рассмотрев материалы дела N7-3/284 по обращению заказчика - КГБУЗ "Городская больница N 7" министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Алания" (ИНН 2712012578), директоре (учредителе) Общества Сакиеве Юрии Муратовиче (ИНН 271200057430) в связи с односторонним отказом от контракта от 11.04.2023 N 1184/131 на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7" и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Алания",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 11.04.2023 N 1184/131 на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7" между КГБУЗ "Городская больница N 7" министерства здравоохранения Хабаровского края и ООО "Алания" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме (извещение N0122200002523001184) (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта предмет контракта: Выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7" (далее - Работы, Объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Объем выполняемых Работ :в соответствии с Технической частью (п. 1.2 контракта).
Цена контракта составляет 8 361 898 (Восемь миллионов триста шестьдесят одна тысяча восемьсот девяносто восемь)рублей 86 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (Двадцать) процентов (п. 2.1 контракта).
Оплата за выполненные Работы осуществляется по цене, установленной п. 2.1 контракта.
Оплата Работ осуществляется по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в контракте, на основании выставленного Подрядчиком счета, счета-фактуры (при наличии) в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке. Расчет осуществляется по факту выполнения всех Работ (п. 3.1, п. 3.2 контракта).
Заказчик вправе:
- требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта (п. 4.1.1 контракта);
- требовать от Подрядчика представления надлежащим образом оформленной отчетной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с настоящим контрактом (п. 4.1.2 контракта);
- запрашивать у Подрядчика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по настоящему контракту (п. 4.1.3 контракта);
- проверять ход и качество Работ, выполняемых Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность (п. 4.1.4 контракта);
- ссылаться на недостатки Работ, в том числе в части объема и стоимости этих Работ, по результатам проведенных уполномоченными контрольными органами проверок (п. 4.1.5 контракта);
- для проверки соответствия качества выполняемых Работ привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством (п. 4.1.6 контракта).
Заказчик обязан:
- назначить на объекте своего представителя, который от имени Заказчика осуществляет технический надзор и контроль за выполнением Работ, а также производит проверку соответствия используемых Подрядчиком материалов условиям настоящего контракта. Уполномоченный представитель имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам Работ в течение всего периода их выполнения (п. 4.2.1 контракта);
- совместно с Подрядчиком осуществлять освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы) (п. 4.2.4 контракта);
- своевременно предоставлять разъяснения и уточнения по запросам Подрядчика в части выполнения Работ в соответствии с условиями настоящего контракта (п. 4.2.5).
Подрядчик вправе потребовать указаний и разъяснений по любому вопросу, связанному с выполнением Работ по контракту. Требования Подрядчика представляются в письменном виде, должны регистрироваться и храниться Заказчиком на протяжении срока действия контракта. Копии требований хранятся у Подрядчика (п. 4.3.1 контракта).
Подрядчик обязан:
- до начала выполнения Работ предоставить Заказчику информацию о представителе Подрядчика, ответственного за проведение Работ, совместно с подтверждающими его права документами (Приказ, доверенность). Указанное должностное лицо должно иметь квалификацию, соответствующую требованиям действующего законодательства (п. 4.4.1 контракта);
- выполнить все Работы, предусмотренные по настоящему контракту в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте (п. 4.4.2 контракта);
- своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (п. 4.4.3 контракта);
- письменно в трехдневный срок уведомлять Заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход Работ, либо делающих их выполнение невозможным, о неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний, о способе исполнения Работ или иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут ухудшить результат выполняемой Работы (п. 4.4.10 контракта);
- приостановить выполнение Работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 3 (трех) дней после приостановления выполнения Работ (п. 4.4.12 контракта)
- предоставлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по настоящему контракту (п. 4.4.16 контракта).
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: Начало выполнения Работ: с даты заключения контракта. Окончание Работ: не позднее 31.08.2023.
Место выполнения Работ: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Димитрова, 4 (п. 5.2 контракта).
Условия выполнения Работ: В соответствии с Технической частью (п. 5.3 контракта).
В соответствии с п. 6.1 контракта приемка выполненных работ по Объекту производится Заказчиком по окончании всех Работ, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 6.2 контракта Подрядчик после выполнения Работ, предусмотренных настоящим контрактом в полном объеме, сообщает Заказчику о готовности к сдаче результата выполненных по контракту Работ, предоставляет Заказчику:
- акты освидетельствования скрытых работ (при наличии);
- документы, подтверждающие надлежащее качество и безопасность материалов, которые были применены в ходе выполнения Работ по контракту;
- исполнительные схемы;
- журналы производства работ;
- документы, подтверждающие объем и состав работ, выполненных в счет непредвиденных работ и затрат, предусмотренных Технической частью. В случае не предоставления таких документов оплата непредвиденных работ и затрат не производится;
- иную исполнительную документацию, предусмотренную действующим законодательством,
и формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее также ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке.
В силу п. 13.1 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки выполнения Работ по контракту, в том числе по отдельному этапу выполнения работ в соответствии с установленными контрактом сроками, более чем на 10 дней (п. 13.2.1 контракта);
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2.2 контракта).
Приложением N1 к контракту "Техническая часть" сторонами утвержден локальный сметный расчет N ЛСР 02-01-01 (далее - смета).
Согласно смете Подрядчику необходимо выполнить работы по 8 разделам: демонтаж, перегородки кирпичные (раздел КР), заделка и усиление проемов (раздел КР), дверные проемы (раздел АР, л. 25), отделочные работы (раздел АР, л. 27), устройство отбойных досок (раздел АР, л. 27), полы, облицовка вентшахт (АР, л. 28).
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, а также подтверждено материалами дела, что 11.04.2023 Обществом в адрес Заказчика направлен приказ о назначении ответственного за производством работ по капитальному ремонту здания.
28.04.2023 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо N23/04-3 о приостановке работ в связи с отсутствием в проектно-сметной документации (далее - ПСД) демонтажных работ существующей отделки стен и напольных покрытий, заполнения проемов и сетей электроснабжения. Капитальный ремонт здания и отделки помещения не может быть выполнен до осуществления демонтажных работ без нарушения последовательности, установленной нормативами и правилами для данного вида работ. Также просят дать разъяснения о дальнейшем порядке выполнения работ.
05.07.2023 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо N104/23 о том, что Заказчиком не дан ответ на письмо от 28.04.2024 N23/04-2, просят повторно представить информацию о назначенном представителе Заказчика на объекте, также направляют информацию о новом представителе со своей стороны.
11.07.2023 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо с просьбой указать локацию, в каких осях необходимо выполнить работы.
14.07.2023 Обществом направлено письмо N 107/23 в адрес Заказчика о том, что рассмотрев проектную и сметную документации, проведя обследование объекта выявлено отсутствие демонтажа полов по коридору, в отсутствии демонтажа полов по коридору, высота дверных проемов составляет менее 2 метров, отсутствует подъем перемычек дверных проемов. Считают, что необходим подъем перемычек по всем дверным проемам по второму этажу, без проведения данных видов работ заполнение дверных проемов невозможно.
18.07.2023 Обществом направлено письмо N108/23 о том, что Общество не может продолжать дальнейшие работы, в связи с тем, что не выполнен монтаж электрических сетей, просят разъяснить когда указанные работы будут выполнены.
18.07.2023 Обществом направлено письмо N109/232 в адрес Заказчика о том, что в сметной документации отсутствуют работы по демонтажу стяжки полов по коридорам, в настоящий момент стяжка полов находится в неприемлемом состоянии, просят согласовать демонтаж верхнего слоя мозаичной стяжки толщиной 5 см и замену проектного покрытия "грунт-пропитка Sikafloor-151, компаунд эпоксидный с кварцевым песком Sikafloor-267" на плитку "Сапфир светлый керамогранит 01 400*400 Unitle", в связи с тем, что она обладает улучшенными характеристиками.
08.08.2023 Обществом направлено письмо N 110/23 в адрес Заказчика о том, что при выполнении работ выявилось множество факторов, которые препятствуют выполнению работ в срок, например, в ПСД не учтено множество видов работ, без выполнения которых невозможно произвести работы по контрактам и иные факторы. Просят содействия в разрешении сложившейся ситуации.
28.08.2023 Приказом N542 Заказчиком назначен представитель для осуществления функций технического надзора за ходом строительно-монтажных (ремонтно-отделочных) работ по заключенным контрактам.
31.08.2023 Заказчиком направлено письмо в организацию, являющуюся разработчиком ПСД ООО "Аксель" с просьбой дать разъяснения по вопросу отсутствия демонтажа полов в сметной документации, подъема перемычек дверных проемов, очередности выполнения работ согласно проекторного решения, согласования работ по демонтажу стяжки полов, устройство покрытия пола, включая его финишное покрытие (письма ООО "Алания" от 14.07.2023 N107/23, от 18.07.2023 N109/23, от 08.08.2023 N110/23).
Также 31.08.2023 Заказчиком направлено письмо в адрес организации, осуществляющий авторский надзор на объекте ООО "НТЦ АСП" для дачи разъяснений Обществу, относительно вопросов, указанных в письмах от 14.07.2023 N107/23, от 18.07.2023 N109/23, от 08.08.2023 N110/23.
31.08.2023 Заказчиком направлено письмо Обществу о том, что как только поступят разъяснения в рамках авторского надзора будут даны конкретные разъяснения по всем поставленным вопросам.
04.09.2023 ООО "НТЦ АСП" направлено письмо в адрес Заказчика согласно которому:
- в отношении вопроса об устройстве полов (письмо от 18.07.2023 N109/23) сообщают, что согласовывают замену проектного покрытия пола коридора второго этажа тип П2 (стяжка фибробетонная толщиной 80 мм, Sikafloor-151, компаунд эпоксидный с кварцевым песком Sikafloor-267" на плитку "Сапфир светлый керамогранит 01 400*400 Unitle по отремонтированному слою существующей стяжки с предварительным демонтажем существующего мозаичного покрытия пола толщиной 50 мм во избежание перепада в уровне чистого пола между коридорами и кабинетами;
- в отношении вопроса б устройстве заполнения дверных проемов (письмо от 14.07.2023 N107/23) согласовывают работы по переносу по высоте перемычек дверных проемов второго этажа для установки дверных блоков высотой 2080 мм;
- решение вопросов о продлении сроков выполнения работ по заключенным контрактам (письмо от 08.08.2023 N110/23) не входит в обязанности группы авторского надзора.
04.09.2023 Заказчиком направлено письмо в адрес Общества о невозможности расторжения контракта по соглашению сторон, о невозможности продления сроков выполнения работ, просят в полном объеме завершить все начатые работы по капитальному ремонту.
05.09.2023 ООО "НТЦ АСП" направлено письмо в адрес Общества о согласовании замены материала.
06.09.2023 Заказчиком направлено письмо в адрес ООО "НТЦ АСП", согласно которому просят представить подтверждение улучшенных характеристик указанного материала и копию акта обследования ООО "ФаирФокс" от 28.06.2023.
06.09.2023 Заказчиком направлено письмо в адрес Общества, согласно которого Заказчиком в рамках авторского надзора запрошено документальное подтверждение улучшенных характеристик указанного материала и копию акта обследования ООО "ФаирФокс" от 28.06.2023.
14.09.2023 Заказчиком направлено письмо в адрес Общества о согласовании замены материала.
04.10.2023 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо о назначении нового ответственного представителя.
18.10.2023 Заказчиком направлено письмо в адрес Общества о представлении информации о ходе и состоянии исполнения обязательств по контракту, а именно направить перечень выполненных работ, с указанием объемов работ, копии исполнительных схем на выполненные работы, а также копии заполненных страниц общего и специального журналов работ.
26.10.2023 Заказчиком направлено письмо в адрес Общества с требованием представить:
- акты на дополнительные работы;
- акты скрытых работ, в том числе: схемы, паспорта, сертификаты на материалы, акты входного контроля;
- сметы;
- журналы общих работ;
- журнал входного контроля;
- формы КС2, КС3;
- фотоотчет о ходе выполняемых работ;
- проект соглашения на увеличение стоимости контракта не превышающей 10% от общей суммы обязательств.
11.12.2023 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо с просьбой сообщить стадии выполнения работ и предоставить полный комплект разрешительной и исполнительной документации.
25.12.2023 произведена строительно-техническая экспертиза, оформленная заключением по строительно-технической экспертизе от 25.12.22023 N 41/23 ООО "Инспект+" по объекту: Капитальный ремонт поликлиники N5 КГБУЗ "Городская больница N7", расположенной по ул. Димитроа, 4 г. Комсомольске-на-Амуре на соответствие выполненных объемов общестроительных работ на участке: 2 этаж, оси 1-3/1 (далее - экспертиза).
Экспертизой установлен ряд замечаний к представленной Обществом исполнительной документации, предложено: откорректировать локальный сметный отчет по фактически выполненным работам, согласно акта о приемке выполненных работ; привести в соответствие нумерацию и даты оформления АОСР по фактическим датам выполнения работ и технологической последовательности выполнения работ; все материалы, применяемые для отделки помещений должны соответствовать санитарным, гигиеническим и противопожарным требованиям и иметь сертификат для применения в медицинских учреждениях; и другие.
09.01.2024 Заказчиком в адрес Общества направлена копия заключения по строительно-технической экспертизе от 25.12.22023 N 41/23 ООО "Инспект+".
10.01.2024 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо, согласно которому сумма фактически выполненных работ не совпадает с суммой заключенного между сторонами контракта, в связи с чем просит выполнить работы в рамках суммы, неизрасходованной по контракту, просят предоставить в адрес Заказчика на согласование предварительный сметный расчет работ, планируемых к выполнению.
13.02.2024 Заказчиком направлено письмо в адрес Общества об устранении ряда замечаний, таких как: отсутствие журнала общих работ, указание корректной информации и другие.
17.04.2024 Заказчиком по причине неисполнения работ в полном объеме принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение размещено Заказчиком в ЕИС 17.04.2024.
Контракт расторгнут 02.05.2024 по информации ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Подрядчика (17.04.2024).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта (02.05.2024).
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Представитель Общества в заседании Комиссии Хабаровского УФАС России пояснила, что несвоевременное исполнение контракта связано с наличием ошибок в смете и проектно сметной документации, несогласованности хода работ между подрядными организациями, поздним назначением представителя со стороны Заказчика.
Заказчик в свою очередь пояснил, что Обществом работы выполнены на 93%, однако Подрядчиком прекращено выполнение работ, что послужило основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате изучения материалов дела N7-3/284, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Исходя из ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно п. 1 ст.715 ГК РФ Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 715 ГК РФ).
Гражданское законодательство Российской Федерации в сфере подрядных правоотношений связывает его стороны взаимными правами и обязанностями.
Возлагая на подрядчика обязанность выполнить работы, предусмотренные договором, ГК РФ также обязывает и заказчика совершить определенные действия в целях достижения конечного результата работ.
Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что Обществом при выявлении обстоятельств, препятствующих для дальнейшего выполнения работ своевременно приостанавливались работы по контракту, направлялись письма в адрес Заказчика и авторского надзора для согласования замены материала и решения иных вопросов, связанных с выполнением работ.
Также Обществом выполнены работы на 93%, что не оспаривается Заказчиком.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Только по результатам рассмотрения всех требующих подтверждения/опровержения вопросов, антимонопольный орган принимает решение, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является для последних мерой ответственности (санкцией), влекущей длительные негативные последствия.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
При этом само по себе обстоятельство нарушения обязательств в части предоставления документов, а также наличие недостатков в предоставляемых документах Подрядчиком (Поставщиком, Исполнителем) в соответствии с Контрактом может являться основанием для начисления Заказчиком неустойки (штрафов, пеней), однако без наличия доказательств, подтверждающих наличие умышленных действий (бездействия) Подрядчика (Поставщика, Исполнителя) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об ООО "Алания" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, п. 15 правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Хабаровского УФАС России в действиях Исполнителя установлены обстоятельства, указанные в пп. "а" п. 15 Правил Постановления N1078, выразившиеся в принятии им мер для надлежащего исполнения условий контракта, ООО "Алания" выполнена большая часть работ по контракту, несвоевременное исполнение контракта связано с наличием ошибок в смете и проектно сметной документации, необходимостью выполнения дополнительных работ по контракту, несогласованности хода работ между подрядными организациями, поздним назначением представителя со стороны Заказчика.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об ООО "Алания" (ИНН 2712012578) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - КГБУЗ " Городская больница N 7" министерства здравоохранения Хабаровского края, в отношении ООО "Алания" (ИНН 2712012578), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 мая 2024 г. N РНП-27-220
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024