% и инструкция к оформлению предложения на 4,5 страницах мелким шрифтом. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается отсутствующим в случае, если предложение о качественных характеристиках объекта закупки не содержит описание всех свойств объекта закупки и/или не соответствует требованиям настоящего раздела и/или содержит ссылки на недействующие нормативно-правовые акты, постановления. В инструкции требуется подготовить предложения, которые не относятся к компетенции ЧОП. Например, "сведений о методах по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, Участник закупки должен представить, в том числе, перечень вредных и(или) опасных производственных факторов, влияющих на сотрудников при исполнении обязательств по Контракту, а также перечень разработанных мероприятий по противодействию каждому из указанных факторов. В перечне вредных и(или) опасных производственных факторов должны содержаться как минимум такие факторы, как: недостаточная освещенность рабочей зоны; нервно-психические нагрузки; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; монотонность труда; повышенный уровень шума". Предложение по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности не представляется возможным подготовить, т.к. предварительно на конкретном рабочем месте проводится экспертиза (исследования/испытания и измерения) специалистом/экспертом. В описании объекта закупки не указаны данные, позволяющие подготовить данное предложение, что означает получение участником 0 баллов. Данный критерий явно имеет признаки ограничения конкуренции - значимость по критерию максимальная из установленных 55% (цена - 40%, квалификация -5%), усложненная инструкция по подготовке предложения, короткий срок подготовки заявки с учетом праздничных дней, оценка заявки целиком зависит от заказчика. Просим внести изменения в извещение (критерии оценки) и техническое задание, в противном случае оставляем за собой право на обращение с жалобой в ФАС". Заказчиком 06.05.2024 размещен ответ на запрос разъяснений положений извещения, в котором не содержится предмет запроса.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-21840 15
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО ЧОП "Зубр" на действия МАДИ обоснованной. 2.
Признать в действиях Заказчика ч.8 ст.32, п.11 ч.1, ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Кутейников М.О. Мацнева Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-21840
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 мая 2024 г. N 077/06/106-6358/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024