Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя: ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ": Д.В. Лебедева (по доверенности N 128 от 14.02.2024); в отсутствие представителей ИП Пиляк С. А., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ИП Пиляк С. А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку поставку устройств для забора крови для нужд ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ" в 2024 году (Закупка N 0873200001724000353) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-21926 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе 2024-21926 3 стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно извещению Заказчиком закупается медицинское изделие "Устройства вакуумные с поршнем для исследования проб крови S-Monovette с антикоагулянтами" по ОКПД 2 32.50.13.190.
Согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены технические характеристики к товару "Пробирка для взятия проб капиллярной крови с капилляром и антикоагулянтом": Пробирка для взятия капиллярной крови с К3 ЭДТА в качестве антикоагулянта предназначена для получения пробы цельной ЭДТА-стабилизированной крови для проведения гематологических исследований. Антикоагулянт К3 ЭДТА нанесен на внутренние стенки пробирки и капилляра в виде равномерного мелкодисперсного напыления, благодаря чему он полностью легко растворяется в пробе при перемешивании, предотвращая образование сгустков/микросгустков и обеспечивая высокое качество получаемых для анализа проб. Объем микроветты не менее 200(мкл). Внутренняя пробирка: круглодонная.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком неправомерно не применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), в части описания объекта закупки не по КТРУ 32.50.50.000- 00000346 "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с K3EDTA".
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. 2024-21926 4 На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления 2024-21926 5 закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что КТРУ 32.50.50.000-00000346 "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с K3EDTA" имеет следующие характеристики является обязательные для применению: Исполнение: Круглодонная, типа эппендорф, с устойчивым основанием. Количество в упаковке: >100 100.
Наличие капилляра: Да, Нет. Объем: 0.2, 0.25, 0.5, 1, 5 Кубический сантиметр;^миллилитр.
В соответствии с ч.1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводами жалобы, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком закупаются "Устройства вакуумные с поршнем для исследования проб крови S-Monovette с антикоагулянтами" с установленным кодом ОКПД 2 32.50.13.190, которые не имеют соответствующей позиции КТРУ, а соответственно не имеют каких-либо характеристик предусмотренных КТРУ и являющихся обязательными для применения Заказчиком.
Также представитель Заказчика пояснил, что товар "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВ с K3EDTA" по КТРУ 32.50.50.000-00000346 не совместима с устройством вакуумным с поршнем для исследования проб крови S- Monovette с антикоагулянтами оборудованием, которое закупает Заказчик. При этом Комиссия Управления отмечает, что положения извещения не содержат требования о совместимости закупаемого товара "Пробирка для взятия проб капиллярной крови с капилляром и антикоагулянтом", указанного в Техническом задании, с устройством вакуумным с поршнем для исследования проб крови S-Monovette с антикоагулянтами оборудованием. Комиссия Управления полагает, что в силу п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, при этом факт выбора кода ОКПД2 с учетом наличия для товара позиции КТРУ не освобождает Заказчика от обязанности использования указанной позиции.
Также Комиссия Управления отмечает, что отсутствие в позиции КТРУ необходимых Заказчику требований к характеристикам товара не свидетельствует о несоответствии такой позиции КТРУ закупаемому товару. Кроме того Комиссия Управления отмечает, что в случае необходимости Заказчика в использовании дополнительных требований к товарам при описании объекта закупки Заказчик вправе указать такую информацию в соответствии с положениями п.5, п.6 Правил использования КТРУ. При этом в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать описание объекта закупки без учета информации из КТРУ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки сформировано Заказчиком в нарушение ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях 2024-21926 6 Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно в составе извещения данной закупочной процедуры неправомерно установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878) для закупаемого товара "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с K3EDTA".
При этом в обосновании своей позиции Заявитель указывает, что Заказчиком необходимо установить в составе извещения ограничения допуска и условия допуска в соответствии с Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102), так как товар "Пробирки для взятия капилярной крови" входит в перечень постановления N102, а к радиоэлектронной продукции закупаемые пробирки не относятся.
На основании п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных 2024-21926 7 запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании Заказчиком закупки в ЕАИСТ в режиме автоматического расчета признаков соответствия различным постановлениям системой установлено применение постановления N 878, оснований не доверять ЕАИСТ у Заказчика не имеется. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что единственным условием установления ограничений для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных Постановлением N878, является нахождение товара в реестре, следовательно Заказчиком неправомерно установлено в составе извещения ограничение допуска в соответствии с постановлением N 878.
При этом, очевидно, что пробирка для сбора образцов крови не может являться радиоэлектронной продукцией. Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком в составе извещения, а также в Информационной карте о проведении данного электронного аукциона не установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением N 102.
П. 1 постановления N 102 утверждены два перечня медицинских изделий, для допуска которых установлены ограничения и условия допуска:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2). На заседании Комиссией Управления установлено, что в составе извещения, а также Технического задания Заказчиком установлен код ОКПД2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", который включен в Перечень N 1, утвержденный постановлением N 102, в том числе для пробирок для взятия капиллярной крови, следовательно, Заказчиком надлежит установить в составе извещения ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением N 102.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 3 ст. 14, п.15 2024-21926 8 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Пиляк С. А. на действия ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ" обоснованной. 2.
Признать в действиях ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ" нарушение ч.6 ст.23, п.15 ч.1 ст.42, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: М.О. Мацнева М.В.Сорбучева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-21926
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 мая 2024 г. N 077/06/106-6477/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024