Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением "Станция по борьбе с болезнями животных по Опочецкому, Красногородскому и Пушкиногорскому районам" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Строй-Вектор" (адрес: 180002, г. Псков, ул. Юбилейная, д. 41, помещение 2006, офис 8; ИНН 6027187519), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания ветлечебницы по адресу: Псковская область, р.п. Пушкинские Горы, ул. Строителей, д. 3 (регистрационный номер: 115-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000094),
УСТАНОВИЛА:
02 мая 2024 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Строй-Вектор" (адрес: 180002, г. Псков, ул. Юбилейная, д. 41, помещение 2006, офис 8; ИНН 6027187519), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания ветлечебницы по адресу: Псковская область, р.п. Пушкинские Горы, ул. Строителей, д. 3 (регистрационный номер: 115-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000094).
Рассмотрение сведений состоялось 08 мая 2024 года в 15 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157200001823000126 о проведении электронного аукциона - 16.02.2024 15:53.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 9 307 026,50 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.03.2024 NИЭА1 на участие в аукционе подано 3 (три) заявки, одна отклонена. Победителем признана заявка N61, с предложением о цене контракта 8 329 788,56 рублей.
5) 29.03.2024 Заказчиком заключен контракт N 0157200000324000094 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания ветлечебницы, по адресу: Псковская область, Пушкиногорский район, рп. Пушкинские Горы, ул. Строителей, д. 3" с Обществом с ограниченной ответственностью "Строй-Вектор", с ценой контракта 8 329 788,56 рублей (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания ветлечебницы, по адресу: Псковская область, Пушкиногорский район, рп. Пушкинские Горы, ул. Строителей, д. 3" (далее - работы) в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту). Подрядчик должен своевременно сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях Контракта.
Пунктом 2.1. контракта предусмотрено, что срок начала выполнения работ с момента подписания Контракта. Срок (продолжительность) выполнения работ - до "31" июля 2024 г..
Согласно пункту 4.4.3. контракта, Подрядчик в течение 3 дней со дня, следующего за днем получения от заказчика проекта акта приема-передачи строительной площадки, а также документов, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, подписать указанный проект акта приема-передачи либо направить мотивированный отказ от его подписания с указанием причин такого отказа.
08.04.2024 составлен акт приема-передачи строительной площадки.
Заказчиком составлены акты о том, что на объекте не производятся работы (01.04.2024,02.04.2024,05.04.2024,06.04.2024,08.04.2024,09.04.2024,10.04. 2024, 11.04.2024,15.04.2024).
Претензий в адрес Общества Заказчик не направлял.
15.04.2024 Заказчик с использование Единой информационной системы принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.04.2024 Общество направило возражения на решение, сообщило о готовности исполнить обязательства, сообщили о начале демонтажных работ.
26.04.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 15.5. контракта, в соответствии с ч.9 ст.95 Федерального закона N 44-ФЗ, Контрактом предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (ст.450 Гражданского кодекса РФ - отказ от исполнения Контракта (договора) полностью или частично допускается соглашением сторон (Контрактом)). Контрактом (договором подряда) не предусмотрены иные правила по сравнению со ст.717 Гражданского кодекса РФ. Заказчик в праве в одностороннем внесудебном уведомительном порядке расторгнуть Контракт в следующих случаях:
- при существенном нарушении Контракта.
- нарушение Подрядчиком срока начала производства работ более чем на 10 рабочих дней с даты заключения Контракта.
- приостановление необходимой для исполнения Контракта деятельности Подрядчика в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; прекращение действия свидетельства саморегулируемой организации о допуске Подрядчика к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; издание, прекращение или приостановление действия актов государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права / возможности исполнения Контракта;
- проведения ликвидации Подрядчика либо принятия судом решения о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства,
- в иных случаях, предусмотренных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В перечисленных случаях Стороны признают, что Заказчик в значительной мере лишается того, на что вправе был рассчитывать при заключении Контракта.
Указанный выше перечень не является исчерпывающим, в том числе, в отношении существенных нарушений Контракта и не ограничивает права Заказчика на расторжение Контракта, когда Заказчик в значительной мере лишается того, на что вправе был рассчитывать при заключении Контракта
15.04.2024 Заказчик с использование Единой информационной системы принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.04.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС..
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пояснений представителя Общества, после подписания контракта Заказчик попросил время для освобождения объекта для работы поскольку там находилось оборудование. После передачи строительной площадки были закуплены материалы (подтверждение в материалах дела). Общество приступило к демонтажным работам 15.04.2024 (фотоматериалы). От выполнения работ не уклонялись, в установленный срок до 31.07.2024 работы были готовы исполнить.
Учитывая материалы дела Комиссия Псковского УФАС России не находит оснований для принятия решения о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением "Станция по борьбе с болезнями животных по Опочецкому, Красногородскому и Пушкиногорскому районам" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Строй-Вектор" (адрес: 180002, г. Псков, ул. Юбилейная, д. 41, помещение 2006, офис 8; ИНН 6027187519), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания ветлечебницы по адресу: Псковская область, р.п. Пушкинские Горы, ул. Строителей, д. 3 (регистрационный номер: 115-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000094), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 8 мая 2024 г. N РНП 060/06/95-153/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024