Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - врио руководителя управления Шендрик Е.В.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ковалевой С.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик; Учреждение): Карпова Е.С. (по доверенности от 07.03.2024 Nм 07/03/23-1),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АПгрейт" (далее - Заявитель): Вартаняна А.В. (по доверенности от 07.07.2023),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на поставку шкафа для сушки и хранения эндоскопов (закупка N 0338200002224000201), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком осуществлена процедура определения поставщика шкафа для сушки и хранения эндоскопов (далее - Товар) путем электронного аукциона (извещение N 0338200002224000201) (далее - Закупка). Извещение (с изменениями) с приложением электронных документов размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 26.04.2024. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 203 000,00 рублей.
06.05.2024 в Камчатское УФАС России поступила поданная 03.05.2024 через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, установил требования к объекту закупки, которые по совокупности параметров соответствуют только Товару одного производителя - ООО "Бандек-Медицинские системы".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В силу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных данным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней датой начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию о наименовании товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом.
Согласно извещению о Закупке к поставке требуется Товар с кодом позиции по КТРУ - 32.50.50.190-00001070 "Шкаф для сушки и хранения эндоскопов".
Данная позиция описания объекта закупки не содержит.
Извещение о Закупке содержит описание Товара в структурированном виде и осуществлено в соответствии с п. 3699 10 СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПин).
Извещение о Закупке содержит электронный документ - описание объекта закупки.
На заседании Комиссии представитель Заявителя указал, что требованиям описания объекта закупки будет соответствовать минимум два производителя, если из описания объекта закупки исключить характеристики Товара: общая мощность УФ-бактерицидных ламп - 75; возможность крепления к стене, изменить габаритные размеры Товара.
Представитель Заказчика пояснил, что установление спорных характеристик Товара обусловлена спецификой использования Товара, так наличие и использование УФ-бактерицидных ламп при хранении Товара предусмотрена СанПин и необходимо в связи с деятельностью Учреждения, возможность крепления Товара к стене обусловлена соблюдением мер безопасности при землетрясениях, установление габаритных размеров Товара обусловлено размерами помещения, где будет установлен Товар.
Комиссия, изучив позицию КТРУ 32.50.50.190-00001070 "Шкаф для сушки и хранения эндоскопов", с учетом пояснений Заказчика, пришла к выводу, что поскольку в данной позиции КТРУ отсутствует описание Товара, Заказчиком осуществлено описание Товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе с учетом специфики своей деятельности, места ее осуществления и имеющейся с учетом этого необходимости закупки Товара, позволяющего реализовывать потребность Заказчика целиком и надлежащим образом. При этом содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого Товара, установленным Заказчиком требованиям, с указанием максимальных и минимальных значений таких показателей и значений показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель доказательств того, что установленные Заказчиком при описании Товара какие-либо характеристики и показатели являются излишними, избыточными, не позволяющими поставить требуемый Товар, не представил.
В ходе заседания Комиссии доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников Закупки, либо были указаны лишь в целях обеспечения победы в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту или для исключения участия в торгах конкретного потенциального участника, не установлено.
Вместе с тем, согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В ходе заседания Комиссии установлено, что победителем аукциона предложен к поставке Товар, соответствующий требованиям извещения о Закупке, в том числе спорным характеристикам и показателям, производителя ООО "Системы поддержания стерильности".
Следовательно, установленным Заказчиком требованиям к Товару, соответствует Товар как минимум двух производителей - ООО "Бандек-Медицинские системы", ООО "Системы поддержания стерильности".
Заявитель доказательств обратного не представил.
Таким образом описание Товара не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы необоснованный.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Е.В. Шендрик
Члены комиссии:
____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ С.А. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 15 мая 2024 г. N 041/06/106-210/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024