Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Луневича - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, С.Р. Гаришина - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченных представителей ГБУ "Ритуал": С.В. Пинчук (доверенность N01-18/376 от 12.04.2024), Н.В. Федоровой (доверенность N01-18/747 от 07.07.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "Стеновой": А.С. Сидорова (доверенность Nб/н от 14.05.2024), рассмотрев обращение ГБУ "Ритуал" о включении сведений об ООО "Стеновой" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУ "Ритуал" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Стеновой" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам закупки у единственного поставщика на поставку материалов отделочных (Контракт N 7021419-44-24ЕП). 2024-21737 2 02.02.2024 между Заказчиком и ООО "Стеновой" заключен государственный контрактN7021419-44-24ЕП на поставку материалов отделочных (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 17.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "Стеновой" существенных условий Контракта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе), ст. 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о контрактной системе особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение направлено Заказчиком 19.04.2024 в адрес ООО "Стеновой" заказным письмом посредством АО "Почта России".
Согласно сведениям с официального сайта АО "Почта России" решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Исполнителем 24.04.2024.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика 2024-21737 3 об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контракта (Приложение N 1 к Контракту): в течение 10 календарных дней с даты заключения Контракта. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что в связи с неоднократным нарушением обязательств Исполнителем, Заказчик направил претензионное письмо от 16.02.2024 N28-10/76 в адрес Исполнителя с требованием исполнить обязательства согласно условиям Контракта. По состоянию на 16.04.2024 обязательства Исполнителем не исполнены. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что сотрудники Исполнителя с 29.01.2024 начали производить поиск необходимого Товара, были направлены запросы всем доступным производителям и был получен ответ, что гранитной плиты марки "Габрро" толщиной 20 мм в термообработке не изготавливаются вследствие особенностей производства. Производится только полированный гранит в толщине 20 мм, термообработанный гранит "Габбро" производится с минимальной толщиной 30 мм (снимки экрана компьютера приложены в материалы дела). Исполнитель сообщил об этом Заказчику письмом исх.N9ю от 15.02.2024 и предложили поставить альтернативные варианты товара. Ответа от Заказчика не поступило. 21.03.2024 Исполнитель на электронную почту Заказчика было направлено письмо исх.N9ю от 21.03.2024 о невозможности поставить указанного в договоре (Техническом задании) товара, с указанием на желание выполнить контракт. Письмо Заказчиком было проигнорировано. 29.03.2024 на склад Заказчика по адресу:
г. Москва, 4-й Лихачевский пеp., д. 5, стр 1 были предоставлены образцы трёх гранитных плит с аналогичными характеристиками, указанными в техническом задании и 03.04.2024 на электронную почту Заказчика направлено письмо с запросом о принятом решении. Письмо было проигнорировано Заказчиком. 10.04.2024 в адрес Заказчика была выслана информация в виде видеоматериалов плиты марки "Габбро термообработанной, но не с месторождения диабаз, а аналогичного марки Absolute black 600*300*20 мм терм, а также письмо с предложением принять аналогичный товар. Ответа от Заказчика получено не было. 27.03.2024 Исполнителем в адрес Заказчика была поставлена краска коллерованная под цвет, указанный в Контракте. В приемке товара было отказано, так как установлено несоответствие объёма тары, краска была поставлена в таре 9 л., в техническом задании указана тара в 1 л. Однако минимальный объем коллерованной краски производителем допускается от 3-x литров. Заказчику был предложен вариант перефасовки заколлерованной краски производителем в тару требуемого техническим заданием объёма в 1 л., но без маркировки, с предоставлением сопроводительных документов о качестве краски Ответа на данное письмо от Заказчика в адрес Исполнителя не поступало. 10.04.2024 в адрес Заказчика на электронную почту было направлено письмо исх. N60ю от 10.04.2024 с предложением принять аналогичный Товар указанному в техническом задании и в случае отказа принимать аналогичный Товар, предложение о расторжении договора по соглашению сторон. Ответа от Заказчика в адрес Исполнителя не поступало. 2024-21737 4 По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-21737 5
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ "Ритуал" во включении сведений в отношении ООО "Стеновой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: А.А. Луневич С.Р. Гаришин Исп.Гаришин С.Р. 2024-21737
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2024 г. N 077/10/104-6124/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024