На основании требований п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения Администрацией поселения Филимонковское законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, внеплановая проверка проводилась дистанционно (посредством видеоконференц-связи), при участии представителя ФБУ "ГКЗ": Колесниковой Д.Ю. (по дов.N78 от 20.11.2023), Линич Н.Ю. (по дов.N77 от 20.11.2023), 2024-22053 2 ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступила информация об исполнении предписания (вх. N26008-ЭП/24 от 23.04.2024) по делу N077/06/106-4135/2024 от 25.03.2024, выданного по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЧОО "Служба безопасности 3" на действия ФБУ "ГКЗ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг охраны административного здания (Закупка N 0373100067924000005) (далее - аукцион). В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение законодательства о контрактной системе при проведении вышеуказанного электронного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/17945/24 от 07.05.2024. 25.03.2024 Комиссией Управления рассмотрена жалоба ООО "ЧОО "Служба безопасности 3".
В результате рассмотрения, жалоба ООО "ЧОО "Служба безопасности 3" признана обоснованной, при этом, в ходе проведения внеплановой проверки, в действиях Заказчика Комиссией Управления выявлены нарушения положений ч.8 ст.32, п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что отражено в решении о нарушении законодательства о контрактной системе по делу N 077/06/106- 4135/2024 от 25.03.2024 (далее - Решение), при в этом в Решении указано в том числе следующее: "3.
Одновременно с этим в ходе правоведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее П."в" - "е" п.28 Положения установлено:
в) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению (далее - Порядок оценки):
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате 2024-22053 3 неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абз.3 пп."в" п.28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абз.3 пп."в" п.28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп."д" п.31, пп."г" п.32 и пп."г" п.33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно п.35 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный пп."в" п.24 Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному пп."г" п.3 Положения;
б) Порядком оценки в отношении показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Комиссия Управления отмечает, что абз.3 пп."в" п.28 Положения однозначно определено, что в порядке оценки подлежит установлению перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, что свидетельствует о необходимости описания в порядке оценки такого перечня документов, в том числе с указанием условий принятия представляемых по перечню документов, предусмотренных "г" - "е" п.28 Положения. При этом Комиссия Управления считает необходимым отметить, что наличие в порядке оценки отсылочной нормы к нормам Положения не может являться надлежащим исполнением требований абз.3 пп."в" п.28 Положения, так как установление необходимого перечня документов и их описание осуществляется непосредственно в порядке оценки, при этом отсутствие такого описания не позволяет участникам закупки однозначным образом определить условия оценки заявок, например, определить установление условий, 2024-22053 4 предусмотренных абз.4 пп."в" п.28 Положения. Кроме того Комиссия Управления отмечает, что в порядке оценки Заказчиком противоречивым образом описан предмет договора (контракта), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта. Так, Заказчиком в порядке оценки одновременно установлены следующие положения:
- "При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте оказания услуг сопоставимого характера и объема, то есть аналогичных предмету настоящего конкурса - охрана административного здания";
- "К оценке принимаются только исполненные договоры, предусматривающие оказание услуг по обеспечению охраны объектов(территорий)".
Также Комиссия Управления отмечает, что в порядке оценки указано, что оценки подлежат услуги сопоставимого характера и объема, однако не указано, что подразумевается Заказчиком под сопоставимым объемом договора (контракта).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует нормам Положения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.8 ст.32, п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с этим Заказчику было выдано обязательное для исполнения предписание N077/06/106-4135/2024 от 25.03.2024 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (далее - Предписание).
Согласно Предписанию Заказчику необходимо совершить в том следующие действия: "3.
Заказчику:
- привести извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом 2024-22053 5 решения от 25.03.2024 по делу N077/06/106-4135/2024, и разместить соответствующее извещение в единой информационной системе;
- назначить новую дату и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дату и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе, дату подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дату и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дате и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе, дате и времени подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе должна быть назначена в соответствии с ч.4 ст.42 Закона о контрактной системе.
6. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок Заказчика, оператору электронной площадки в срок до 25.04.2024 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru".
Комиссией Управления установлено, что 16.04.2024 Заказчиком внесены изменения в положения извещения об осуществлении закупки.
Согласно п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе. Абз.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных 2024-22053 6 Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 Положения, применяются детализирующие показатели. Комиссией Управления определено, что Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": "При оценке по данному показателю ( ) анализируется информация об опыте оказания услуг сопоставимого характера и объема, то есть аналогичных предмету настоящего конкурса - оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). К оценке принимаются только исполненные договоры, предусматривающие оказание услуг по обеспечению охраны объектов(территорий) административных зданий. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. Срок оказания таких услуг, сопоставимого объема, не менее чем 1 (один) календарный год. При исполнении таких контрактов Исполнителем должны быть исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), в случае начисления неустоек. Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Подтверждением исполнения таких договоров являются копий исполненных договоров, включая все приложения к ним, копии итоговых актов сдачи-приемки оказанных услуг.
В соответствии с требованиями п.28 и пп."б" п.35 Постановления N 2604" Согласно ч.28 ст.99 Закона о контрактной системе субъекты контроля обязаны 2024-22053 7 представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Предписание исполнено Заказчиком в полном объеме, при этом, руководствуясь п.28 Положения, Заказчиком в порядке оценки установлено условие о приемке к оценке исключительно исполненных договоров (контрактов), предусматривающих оказание услуг по обеспечению охраны объектов(территорий) административных зданий со сроком оказания услуг сопоставимого объема не менее чем 1 (один) календарный год, в связи с тем, что такие условия исполнения услуг являются сопоставимыми с предметом контракта, заключаемого по результатам данной конкурентной процедуры. Комиссия Управления отмечает, что п.28 Положения предусмотрены общие условия формирования порядка оценки, а главой VI Положения установлены особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, которые образуют дополнительные требования к порядку оценки при осуществлении конкурентной процедуры в отношении конкретных видов работ или услуг. В частности п.35 Положения определены дополнительные требования к порядку оценки при осуществлении конкурентной процедуры, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), в том числе указано, что в порядке оценки в отношении показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что порядок оценки сформирован Заказчиком в нарушение требований п.35 Положения, так как Заказчиком установлены избыточные требования к принимаемым к оценки договорам (контрактам). Кроме того Комиссия Управления отмечает, что п.28 Положения указано на необходимость указания предмета договора (контракта), принимаемого к учету, что, в свою очередь, указывает на необходимость указания в порядке оценки непосредственно на предмет такого договора, выраженный в выполнении определенных работ или услуг.
Таким образом, нормами Положения не предусмотрено такого условия сопоставимости принимаемого к оценки договора (контракта), как срок оказания услуг по такому договору (контракту), ввиду чего установление условия о принятии к оценке договоров (контрактов) с определенным сроком исполнения не соответствует нормам Положения.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, 2024-22053 8 что Предписание не исполнено Заказчиком в полном объеме.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, (подрядчика, исполнителя), так как положения извещения не обжаловались участниками закупок в установленном Законом о контрактной системе порядке.
На основании вышеизложенного, изучив документы и материалы, Комиссия Управления 2024-22053 9
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок ФБУ "ГКЗ" нарушение требований п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Е.А. Миронова Члены комиссии: А.А. Матюшенко Н.А. Узкий Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-22053
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 мая 2024 г. N 077/06/106-6002/2024 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - внеплановая проверка - окончание срока - исполнение предписания)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024