Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГКУ "Мосгортелеком": М.В. Безнос (доверенность от 25.12.2023 N 68-08-10/23 (присутствовавшего до и после объявления перерыва в рассмотрении жалобы), ООО "Бис-Консалтинг": А.Г. Анисьина (доверенность от 13.05.2024 N 1) ( присутствовавшего до и после объявления перерыва в рассмотрении жалобы), рассмотрев жалобу ООО "Бис-Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Мосгортелеком" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по консультационно-методологическому сопровождению процесса ведения учетной деятельности с использованием УАИС Бюджетный учет в ГКУ "Мосгортелеком" в 2024-2026 годах (Закупка N 0873200000724000001) (далее - Конкурс) в 2024-22042 соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе жалобы Заявитель указывает на нарушение комиссией Заказчика установленного порядка оценки, поскольку, вопреки установленному в извещении об осуществлении закупки, а также прикрепленному к нему документу "Порядок оценки заявок по критериям" детализирующего показателя "Общее количество исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", Заказчиком в нарушение требований проводилась оценка заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", что, по мнению Заявителя, повлияло на набранное количество балов и на результаты конкурса.
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке. Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий комиссии Заказчика в части применения установленного Заказчиком порядка оценки заявок на участие в конкурсе. Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с информационной картой открытого конкурса оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
Абз.1 п.1 Постановления N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п.3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки, в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. Комиссией Управления определено, что согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме от 09.04.2024 N0873200000724000001 оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров. В документе "Порядок оценки заявок по критериям" в разделе II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" также содержится указание на оценку именно количества контрактов. Вместе с тем в разделе III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" документа "Порядок оценки заявок по критериям" указан детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров". Так, в разделе II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" отражена в том числе следующая информация: Детализирующий показатель: Общее количество исполненных участником закупки договоров. Оценка заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки". Лучшим для заказчика является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение ( ) характеристики объекта закупки. Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки" (БХi), рассчитывается по формуле: Хi - значение квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Квалификация участника закупки"; Хmin - минимальное значение квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки".
- предельное максимальное значение квалификации участника закупки, установленное заказчиком и определено в размере десяти НМЦК (сумма НМЦК в случае проведения совместной закупки) и составляет 42 524 125,00 рублей. Если в предложении участника закупки содержится значение квалификации участника закупки, которое выше предельного максимального значения, то баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для предельного максимального значения квалификации участника закупки. В свою очередь в разделе III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" отражена в том числе следующая информация: Детализирующий показатель: "Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров)" Содержание: Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки контрактов (договоров) за последние 5 лет, предшествующие дате подачи заявки участником на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка). Под услугами, связанными с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, понимаются услуги по консультационно- методологическому сопровождению информационных систем по ведению учетной деятельности. Последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии. В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии у участника опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии у участника опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)" приведена в Приложении N 1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки. Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки установлены следующие 2 критерия оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При этом согласно разделу III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (прилагается к Извещению) детализирующим показателем показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки" является именно общая цена исполненных участником закупки договоров.
Также в Порядке оценке заявок Заказчиком в соответствии с п. 7.22 Положения о системе закупок города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 19.07.2019 N 899-ПП) установлено предельное максимальное значение квалификации участника закупки по соответствующему показателю в стоимотсном выражении, а именно в размере 42 524 125 рублей, а не путем указания количества договоров/контрактов (штук, единиц и т. п.), при этом соответствующая информация также отражена Заказчиком и в извещении о закупке.
Таким образом, в совокупности размещенной информации о закупке, по мнению Заказчика, однозначно предусмотрено требование о представлении документов, подтверждающих опыт участника закупки в виде общей цены исполненных договоров, контрактов. Представитель Заказчика также отметил, что в адрес Заказчика не поступало запросов о даче разъяснений положений извещения. Кроме того, представитель Заказчика добавил, что результат оценки заявок, проведенный комиссией Заказчика в соответствии с Порядком оценки заявок в части общей цены исполненных контрактов/договоров, в данном случае не повлиял и не мог бы повлиять на итоги процедуры даже в том случае, если бы оценка заявок участников проводилась по количеству договоров/контрактов, как это указывает в жалобе Заявитель, поскольку Заявителем (занявшим 2-е место) в составе заявки представлено контрактов в количестве 7 штук (при этом, только 1 контракт на сумму 14 498 400,00 руб. из представленных соответствовал порядку оценки и принят к учёту), при этом победитель представил в своей заявке 37 контрактов (на общую сумму 42 524 125, 00 руб.), которые в полном объеме приняты к учёту, третий же участник (занявший 3-е место) представил 1 контракт на сумму 992 800,00 руб. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено. В свою очередь, Комиссия Управления отмечает следующее.
Согласно ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "р" пп. 1, пп. "в" пп. 2, пп. 5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пп. 3 или пп. 4 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п.2 ч.10 ст.48, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.2 ч.10 ст.48, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Комиссия Управления отмечает, что как установлено выше, порядок оценки содержит в себе противоречащие друг другу положения относительно оценки опыта участников. Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса об оценке той или иной заявки извещение и прилагаемые к нему документы должны содержать в себе четкие, исчерпывающие и не допускающие двусмысленного толкования положения, в том числе и положения порядка оценки. В противном случае оценка заявок априори не может быть произведена комиссией Заказчика в строгом соответствии с установленным порядком оценки, поскольку, при таких обстоятельствах в случае оценки количества контрактов будет нарушено положение об оценке общей стоимости контрактов и наоборот, в случае оценки общей стоимости, будет нарушено положение об оценке общего количества.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в данном случае заявки были оценены не в соответствии с порядком оценки заявок, установленным в извещении об осуществлении закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении комиссией Заказчика ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе при оценке заявки Заявителя, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что извещение об осуществлении закупки и перечень прикрепленных документов к нему содержат противоречивые сведения, что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует формированию и подачи заявки на участие в конкурсе. Так, как установлено Комиссией Управления ранее порядок оценки содержит в себе противоречащие друг другу положения относительно оценки опыта участников, а именно:
- согласно извещению и в раздела II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" документа "Порядок оценки заявок по критериям" оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров;
- согласно раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" документа "Порядок оценки заявок по критериям" оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик допустил нарушение ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о выдаче предписания на заседании Комиссии Управления установлено, что Заявителем представлено в составе заявки 7 контрактов, в то время как в составе заявки победителя представлено 37 контрактов, третьим участником представлен 1 контракт, что свидетельствует о том, что в случае если бы Заказчиком проводилась оценка заявок по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров", заявке Заявителя также, как и, при оценке общей цены не было-бы присвоено первое место, ввиду чего, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Бис-Консалтинг" на действия комиссии ГКУ "Мосгортелеком" обоснованной.
2.Признать в действиях комиссии Заказчика ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушение ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.И. Рахматуллаев Е.Д. Мартьянова Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2024 г. N 077/06/106-6064/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024