Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управлением автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Экспресс гранит" (адрес: 173008, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 107, помещ. 12; ИНН 5300012006), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку щебня из изверженных горных пород (гранит) (номер извещения: 0857200000224000015),
УСТАНОВИЛА:
06 мая 2024 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Экспресс гранит" (адрес: 173008, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул Большая Санкт-Петербургская, д. 107, помещ. 12; ИНН 5300012006), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку щебня из изверженных горных пород (гранит) (номер извещения: 0857200000224000015).
Рассмотрение сведений состоялось 14 мая 2024 года в 11 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0857200000224000015 о проведении аукциона - 06.02.2024 12:05.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 13 792 520,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.02.2024 NИЭА1, на участие в аукционе подано 6 (шесть) заявок, из них3 (три) отклонены. Победителем признана заявка N 43, с ценовым предложением 12 620 155,80 рублей (снижение 8,5%).
5) 28.02.2024 Заказчиком заключен контракт N 08572000002240000150001 на поставку щебня из изверженных горных пород (гранит) с Обществом с ограниченной ответственностью "Экспресс гранит", с ценой контракта 12 620 155,80 рублей (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта, в рамках реализации Регионального проекта Псковской области "Дорожная сеть" в составе и Федерального проекта "Дорожная сеть" Национального проекта "Безопасные качественные дороги" Поставщик обязуется поставить Заказчику щебень из изверженных горных пород (гранит) (далее Товар) с характеристиками, в количестве, по ценам и адресам, указанным в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), которая является неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик принять и оплатить Товар в соответствии с условиями настоящего Контракта
Разделом 4 контракта предусмотрены следующие условия поставки:
Поставка Товара производится Поставщиком по заявкам в соответствии с Приложением N1 к настоящему Контракту с даты заключения Контракта по 31.05.2024 г. По соглашению Сторон возможно досрочное исполнение Поставщиком своих обязательств по Контракту.
Заказчик направляет Поставщику Заявку на поставку Товара, согласно форме, указанной в Приложении N3, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Заявка передается посредством электронной, факсимильной или почтовой связи. Адрес электронной почты: av.semenov@dorogi.pskov.ru.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в количестве, сроки и по адресам, определенным в заявке Заказчика в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Контракту, силами и за счет Поставщика. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком.
Исполнение заявки Поставщиком до места приемки Товара не должно превышать 15 (пятнадцать) календарных дня.
После отправки Заказчиком Заявки Поставщик в срок не более 24 часов должен подтвердить Заявку любым вышеназванным способом связи. Телефон (факс) 8(8112)29-88-20, +7-911-364-43-30.
В случае невозможности исполнения Заявки или отказа от исполнения Заявки, Поставщик обязан так же в срок не более 24 часов предоставить мотивированный ответ в адрес Заказчика. В случае если от Поставщика не поступит подтверждение или мотивированный отказ, то Заявка считается подтвержденной.
Место поставки товара: Псковская область, Псковский район, д.Подборовье (АБЗ "Амман").
Согласно пункту 5.1. контракта приемка поставленного Товара осуществляется в ходе передачи его Заказчику в месте поставки и включает в себя следующие этапы:
- проверка количества;
- проверка качества на соответствие условиям настоящего Контракта (в т.ч. контроль наличия (отсутствия) внешних повреждений, проверка наличия сертификатов на поставляемый Товар).
Приемка поставленного Товара осуществляется уполномоченными представителями Заказчика или специально созданной приемочной комиссией, которые действуют от имени и в интересах Заказчика с участием Поставщика или его уполномоченных представителей (пункт 5.2).
При приемке Товара по качеству Заказчик вправе осуществить выборочную проверку качества Товара. В случае если при осуществлении выборочной проверки обнаружен Товар (часть Товара), качество которого не соответствует требованиям Контракта, результаты такой проверки распространяются на всю поставку (пункт 5.3.).
28.02.2024 Заказчик направил заявку N1 на поставку 2500 тонн щебня.
Поставка не осуществлена Обществом.
19.03.2024 Заказчик направил заявку N2 на поставку 800 тонн щебня.
Поставка не осуществлена Обществом.
19.03.2024 Заказчик направил заявку N3 на поставку 1000 тонн щебня.
Поставка не осуществлена Обществом.
12.04.2024 (исх.N175) Заказчик направил в адрес Общества претензию о начислении неустойки в размере 15 000,00 рублей.
12.04.2024 (исх.N174) Заказчик направил в адрес Общества письмо о неисполнении обязательства, просит осуществить поставку товара в течении 3 (трех) рабочих дней.
Поставка не осуществлена Обществом.
23.04.2024 Заказчик с использованием ЕИС принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.05.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 12.3. контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть Контракт в следующих случаях:
Неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков поставки Товара, предусмотренных Контрактом
В случае существенных нарушений Поставщиком требований к качеству Товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.
В случае осуществления поставок некачественных Товаров, если поставщик, получивший уведомление, в установленный срок не выполнил требование о замене Товара.
Если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому Товару или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика..
23.04.2024 Заказчик с использованием ЕИС принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.05.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Обществом пояснения не предоставлены.
Комиссия, изучив материалы дела, считает, что поставщиком не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Безусловно, участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в закупках и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия, в том числе и погодные условия.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Экспресс гранит" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества и виновном уклонении, которое привело к неисполнению контракта.
Согласно сведениям, из ЕИС "реестр контрактов" Обществом заключен один контракт (рассматриваемый случай).
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (до 16.05.2026) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Экспресс гранит";
- место нахождения: 173008, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 107, помещ. 12;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 5300012006, КПП 530001001;
- единственный учредитель: Дмитриева Ирина Александровна; ИНН 530500363453;
- объект закупки: поставка щебня из изверженных горных пород (гранит) (номер извещения: 0857200000224000015);
- цена контракта - 12 620 155,80 рублей;
- ИКЗ: 242602714346260270100100370010812244;
- срок выполнения: 31.05.2024 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 13 мая 2024 г. N РНП 060/06/95-161/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024