Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи), при участии представителей ГБУ г. Москвы "МИЦ": П.А. Лютого (по доверенности от 31.10.2023 N б/н), Н.А. Полтева (по доверенности от 31.10.2023 N б/н), Г.А. Иванова (по доверенности от 31.10.2023 N б/н), ООО "Офис-Плюс": С.Ю. Беляева (по доверенности от 07.05.2024 N 2024/288), рассмотрев жалобу ООО "Офис-Плюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "МИЦ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку канцелярских товаров (Закупка N 0373200632324000030) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-22088 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком на этапе заключения контракта неправомерно применены условия допуска в соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н), что повлекло за собой направление проекта государственного контракта на подписание победителю аукциона в лице ООО "Офис-Плюс" с ценой контракта сниженной на 15 процентов от предложенной победителем.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2024 NИЭА1 участник закупки ООО "Офис-Плюс" признан победителем электронного аукциона, ценовое предложение которого составило 168 669,15 рублей.
В силу ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
На основании п.15 ч.1 ст.42 Закона контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона указано на применение в рамках рассматриваемой 2024-22088 3 закупки условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, на основании положений приказа N126н.
В соответствии с пп. "а" п.1.3 приказа N126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно п.2 приказа N126н положения пп.1.1-.1.3 п.1 приказа N126н не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложении и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
В силу п.1.6 приказа N126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В силу ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника 2024-22088 4 закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в закупке подано 7 заявок, при этом, в том числе, участник закупки ООО "Стандарт" (идентификационный номер 633880) в заявке указал (продекларировал) в соответствии с п. 1.6 Приказа N 126н страну происхождения товаров Российская Федерация, Республика Беларусь. Вместе с тем Заявителем в составе заявки продекларированы следующие страны: Российская Федерация, Китайская Народная Республика.
Таким образом, ввиду того, что по результатам рассмотрения заявок заявка Заявителя признана победителем аукциона, при этом иной участник в составе заявке указал (продекларировал) в соответствии с п. 1.6 Приказа N 126н страну происхождения товаров Российская Федерация, Республика Беларусь, цена контракта была правомерно снижена на 15 %. В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что в силу положений п.1.6 приказа N126н подтверждением страны происхождения товаров является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара, что указывает на правомерность действий Заказчика по применению снижения к победителю с учетом поданных заявок. Вместе с тем согласно доводам жалобы в составе извещения помимо приказа N126н также содержится указание на применение в рамках данной закупки Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска 2024-22088 5 отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N617).
При этом в силу п.9 постановления N617 подтверждением страны происхождения товаров, является не просто декларирование страны происхождения товаров, а указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Таким образом, по мнению Заявителя указание в составе заявок исключительно наименования страны происхождения, без предоставления документов подтверждающих такое указание, является не достаточным для применения в победителю в лице Заявителя 15% снижения цены контракта. Вместе с тем Комиссия Управления считает необходимым отметить следующее. Действительно, для подтверждения страны происхождения товаров в рамках постановления N617 является указание участниками в составе заявок номеров реестровых записей из реестров. В свою очередь, приказ N126н подобного требования не содержит, а наоборот, указывает на то, что указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара. Следовательно, в рамках приказа N 126н достаточно указания страны в составе заявки.
Таким образом, подтверждение страны происхождения товара в рамках приказа N126н и Постановления N617 являются обособленными, независимыми друг от друга процедурами и отсутствие документов, подтверждающих производство товара на территории Российской Федерации, в рамках процедуры подтверждения происхождения товара установленной Постановлением N617, не может являться основанием для признания страны происхождения предложенного товара иностранной (или приравненной к ней), в рамках процедуры подтверждения страны происхождения, установленной Приказом N126н. При этом отсутствие в реестрах Минпромторга тех или иных товаров, не говорит о том, что такие товары не производятся в странах ЕАЭС, а лишь указывает на то, что такие товары не включены в реестр и заявки на участие в закупках с такими товарами не имеют права преимуществ в разрезе, например постановления N617.
Также Комиссия Управления считает необходимым отметить, что в силу ч.2 ст. 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона).
Таким образом, срок на обжалование действия комиссии Заказчика у Заявителя истёк. 2024-22088 6 Кроме того, Комиссия Управления также отмечает, что у комиссии об осуществлении закупок отсутствуют полномочия по проведению экспертизы с целью проверки предоставленных участником закупки сведений в отношении страны происхождения товара, при этом при признании заявок соответствующими или несоответствующими комиссия Заказчика руководствуется информацией, располагаемой на момент рассмотрения заявок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что направление Заказчиком проекта контракта победителю аукциона с понижением предложенной им цены контракта является правомерным и не противоречит требованиям приказа Приказа Минфина N 126н и Закона о контрактной системе. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Офис-Плюс" на действия ГБУ г. Москвы "МИЦ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: Е.Д. Мартьянова А.И. Рахматуллаев Исп.Рахматуллаев А.И. тел.+7 495 784 75 05 2024-22088
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 мая 2024 г. N 077/06/106-6033/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024