Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: К.Д. Киняшовой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ": С.А. Денисов (доверенность N153 от 25.03.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "ФОРТУНА": Е.В. Голованов (доверенность Nб/н от 08.05.2024), рассмотрев обращение ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" о включении сведений об ООО "ФОРТУНА" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-22092 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "ФОРТУНА" (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Этанол) (реестровый N 0373200024423000843). 31.07.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N0373200024423000843 на поставку лекарственных средств (Этанол) (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 22.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ООО "ФОРТУНА" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается 2024-22092 3 надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 22.04.2024 размещено в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки в сроки с "01" августа 2023 г. (но не ранее даты заключения Контракта) по "30" октября 2024 г. в течение 3 (трех) календарных дней с момента отправки Заявки (Поставка в 2023 г.: с 01.08.2023 по 10.12.2023, поставка в 2024 г.: с 01.01.2024 по 30.10.2024), определенные Заявкой о получении Товара (приложение N 5 к Контракту). На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что товар, предусмотренный к поставке в 2023 году, поставлен на сумму 121 735,00 рублей, в 2024 году на 63 495,00 рублей. Всего Товар Поставщиком был поставлен на сумму 185 230, рублей, что подтверждается электронными Документами о приемке (УПД): от 21.08.2023 N 1214; от 11.09.2023 N 1347; от 10.10.2023 N 1543; от 17.10.2023 N 1622; от 08.11.2023 N 1710; от 24.11.2023 N 1865; от 19.01.2024 N 39; от 07.02.2024 N 66; от 08.02.2024 N 107; от 15.02.2024 N 128; от 04.03.2024 N 180; от 05.04.2024 N 289.
Недопоставка Товара на день расторжения Контракта - 314 770,00 рублей. 04.04.2024 в целях реализации требований Контракта, Заказчик на электронную почту Поставщика, указанную в Контракте направил "Заявку на поставку Товара" в срок до 09.04.2024, а именно: "Этиловый спирт" раствор для наружного применения 70% 100 мл - флаконы (30 шт.) - коробки картонные, в количестве 40 упаковок, на сумму 16 200,00 рублей. 05.04.2024 Поставщик по электронному Документу о приемке N 289 поставил часть Товара на сумму 10 350,00 рублей, и одновременно через водителя доставившего груз предал Заказчику письмо датированное прошедшим числом (от 01.04.2024 исх. N б/н) с просьбой расторгнуть Контракт без приложения 2024-22092 4 соответствующего Дополнительного соглашения о расторжении Контракта по причине того, что решением Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в марте 2024 года действие лицензии ООО "Росбио" было приостановлено. По истечении 12 (Двенадцати) календарных дней с даты получения заявки Заказчика о поставке Товара предусмотренной условиями Контракта (на 15.04.2024), Поставщик заявку Заказчика в полном объеме не исполнил. Недопоставка Товара составляла 5 850,00 рублей. 15.04.2024 года в связи с неисполнением заявки Заказчика в полном объеме в адрес Поставщика, на его электронную почту, была направлена претензия (исх. N 2996) с требованием в срок до 20.04.2024 года исполнить заявку Заказчика от 04.04.2024 года (исх. N 28) на поставку Товара. На 22.04.2024 года Товар Заказчику не был поставлен в полном объеме, согласно условия заявки Заказчика от 04.04.2024 года.
На основании вышеизложенного Заказчиком было принято Решение об одностороннем расторжении Контракта. 23.04.2024 от Поставщика поступило обращение, датированное 19.04.2024, с проектом "Дополнительного соглашения" об исключении из Контракта лекарственное средство "Этанол" 70%, и оставить к поставке "Этанол" 95%. 24.04.2024 Поставщик нарочно на бумажных носителях доставил обращение с просьбой отменить не вступившее в законную силу Решение и одновременно подписать Заказчику прилагаемое Поставщиком Дополнительное соглашение к Контракту о замена препарата "Этиловый спирт" 70% 100 N 30 компании ООО "Росбио" на аналогичный - "Этиловый спирт" 70% 100 N 70 производства АО "РФК", Заказчик с поступившими предложениями от Поставщика не согласился, о чем письменно уведомил руководство ООО "Фортуна". Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что с момента заключения контракта Поставщиком было исполнено обязательств на общую на 185 230,00 рублей из 500 000,00 рублей. 04.04.2024 Заказчиком была направлена заявка N 228 на поставку позиции ЦЭтиловый спирт 70% 100 N 30, производитель ООО "Росбио". ООО "Фортуна" не смогло исполнить заявку от 04.04.2024 в полном объеме, 15.04.2024 Заказчику был поставлен товар частично, что было вызвано отзывом лицензии у компании ООО "Росбио", в результате чего был приостановлен выпуск данного лекарственного препарата. При этом сотрудники Исполнителя предпринимали попытки поиска и закупки необходимого препарата на вторичном рынке, однако найти данный товар в необходимом количестве и дозировке производителя ООО "Росбио" не удалось, что подтверждается ответами поставщиков. Однако ООО "Фортуна" нашло 2024-22092 5 необходимый объем, дозировку товара другого производителя АО "РФК" и 22.04.2024 Заказчику посредством ЕАИСТ было направлено дополнительное соглашение с заменой препарата "Этиловый спирт 70 % 100 N 30, ООО "Росбио" на аналогичный: "Этиловый спирт 700/0 100 N 70 АО "РФК" без увеличения цены контракта, однако дополнительное соглашение со стороны Заказчика подписано не было.
Также представитель Исполнителя пояснил, что о приостановлении лицензии у производителя товара ООО "Росбио" ООО "Фортуна" стало известно только в момент получения заявки 04.04.2024 от Заказчика.
На основании представленных к материалам дела документов и сведений Комиссия Управления делает вывод, что Исполнитель предпринимал активные действия, направленные на выполнение обязательств по заключенному Контракту и не имел намерения уклоняться от исполнения Контракта. Кроме того, согласно сведениям из единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено более 920 государственных контрактов.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Исполнитель ранее выполнял аналогичные контракты (предмет поставки), то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, 2024-22092 6 что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" во включении сведений об ООО "ФОРТУНА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий К.Д. Киняшова Комиссии Управления: Члены Комиссии Управления: А.А. Белолипецкая А.А. Луневич Исп.Киняшова К.Д. 2024-22092
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 мая 2024 г. N 077/10/104-5970/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024