Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи индивидуального предпринимателя Васильева А.М. на положение извещения о проведении электронного аукциона на поставку гончарного круга в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Федерального проекта "Профессионалитет" (регистрационный номер 465-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000404), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
18.04.2024 уполномоченным органом - Комитетом по закупкам Псковской области по заданию Заказчика - ГБПОУ Псковской области "Псковский политехнический колледж" объявлен электронный аукцион на поставку гончарного круга в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Федерального проекта "Профессионалитет" (регистрационный номер 465-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000404).
Извещение N 0157200000324000404 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 18.04.2024 16:20.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 198 200,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 02.05.2024 09:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
02.05.2024 (вх.N 2373-ЭП/24) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 13.05.2024 в 17 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 08.05.2024 в 10.00, 13.05.2024 в 10.00, в связи с необходимостью предоставления дополнительных позиций Заказчика и Заявителя.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела исх.N 49 от 02.05.2024, дополнение к жалобе исх. N 57 от 13.05.2024 ).
Описание объекта закупки указывает на единственный вариант эксклюзивного исполнения такого примитивного оборудования как гончарный круг путем добавления дополнительных опций. Электронный датчик температурного режима с памятью указан как интегрированный в гончарный круг, а нем как отдельное дополнительное опционное устройство, обязательна к наличию возможность через последовательную шину получать развернутую информацию о полученных данных и поддерживать построение графиков, а также иметь возможность сохранения данных в файлы. В описании второй требуемой модели гончарного круга также указано как обязательное требование, наличие некого "модуля измерения поперечного сечения". Из остальных обязательных характеристик следует вывод, что описан единственный возможный вариант - гончарный круг iMold Professional v3. Это следует из требуемых размеров в сочетании с обязательным наличием интегрированной системы смены магнитных дисков. В соответствии с имеющимся в составе аукционной документации Заказчика "Отчетом по определению и обоснованию начальной цены единицы товара, работы, услуги", на основании коммерческих предложений сравниваются как минимум два проихзводителя (поставщика) требуемого товара, из представленного технического описания следует, что закупается товар одного производителя, такая закупка не является конкурентной.
Представители Заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, исх. N 553 от 06.05.2024, N КЗ-21-77 от 07.05.2024 в материалах дела):
Заказчик считает свои действия обоснованными и соответствующими действующему законодательству в сфере закупок, по данному товару был произведен анализ рынка . Предполагаемое к закупке оборудование было подобрано в соответствии с инфраструктурным листом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Федерального проекта "Профессионалитет" ("ремесленная керамика") и требованиям производственного процесса. Характеристики, указанные Заказчиком необходимы для качественного проведения учебного процесса студентов в мастерских, имеющих тепловое оборудование. На сайте был найден товар, удовлетворяющий требованиям Заказчика, при этом под описание объекта закупки по совокупности характеристик подходят как минимум два товара разных производителей https://komplekt.spb.ru/gonchar/; https://ppkompany.ru/potters_wheel/, после чего были направлены запросы коммерческих предложений на указанное оборудование как производителям, так и поставщику. Было получено три предложения о поставке товара. В описание объекта закупки не включались требования или указания в отношении определенных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, влекущие за собой ограничение количество участников закупки. Заказчик не устанавливал требования, которые ограничивали бы круг участников закупки. На участие в закупке подано две заявки, соответствующие требованиям извещения о проведении электронного аукциона, с характеристиками предлагаемого к поставке товара, соответствующими требованиям извещения.
Потребностью Заказчика является поставка гончарного круга, а не его производство, в связи с чем, участником закупки может выступатьь любое лицо, готовое поставить товар и отвечающее требованиям извещения об осуществлении закупки, а не производители такого товара. Потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки. Заказчик самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам товара, которые отражают специфику деятельности Заказчика, включая наличие соответствующих материально-технических ресурсов, и обемпечивает эффективное расходование бюджетных средств. Просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее нарушение:
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить в извещении о проведении закупки такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В соответствии с пунктами 1,3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в частности, следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Доводы жалобы Заявителя сводятся к тому, что установление Заказчиком таких характеристик по первой позиции "гончарный круг N 1" как электронный датчик температурного режима, возможность через последовательную шину получать развернутую информацию о полученных данных и поддерживать графиков оповещение о превышении заданных диапазонов, а также возможность сохранения данных в файлы указывает на некий единственный вариант эксклюзивного исполнения оборудования, как гончарный круг путем добавления дополнительных опций. По позиции "гончарный круг N 2" указание на наличие "модуля измерения поперечного сечения" и других обязательных характеристик следует, что подходит ендинственный вариант - гончарный круг iMold Professional v3.
Представители Заказчика пояснили, что предполагаемое к закупке оборудование было подобрано в соответствии с инфраструктурным листом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Федерального проекта "Профессионалитет" ("ремесленная керамика") и требованиям производственного процесса. Характеристики, указанные Заказчиком необходимы для качественного проведения учебного процесса студентов в мастерских, имеющих тепловое оборудование. На сайте был найден товар, удовлетворяющий требованиям Заказчика, при этом под описание объекта закупки по совокупности характеристик подходят как минимум два товара разных производителей https://komplekt.spb.ru/gonchar/; https://ppkompany.ru/potters_wheel/, после чего были направлены запросы коммерческих предложений на указанное оборудование как производителям, так и поставщику. Было получено три предложения о поставке товара. На участие в закупке подано две заявки, соответствующие требованиям извещения о проведении электронного аукциона, с характеристиками предлагаемого к поставке товара, соответствующими требованиям извещения.
Комиссия Псковского УФАС проанализировала, представленные Заказчиком коммерческие предложения ООО "Петербургской промышленной компании" N 1563/7 от 29.03.2024, ООО "Инновационная производственной группы N 1369 от 27.03.2024, индивидуального предпринимателя Забелина И.Н. N 0972 от 25.03.2024 г., в которых нет указания на товарный знак и модели предлагаемых товаров.
В связи с этим при рассмотрении жалобы Псковским УФАС России был сделан запрос участникам закупки подавшим заявки на участие в электронном аукционе (они же представляли коммерческие предложения) с просьбой указать конкретные модели гончарных кругов предлагаемых к поставке. В ответ на запрос ООО "Инновационная производственная группа" сообщила о оборудовании указанном в заявке: по позиции "гончарный круг N 1" гончарный круг REFSAN модель KALEO F55 Турция, по позиции "гончарный круг N 2" гончарный круг iMold Professional v3 Российская Федерация; ООО "Петербургская промышленная компания" сообщила о поставке аналогичных гончарных кругов и указала, что данные виды оборудования планируется дооснастить дополнительными опциями, в соответствии с потребностями Заказчика собственными силами.
В связи с чем, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу о том, что довод представителей Заказчика о наличии как минимум двух производителей товара, необходимого к поставке по позициям 1 и 2 Описания объекта закупки несостоятелен, ввиду того, что участник закупки указал, что оборудование будет дополнено дополнительными опциями в соответствии с описанием объекта закупки.
Таким образом, Заказчиком ни в письменных пояснениях, ни на заседании Комиссии, не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей товара, требуемого к поставке, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки.
При формировании описания объекта закупки заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что при формировании описания объекта закупки Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Включение Заказчиком в описание объекта закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, поставка которых осуществляется в рамках рассматриваемой закупки, установлены Заказчиком в Описании объекта закупки, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара Описания объекта закупки ограничивают круг участников закупки, поскольку в установленном требовании к данной позиции товара соответствует товар единственного производителя.
Комиссия Псковского УФАС России отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Комиссия Псковского УФАС России также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что в совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в Описании объекта закупки, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения, не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности у участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции товара, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Для квалификации действий Заказчика как нарушающих основополагающие принципы закупочной деятельности, в том числе и обеспечения конкуренции, необязательно непосредственное наступление негативных правовых последствий в виде ограничения количества участников либо ущемления прав кого-либо из этих участников, достаточно возникновения угрозы наступления таких последствий. В свою очередь, антимонопольный орган, будучи контрольным органом в сфере закупочных процедур, обязан реагировать в том числе и на гипотетическую вероятность наступления таких негативных последствий с целью пресечения нарушения прав и законных интересов участников закупочной процедуры.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и нарушении действиями Заказчика, при описании объекта закупки части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Васильева А.М. обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений путем отмены всех протоколов составленных в ходе определения поставщика (подрядчика) и внесение изменений в положение извещения, с учетом настоящего решения.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 13 мая 2024 г. N 060/06/33-149/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024