Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - врио руководителя управления Шендрик Е.В.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ковалевой С.А.,
в присутствии представителя заказчика - Управления по вопросам строительства, транспорта, энергетике, жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества Администрации Олюторского муниципального района (далее - Заказчик, Управление): руководителя Управления Дроздова М.Е. (по положению),
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ" (далее - Заявитель), уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на поставку автогрейдеров самоходных (закупка N 0138300014824000007), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком осуществлена процедура определения поставщика автогрейдеров самоходных (далее - Товар) путем электронного аукциона (извещение N 0138300014824000007) (далее - Закупка). Извещение с приложением электронных документов размещено в ЕИС 25.04.2024. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 20 500 000,00 рублей.
03.05.2024 в Камчатское УФАС России поступила поданная 02.05.2024 через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя:
- неправомерно не применил каталог товара, работы, услуги (далее также КТРУ) и, соответственно, не осуществил описание объекта закупки в структурированной форме, посредством функционала ЕИС,
- установил требования к объекту закупки соответствующие только товару одной модели единственного производителя - ООО "Специальные дорожные машины", автогрейдер СДМ-25, в частности: тип трансмиссии, комплектация кабины и прочие параметры, которые не влияют на назначение автогрейдера - выполнение работ по выравниванию (профилированию) дорожной поверхности, канав, выравниванию наклонов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В силу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных данным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно извещению о Закупке к поставке требуется Товар с кодом позиции по ОКПД 2 - 28.92.22.110.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что с кодом ОКПД 2 в каталоге имеют связь пять позиций, у каждой из которых обязательной для применения характеристикой является только эксплуатационная масса (т), в частности - > 18 (тонн), при этом номинальная мощность двигателя (изменяемая не обязательная характеристика) - 220 и < 240 (лошадиная сила).
Вместе с тем, Заказчику требуется автогрейдер тяжелого "250" класса, с эксплуатационной массой - 23.5 тонн, мощностью двигателя 235 и свыше лошадиных сил.
Данная потребность обусловлена необходимостью работать на больших уклонах с тяжелыми скальными грунтами, поскольку чем больше вес грейдера, тем больше устойчивость при работе на неровных поверхностях, что позволяет грейдеру эффективно перемещаться и планировать грунт без опасности опрокидывания, большой вес грейдера позволяет ему глубже проникать в грунт и осуществлять более точную регулировку, что необходимо при работе с тяжелыми скальными грунтами.
Вес грейдера играет ключевую роль в его работе и эффективности. Устойчивость, грузоподъемность, глубина проникновения в грунт, управляемость и погружение в грунт - все эти параметры работы грейдера напрямую зависят от его веса.
В связи с тем, что в КТРУ характеристика: "эксплуатационная масса" не соответствует требованиям Заказчика, а именно, в КТРУ минимальное значение установлено 18 тонн и более, автогрейдер со значением от 18 до 23 тонн не подходит Заказчику, т.к. не обладает необходимыми характеристиками (качествами) и не позволит Заказчику выполнить поставленные задачи, обусловленные спецификой работы на больших уклонах с тяжелыми скальными грунтами.
Комиссия, изучив позиции КТРУ, связанные с кодом позиции по ОКПД 2 - 28.92.22.110, пришла к выводу, что поскольку Заказчику требуется Товар с техническими характеристиками: "эксплуатационная масса" - не менее 23 500 кг., "номинальная мощность двигателя" - 173 кВт/235 л.с., которые не противоречат "ГОСТ 11030-2017. Межгосударственный стандарт. Автогрейдеры. Общие условия", и установление которых обусловлено спецификой работы, отвечает целям эффективного использования бюджетных средств, Товар, описанный в позициях КТРУ, связанных с кодом позиции по ОКПД 2 - 28.92.22.110, в полном объеме не соответствует потребностям Заказчика.
Таким образом, поскольку в позициях КТРУ отсутствуют соответствующие позиции на необходимый Заказчику Товар, Заказчиком осуществлено описание Товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, а в качестве кода КТРУ указан код по ОКПД 2, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с информационным письмом Минфина России от 18.12.2023 N 24-01-10/122331 "О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке" при отсутствии в каталоге позиции, сформированной в отношении закупаемого (закупаемой) товара, работы, услуги, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ характеристики объекта закупки указываются в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС также в "структурированном виде" (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункт 7 Правил).
Извещение о Закупке не содержит характеристики Товара в "структурированном виде", т.е. при формировании извещения о Закупке в части описания Товара функционал ЕИС не использовался в нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 7 Правил.
Данное нарушение содержит состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссией отмечено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0138300014824000007 от 03.05.2024 на участие в закупке подана 1 заявка, при этом данная заявка признана соответствующей требованиям извещения о Закупке, при этом запросов в адрес Заказчика относительно невозможности указания характеристик посредством функционала оператора площадки не поступало, что указывает на то, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом.
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "ТЗ на АГ 250 класса с рыхлителем" (далее - ТЗ) приложения к извещению о Закупке.
Согласно пояснениям Заказчика, требования к техническим, качественным и т.д. характеристикам Товара устанавливались с учетом специфики работы автогрейдера в тяжелых климатических условиях в труднодоступном районе Крайнего Севера, на больших уклонах с тяжелыми скальными грунтами, на дорогах определенных размеров и т.д., в том числе требования к типу трансмиссии, комплектации кабины.
Комиссия, изучив ТЗ, с учетом пояснений Заказчика, пришла к выводу, что Заказчик формируя требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам Товара определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности, места ее осуществления и имеющейся с учетом этого необходимости закупки Товара, позволяющего реализовывать потребность Заказчика целиком и надлежащим образом. При этом ТЗ содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого Товара, установленным Заказчиком требованиям, с указанием максимальных и минимальных значений таких показателей и значений показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель доказательств того, что установленные Заказчиком при описании Товара какие-либо характеристики и показатели являются излишними, избыточными, не позволяющими поставить требуемый Товар, не представил.
В ходе заседания Комиссии доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников Закупки, либо были указаны лишь в целях обеспечения победы в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту или для исключения участия в торгах конкретного потенциального участника, не установлено.
Вместе с тем, согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом описание Товара не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы необоснованный.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части описания Товара без использования функционала ЕИС при формировании извещения о Закупке.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 7 Правил.
3. Поскольку данное нарушение не повлияло на результаты Закупки, предписание об устранении данного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Е.В. Шендрик
Члены комиссии:
____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ С.А. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 14 мая 2024 г. N 041/06/106-209/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024