Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, А.А. Луневича - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ДГП N 133 ДЗМ": Е.Е. Жарковой (доверенность N15/1 от 01.02.2024), Я.В. Смайлене (доверенность N15 от 01.02.2024) а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "СОФТЛИФТ": Е.А. Серенковой (доверенность N1/03 от 01.03.2024), генерального директора Т.А. Никифоровой (приказ N01 от 09.02.2017), рассмотрев обращение ГБУЗ "ДГП N 133 ДЗМ" о включении сведений об ООО "СОФТЛИФТ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-21754 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ДГП N 133 ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "СОФТЛИФТ" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку товара (перчатки смотровые, нестерильные) для нужд ГБУЗ "ДГП N 133 ДЗМ" (реестровый N0373200589324000002). 01.04.2024 между Заказчиком и ООО "СОФТЛИФТ" заключен государственный контракт N133-2024-02 (реестровый N 2771204795724000036) на поставку товара (перчатки смотровые, нестерильные) для нужд ГБУЗ "ДГП N 133 ДЗМ" (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 24.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "СОФТЛИФТ" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 2024-21754 3 в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 24.04.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется Заказчику на условиях и в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием: по заявкам Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней, общий срок поставки всего Товара с 1 по 120 календарный день с даты заключения контракта. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что 15.04.2024 Заказчиком в адрес Исполнителя направлена Заявка на поставку товара исх. 7-24-423 от 15.04.2024. 18.04.2024 Заказчиком получен ответ от Исполнителя исх.18/04 от 18.04.2024, согласно которому, Исполнитель просит согласовать поставку Товара партиями. 19.04.2024 Заказчиком в адрес Исполнителя направлена Претензия 1 исх. 7-24- 440 от 18.04.2024 в связи с тем, что Исполнителем не поставлен Товар. 22.04.2024 Заказчиком в адрес Исполнителя направлена Претензия 2 исх. 7-24- 451 от 19.04.2024 в связи с тем, что Исполнителем не поставлен Товар. 22.04.2024 Исполнителем в адрес Заказчика направлен ответ на Претензии исх.19/04 от 19.04.2024. 22.04.2024 Заказчиком в адрес Исполнителя направлен ответ исх. 7-24-462 от 22.04.2024. 23.04.2024 Заказчиком в адрес Исполнителя направлена Претензия 3 исх.N7- 24-466 от 23.4.2024 в связи с тем, что Исполнителем не поставлен Товар. 23.04.2024 Заказчиком получено уведомление от Исполнителя исх.23 01/04 от 23.04.2024, согласно которому: "поставщик информирует, что 24.04.2024 г. поставка товара будет осуществлена по адресу:
г. Москва, Головинское шоссе, д. 6А, стр. 1 до 17 часов, в объеме, указанном в заявке для этого адреса поставки. Просим обеспечить приемку товара.". 24.04.2024 Исполнитель направил электронное письмо в адрес Заказчика с информацией об отгрузке. 24.04.2024 Заказчиком в адрес Исполнителя направлено Решение об 2024-21754 4 одностороннем отказе от исполнения контракта исх. 7-24-467 от 24.04.2024 25.04.2024 Заказчиком получено уведомление Исполнителя о несостоявшейся поставке товара исх. N 25/04 от 24.04.2024. 25.04.2024 Заказчиком направлен в адрес Исполнителя ответ исх. N7-24-475 от 25.04.2024 в котором Заказчик просит немедленно исполнить условия Контракта. 26.04.2024 Заказчиком получено письмо от Исполнителя исх. N26/04 от 26.04.2024, согласно которому: "02.05.24 г. до 12 часов товар будет поставлен согласно заявке по адресу:
г. Москва, Головинское шоссе, д. 6А, стр.
1. Просим обеспечить приемку товара.". 02.05.2024 Заказчиком получено письмо от Исполнителя дополнительно к исх. 26/04 от 26.04.2024 (исх. N02/05 от 02.5.2024). 02.05.2024 Заказчиком составлен акт о невыполнении или ненадлежащем исполнении обязательств поставщиком исх. N7-24-489 от 03.05.2024. 02.05.2024 Заказчиком получено письмо от Исполнителя об отказе в приемке товара исх.N 02 01/05 от 02.05.2024.
Представитель Общества на заседании Комиссии Управления пояснил, что Согласно п. 1.1. Договора Поставщик обязуется по заданию Заказчика поставить товар в объеме, установленном в Техническом задании (Приложении N 1 к Контракту, являющимся его неотъемлемой частью) (далее - Техническое задание). Пунктом 12.1. установлен срок исполнения Сторонами Контракта - 30 июля 2024 г. Пунктом 2.5. Технического задания (Приложение N 1 к Договору) предусмотрено, что поставка товара осуществляется партиями по заявкам заказчика. После заключения Договора Исполнитель подготовился к поэтапной поставке товара в течение срока исполнения контракта (4 месяца). По условиям п. 1.5. Договора моментом поставки товара является доставка Исполнителем товара Заказчику по адресу, указанному в Техническом задании, и подписание Сторонами документов о приемке товара в соответствии с условиями Контракта. 15.04.2024 Заказчик направил заявку Исполнителю исх. N 7-24-423 единовременно на весь объем товара, предусмотренный Договором, - почти 1 миллион пар перчаток. Принимая во внимание вышеизложенные положения Договора, при участии в электронном аукционе, при заключении Договора, а также после его заключения, Исполнитель обоснованно исходил из периода исполнения Договора - в течение 4х месяцев (120 календарных дней). Исполнитель небезосновательно не мог прогнозировать возникновение одномоментной потребности Заказчика в 1 миллионе пар перчаток через две недели после заключения Договора. Учитывая существенный объем поставки, а также сжатые сроки поставки, Исполнитель обратился к Заказчику исх. N 18/04 от 18 апреля 2024 с просьбой согласовать поставку партиями с учетом того, что полный объем товара по заявке будет поставлен не позднее 26.04.2024 (включительно). Заказчик направил претензию в адрес Исполнителя исх. N 7-24-440 от 18.04.2024, а также аналогичную претензию исх. N 7-24-451 от 19.04.24, в которых 2024-21754 5 предупредил о нарушении условий Договора. При этом запрос о возможности поставки товара партиями остался без ответа. Получив вышеуказанные претензии, Исполнитель обратился к Заказчику с письмом исх. N 19/04 от 19 апреля 2024, в котором информировал, что для надлежащей подготовки к одновременной поставке такого существенного объема товара (почти 1 миллион пар перчаток) требуется времени больше, чем 3 рабочих дня, так как подготовка товара к отгрузке включает в себя проверку, комплектование, затаривание и другие необходимые организационные процедуры, направленные на качественное исполнение обязательств. В письме Исполнитель повторно запрашивал согласование даты поставки, а также просил сообщить возможное время поставки по каждому из адресов, указанных в заявке заказчика. Заказчик направил ответ исх. N 7-24-462 от 22.04.24, в котором сослался на то, что "п.
2.5. Технического задания (Приложение 1 к Договору) предусмотрена поставка товара в объеме, необходимом Заказчику, и в сроки, удобные Заказчику. Никакие оговорки об этапах поставок, объемах на этапе, сроках этапов поставок в Техническом задании не имеются. Буквальное прочтение п.2.5. Технического задания позволяет Заказчику действовать таким образом, чтобы наилучшим способом удовлетворять свои потребности.". Заказчик потребовал немедленно исполнить условия Договора - не позднее следующего дня - 23.04.2024.
Информации о возможном времени поставки товара по каждому из адресов, указанных в заявке Заказчика, в ответе не содержалось. Так как информация, необходимая для доставки товара Исполнителю не была предоставлена в ответе Заказчика, Исполнитель направил запрос исх. N N 23/04 от 23 апреля 2024, в котором информировал Заказчика о следующем: Пунктом 4.1. Договора закреплена обязанность Поставщика согласовать с Заказчиком точное время, место и дату поставки.
В силу п. 2.8 Технического задания (Приложение N 1 к Договору) Поставщик поставляет товар в соответствии с пропускным и внутриобъектовым режимами, установленными на территории по адресу поставки товара в порядке, согласованном с Заказчиком не позднее 2 (двух) рабочих дней до даты фактической поставки товара. В заявке Заказчика исх. N 7-24-423 от 15.04.2024 указаны 5 (пять) адресов поставки. Во исполнение вышеизложенных положений Договора, в целях организации поставки, письмом исх. N 19/04 от 19.04.2024 Исполнитель просил сообщить возможное время поставки по каждому из адресов, указанных в заявке Заказчика. В ответе Заказчика исх. N 7-24-462 от 22.04.24 запрошенная информация не указана, в связи с чем Исполнитель не понимает порядок поставки товара, а именно - возможное время поставки, а также правила пропускного и внутриобъектового режима территории по адресам поставки, указанным в заявке Заказчика. В этом же письме Исполнитель повторно просил предоставить информацию о возможном времени поставки, о правилах пропускного и внутриобъектового режима территории по адресам поставки, указанным в заявке Заказчика.
Также Исполнитель просил разъяснить положения заявки. 2024-21754 6 В этот же день, дополнительно к письму исх. N 23/04 от 23 апреля 2024, Исполнитель проинформировал Заказчика исх. N 23 01/04 от 23 апреля 2024 о том, что в целях оперативного получения запрошенной информации о порядке поставки товара, уполномоченный представитель Исполнителя дополнительно связался посредством телефона с контактным лицом Заказчика, указанным в заявке. Попытка получить необходимую информацию успехом не увенчалась, информация не была предоставлена. В связи с чем Исполнитель информировал, что 24.04.2024 поставка Товара будет осуществлена по адресу:
г. Москва, Головинское шоссе, д. 6А, стр. 1, в объеме, указанном в заявке для этого адреса поставки и просил обеспечить приемку товара. Заказчик направил претензию исх. N 7-24-466 от 23.04.24, в которой указал на то, что неисполнение Исполнителем Договора влечет за собой крайне негативные последствия для Заказчика, а также предупредил о нарушении условий Договора. Запрошенную Исполнителем информацию не предоставил. В претензии также указано на то, что в заявке содержится в том числе и телефон для согласования времени и даты поставки. Попытка Исполнителя получить необходимую информацию посредством телефонной связи успехом не увенчалась. В ответ на претензию Исполнитель исх. N 24/04 от 24 апреля 2024 Исполнитель подтвердил готовность к поставке товара, повторно изложил организационные вопросы и снова просил оказать необходимое содействие с разрешением вопросов.
Также Исполнитель повторно просил обеспечить приемку товара 24.04.2024 по адресу:
г. Москва, Головинское шоссе, д. 6А, стр. 1, в объеме, указанном в заявке для этого адреса поставки. 24.04.2024 на электронную почту Исполнителя поступило письмо с информацией о том, что "прием товара будет осуществляться только в соответствии с Заявкой исх.N7-24-423 от 15.04.2024, которая была направлена 15.04.2024 на адрес электронной почты ООО "СОФТЛИФТ".
Товар будет приниматься только в полном объеме.
Проверка всего товара будет осуществляться комиссией по приемке по адресу:
г. Москва, Головинское шоссе, 6А, стр.
1. Далее ООО "СОФТЛИФТ" должен будет развести товар по адресам и в объемах, которые указаны в Заявке исх.N7-24- 423 от 15.04.2024.
В случае не поставки товара до 17:00 в ЕИС будет размещена информация о расторжении Договора N133-2024-02 от 01.04.2024.".
Однако, 24.04.2024 при прибытии первой машины с товаром по адресу:
г. Москва, Головинское шоссе, 6А, стр. 1 в допуске транспортного средства на территорию Заказчика было отказано. Представитель Заказчика связался посредством телефонной связи с представителем Исполнителя и сообщил о том, что приемка товара осуществлять не будет, так как Исполнитель не согласовал поставку за 2 рабочих дня, как это установлено п. 2.8. Технического задания. Кроме того, Исполнителю также указали на нарушение пропускного и внутриобъектового режима, установленными на территории по адресу поставки товара - не предоставление Заказчику данных 2024-21754 7 представителя и госномера транспортного средства. После получения такой информации, Исполнитель направил данные Заказчику. Представитель Заказчика сообщил, что одновременно на каждом из адресов поставки, указанных в заявке Заказчика, должно находиться транспортное средство с полным объёмом товара, подлежащим поставке по конкретному адресу и ждать информации от комиссии Заказчика с адреса г. Москва, Головинское шоссе, 6А, стр. 1 и после одобрения комиссии транспортное средство будет допущено к разгрузке. Заказчик указал на допущение нарушений, именно в отношении тех обстоятельств, по которым Исполнитель направлял запросы. Заказчик предоставил разную информацию о порядке поставки товара в части адреса поставки. Транспортное средство с товаром на территорию Заказчика допущено не было. Товар Заказчиком не осматривался ни по количеству, ни по качеству. Мотивированный отказ от приемки товара Заказчиком не составлялся. 24.04.2024 от Заказчика на электронную почту Исполнителя было получено решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 7-24- 467 от 24.04.24.
Исполнитель направил письмо исх. N 25/04 от 24 апреля 2024, в котором просил четко разъяснить порядок поставки, а также предоставить необходимую информацию о правилах пропускного и внутриобъектового режима, установленными на территории по адресу поставки товара. С письмом был направлен Акт от 24.04.2024 Об отказе в допуске транспортного средства и разгрузке груза, оформленный на месте представителями Исполнителя, прибывшими на поставку Товара. В ответ Заказчик направил письмо исх. N 7-24-475 от 25.04.24, в котором указал, что "Порядок действий Заказчика, желающего отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке, предусмотрен чч. 10-14.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ...".
Заказчик также указал на то, что у Исполнителя имеется 10 дней на устранение нарушений. При этом потребовал немедленно исполнить условия Договора не позднее 27.04.2024 Также представитель Исполнителя пояснил, что какие именно нарушения необходимо исправить Исполнителю, осталось неясным, так как не допуская транспортное средство, Заказчик свои мотивы не объяснил.
Также, как и на момент принятия решения об отказе от исполнения Договора 24.04.2024, Заказчик не составил мотивированный отказ от приемки товара, претензию или иной документ, позволяющие понять причины отказа. В ответ с письмом исх. N 26/04 от 26 апреля 2024 Исполнитель направил затребованный Заказчиком документ, подтверждающий наличие в полном объеме товара для исполнения Договора на складе Исполнителя. А также сообщил, что 02.05.24 Товар будет поставлен согласно заявке по адресу:
г. Москва, Головинское шоссе, д. 6А, стр. 1 и направил запрошенные данные для обеспечения доступа на территорию заказчика. Дополнительным письмом исх.N 02/05 от 02 мая 2024 Исполнитель информировал, что 02.05.2024 поставка Товара будет осуществлена в том числе 2024-21754 8 посредством привлечения транспортных средств Яндекс грузовая доставка и направил данные для обеспечения доступа на территорию Заказчика. 02.05.2024 транспортные средства Исполнителя были запущены на территорию места поставки, однако в разгрузке и осмотре товара было отказано. Товар не проверялся ни по количеству, ни по качеству. В просьбе представителя Исполнителя документально оформить данный факт и его причины было отказано. В связи с чем представителями Исполнителя и водителем Яндекс грузовая доставка на месте составлен соответствующий акт. Исполнитель направил Заказчику письмо исх.N 02 01/05 от 02 мая 2024 с просьбой объяснить причины происходящих событий и дальнейшие действия Исполнителя, с приложением Акта об отказе в разгрузке и приемке товара от 02.05.2024.
В ответ Заказчик направил Акт исх. N 7-24-489 от 03.05.2024, содержащий дату его составления - 02.05.2024, о невыполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по Договору. 06.05.2024 Заказчик разместил в ЕИС:
- мотивированный отказ от 06.05.2024 от приемки товара по документу о приемке N 698 от 24.04.2024, указав "Товар не соответствует заявке Заказчика".
- мотивированный отказ от 06.05.2024 от приемки товара по документу о приемке N 717 от 02.05.2024, указав "Нарушены условия Контракта (поставка товара не соответствует заявке Заказчика)". Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем исполнено государственных контрактов на общую сумму более 350 млн рублей . По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. 2024-21754 9 Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-21754 10
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "ДГП N 133 ДЗМ" во включении сведений в отношении ООО "СОФТЛИФТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: А.А. Луневич С.Р. Гаришин Исп.Гаришин С.Р. 2024-21754
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2024 г. N 077/10/104-6130/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024