На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также пункта 19 раздела V постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" и проведена внеплановая проверка соблюдения государственного заказчика - Департамент развития новых территорий г. Москвы законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предмет проверки: открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг эксплуатирующей организацией по техническому обслуживанию оборудования индивидуального теплового пункта (ИТП) и сетей наружного освещения объекта: "ДОУ на 200 мест, п. Марьино, пос. Филимонковское" (реестровый N 0173200025424000007).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, 2024-21733 2 А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, внеплановая проверка проводилась в присутствии уполномоченного представителя Департамента развития новых территорий г. Москвы: Д.Б. Уколов (доверенность N 52 от 19.01.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "Триумф": В.Н. Степаненко (доверенность б/н от 01.02.2022) (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N ЕИ/16233/24 от 22.04.2024), Описательная часть В Московское УФАС России поступило обращение ООО "Триумф" (далее - Заявитель) о возможных нарушениях законодательства о контрактной системе в действиях Департамента развития новых территорий г. Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг эксплуатирующей организацией по техническому обслуживанию оборудования индивидуального теплового пункта (ИТП) и сетей наружного освещения объекта: "ДОУ на 200 мест, п. Марьино, пос. Филимонковское" (реестровый N 0173200025424000007) (далее - Конкурс; Закупка).
1. В составе обращения Заявитель указывает на наличие неправомерных положений закупочной документации, поскольку Техническое задание не содержит упоминание о сроке, на который исполнитель должен представить гарантию, тогда как в составе закупочной документации, например, п. 5.4.4 Проекта контракта указано: "Обеспечить устранение недостатков, возникших по вине Исполнителя, выявленных при сдаче-приемке услуг и в течение гарантийного срока, за свой счет", что вводит участников закупки в заблуждение.
В силу ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системы требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что течение срока годности товара не связано с моментом заключения Контракта или моментом перехода права собственности на товар, а определяется периодом времени, исчисляемым со дня его 2024-21733 3 изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Установление срока годности товара осуществляется производителем товара и не может быть скорректирован продавцом.
Таким образом, в составе закупочной документации не установлены требования к гарантии качества товара в понимании ч. 2 ст. 470 Гражданского кодекса Российской Федерации. Проект контракта является типовым, для всех закупок и не подлежит изменению со стороны Заказчика. Вместе с тем ни в извещении, ни в техническом задании, ни в самом типовом проекте контракта не предъявлено требований к гарантийным обязательствам вне рамок контракта, так как у Заказчика такая необходимость не возникала. Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Заказчика положений Закона о контрактной системе. 2.
В составе обращения Заявитель указывает, что в составе извещения Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки сведений о характеристиках, товарного знака (при наличии), а также номера реестровой записи из реестра РЭП, поскольку объектом закупки является оказание услуг эксплуатирующей организацией по техническому обслуживанию оборудования индивидуального теплового пункта (ИТП) и сетей наружного освещения, при этом, закупка проводится с неопределенным объёмом, так как в соответствии с п. 6.4 и 6.5 Технического задания установлены виды работ, периодичность выполнения которых конкретно не определена.
В силу п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 2024-21733 4 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (в случае проведения запрос котировоков и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а 2024-21733 5 также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 19.2 Информационной карты извещения установлено, что на участие в закупке заявка должна содержать информацию и документы, в том числе:
- пп. 2 п. 19.2 Информационной карты "Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией в электронной форме с перечнем поставляемых товаров размещены в составе извещения об осуществлении закупки".
- пп. 3 п. 19.2 Информационной карты "Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным постановлением 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объектом настоящей закупки является оказание услуг с поставкой товара, который входит в цену контракта и ставится на баланс, ввиду чего, по мнению Заказчика, в извещении о проведении закупки правомерно установлены вышеуказанные требования. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что например, манометр, на который ссылается Заказчик, идентифицируя их как "поставляемый" товар, может как полностью не применяться при оказании услуг, так и применяться в полном объеме либо частично, что зависит от проведения тех или иных работ в случае возникновения необходимости. Иными словами, при исполнении контракта ввиду неопределенности объемов работ и товаров, с одинаковой вероятностью может возникнут ситуация как применения оспариваемых товаров так и полного отсутствия в них необходимости на весь период исполнения контракта. Комиссия Управления отмечает, что в силу ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со ст. 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, 2024-21733 6 услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом о контрактной системе не установлено иное. Ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливает каких-либо требований к существенным условиям договора поставки, следовательно, в силу абзаца 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора поставки считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Вышеприведенные обстоятельства, по мнению Комиссии Управления, исключают возможность отнесения таких товаров к "поставляемым" в понятии ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе с учетом особенностей договора поставки, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, представление характеристик товаров, сведений о товарных знаках и выписки из реестра РЭП, необходимость в использовании которых в рамках проведения работ по предмету контракта не определена, носит избыточный характер и является дополнительным препятствием для участия в Конкурсе. Кроме того, Комиссия Управления также отмечает, что положения ст. 22 Закона о контрактной системе распространяются исключительно на закупку товаров/робот/услуг неопределенного объема. При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность в рамках одной закупочной процедуры закупать товары/роботы/услуги определенного и не определенного объема, поскольку такие условия делают невозможным формирование участником закупки корректного ценового предложения в условиях проведения закупки в соответствии с требованиями ст. 22 Закона о контрактной системе, применяемыми исключительно в случае отсутствия понимания о фактическом и реальном объеме трудозатрат.
Согласно пп. 6 и 7 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик размещает извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг); а также информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком пп. 6 и 7 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 43, ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 3.
В составе обращения Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2 43.99.90.190 "Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки", который не соответствует указанном в Извещении объекту закупки.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика в виде конкурса в электронной форме, поскольку Заказчик должен 2024-21733 7 был на выполнение работ по данной закупке разыгрывать два лота отдельно: "Аукцион на ТО электроснабжения" и "Конкурс на ТО ИТП".
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме. Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить электронный аукцион, утвержден Правительством Российской Федерации. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемая закупка проводится на выполнение комплекса работ, связанного с предметом контракта, а не только исключительно на услуги по ТО и ремонту электрического оборудования, что однозначно отражено в описании предмета закупки, поэтому в рамках рассматриваемой закупки ТО и ремонту именно электрического оборудования не является основным видом закупочной деятельности, а только входят по обслуживанию объекта как единого целого.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что работы, подлежащие выполнению в соответствии с техническим заданием, имеют характер комплексных работ, в связи с чем у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе при выборе способа определения исполнителя. 4.
Также в составе обращения Заявителя содержатся доводы в части формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а именно расчет НМЦК.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" к полномочиям Федеральной антимонопольной службы относится контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом ФАС России и ее территориальные органы осуществляют текущий "процедурный" контроль в сфере закупок, позволяющий на всех этапах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до заключения государственного контракта пресекать нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с требованиями п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены 2024-21733 8 контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, Комиссия Управления не наделена полномочиями на проведение проверочных мероприятий по вышеуказанному доводу, изложенному в обращении Заявителя.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Департамента развития новых территорий г. Москвы нарушение пп. 6 и 7 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 43, ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме заключен контракт NЭК-15/04/24-2 ГК от 15.04.2024 (реестровый N 2770481244224000042) и восстановление законных прав и интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Спирякова Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко А.А. Луневич Исп.Давыденко Е.Ю. 2024-21733
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2024 г. N 077/10/99-5421/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024