Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управлением автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью Агентство "Экспресс" (адрес: 453266, Республика Башкортостан, город Салават, ул. 30 лет Победы, д.14, кв.35; ИНН 0266033244), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Порхов - Успенье (устройство недостающих автобусных остановок в районе съезда к д. Дягельцево) в Дедовичском районе Псковской области (регистрационный номер: 31-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000022),
УСТАНОВИЛА:
03 мая 2024 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью Агентство "Экспресс" (адрес: 453266, Республика Башкортостан, город Салават, ул. 30 лет Победы, д.14, кв.35; ИНН 0266033244), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Порхов - Успенье (устройство недостающих автобусных остановок в районе съезда к д. Дягельцево) в Дедовичском районе Псковской области (регистрационный номер: 31-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000022).
Рассмотрение сведений состоялось 14 мая 2024 года в 10 часов 00 минут, с учетом перерыва объявленного 13.05.2024 в 11 часов 15 минут, в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157200000324000022 о проведении аукциона - 30.01.2024 14:48.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 4 298 646,04 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2024 NИЭА1, на участие в аукционе подана единственная заявка N40.
5) 20.02.2024 Заказчиком заключен контракт N 01572000003240000220001 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Порхов - Успенье (устройство недостающих автобусных остановок в районе съезда к д. Дягельцево) в Дедовичском районе Псковской области с Обществом с ограниченной ответственностью Агентство "Экспресс", с ценой контракта 4 298 646,04 рублей (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта, в целях реализации Государственной программы Псковской области "Развитие транспортной системы" Стороны заключили Контракт, согласно которому Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Порхов - Успенье (устройство недостающих автобусных остановок в районе съезда к д. Дягельцево) в Дедовичском районе Псковской области (далее - работы) в соответствии с Проектной документацией, Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), а Заказчик, выступающий в интересах Псковской области, берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Пунктом 4.2. контракта предусмотрено авансирование работ, которое составляет 30% от цены Контракта.
26.02.2024 Заказчиком была осуществлена выплата аванса Обществу в размере 1 289 593,81 рублей.
В соответствии с пунктами 1.3., 1.5. Контракта Подрядчик принял на себя обязательства выполнить на Объекте работы по капитальному ремонту в сроки, предусмотренные Контрактом, при этом качество выполнения работ, должно соответствовать действующим техническим регламентам, нормативным документам, а также обеспечить выполнение работ на Объекте в соответствии с проектной документацией и завершить работы в срок, указанный в пункте 5.1 Контракта и по окончании работ сдать результат работ Заказчику в порядке, предусмотренном в разделе 9 Контракта.
На основании пунктов 5.1., 5.2. Контракта календарные сроки выполнения работ по Объекту: с даты заключения Контракта до 01 июля 2024 года. Объем работ по Контракту должен быть исполнен в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту) в пределах годового лимита бюджетных обязательств.
Согласно Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту) на получение исходно-разрешительных документов (Разрешение на производство работ) Подрядчику отводится 10 дней с даты заключения Контракта
20.02.2024 письмом N551 в соответствии с пунктами 7.1, 7.2., 7.3. Контракта Заказчиком в адрес Общества направлен перечень необходимых документов для получения Разрешения на производство работ, а также Приказ о закреплении ответственных лиц по Объекту со стороны Заказчика, подписанные Акты приема-передачи участка автомобильной дороги и геодезической разбивочной основы.
06.03.2024 (исх.N769) Заказчик направил Обществу письмо о необходимости предоставления пакета документов, а также выразил обеспокоенность о срыве срока выполнения работ по Контракту.
11.03.2024 Обществом на адрес электронной почты Заказчика в рабочем порядке без сопроводительного письма были предоставлены Акты приема-передачи участка автомобильной дороги и геодезической разбивочной основы, подписанные со стороны Общества 07.03.2024 года.
13.03.2024 Обществом на адрес электронной почты Заказчика в рабочем порядке без сопроводительного письма поступило сообщение о направлении в адрес Заказчика ППР, однако в письме отсутствовали вложения, о чем Обществу было сообщено в этот же день посредством электронной почты. Вместе с тем, Общество оставило данное сообщение без ответа.
15.03.2024 (исх.N836) Заказчиком повторно указано Обществу на факт отсутствия вложений в электронном сообщении от 13.03.2024, а также о необходимости предоставления полного пакета документов для получения Разрешения на производство работ.
18.03.2024 на адрес электронной почты Заказчика в рабочем порядке без сопроводительного письма Подрядчиком был предоставлен ППР в электронном виде.
19.03.2024 (исх.N889) Заказчик направил Обществу замечания по ППР.
25.03.2024 (исх.N N978) Заказчик ввиду отсутствия всего пакета необходимых документов для получения разрешения на производство работ, сообщил Обществу, что в случае непредставления в срок до 01.04.2024 года документов Заказчик будет вынужден начать процедура расторжения контракта в одностороннем порядке в соответствии с п.18.2 Контракта.
29.03.2024, 02.04.2024 на адрес электронной почты Заказчика в рабочем порядке без сопроводительного письма Обществом был предоставлен откорректированный ППР в электронном виде.
02.04.2024 (исх.N1090) Заказчик направил Обществу замечания.
02.04.2024 на адрес электронной почты Заказчика в рабочем порядке без сопроводительного письма Обществом направлен приказ о назначении ответственного за производство работ, при этом выписка из Национального реестра специалистов в области строительства отсутствовала.
В этот же день Заказчиком было получено письмо Общества от 02.04.2024 N1 с просьбой сообщить адрес и контактное лицо для передачи оригинала ППР.
03.04.2024 на адрес электронной почты Заказчика в рабочем порядке без сопроводительного письма Подрядчиком был предоставлен откорректированный ППР в электронном виде.
04.04.2024 (исх. N1126) Заказчик направил Обществу разъяснения, о том, что все контактные лица по Объекту назначены приказом Заказчика от 20.02.2024 N77, который был направлен ранее.
05.04.2024 (исх.N1138) Заказчик сообщил Обществу о согласовании предоставленного на электронную почту 03.04.2024 в электронном виде ППР, а также повторно указал на факт отсутствия полного пакета документов, необходимых для получения Разрешения на производство работ.
Вместе с тем, Общество не предоставило полный пакет документов, необходимых для получения Разрешения на производство работ, а именно:
- ППР, утвержденный со стороны Подрядчика на бумажном носителе для подписания Заказчиком (п.6.2. Контракта);
- к Приказу о назначении ответственных лиц по производству работ и строительному контролю не приложена выписка из Национального реестра специалистов в области строительства согласно п. 4.7 ГОСТ32756-2014, п.5.3. СП 48.13330.2019 (п. 8.4 Контракта);
- общий журнал работ по форме согласно ГОСТ 32731-2014 (п. 8.20 Контракта);
- фотоматериалы о состоянии объекта до начала производства работ согласно п.6.2.4 ГОСТ 32755-2014 (п. 8.3. Контракта);
- макет информационного щита (п. 8.6 Контракта);
- свидетельство об аттестации лаборатории или договор на проведение лабораторных испытаний согласно п.5.1 ГОСТ 32731-2014 (п. 12.2, 12.3 Контракта);
- схема организации дорожного движения на время производства работ, согласованная уполномоченными органами ГИБДД МВД России (п.8.5. Контракта);
- не получена Проектная документация в печатном виде, утвержденная в производство работ (п.8.2. Контракта).
22.04.2024 Заказчик с использованием ЕИС принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.05.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 18.2. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с законодательством РФ в следующих случаях:
- при нарушении Подрядчиком срока начала производства работ, согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ, более чем на 30 календарных дней;
- при нарушении Подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 30 календарных дней;
- при выявлении двух и более фактов необеспечения требуемого качества работ;
- при двух и более фактах невыполнения предписаний, выданных Заказчиком в порядке, предусмотренные условиями Контракта;
- при выявлении двух и более фактов несоответствии значений технических характеристик применяемых материалов и изделий;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
22.04.2024 Заказчик с использованием ЕИС принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.05.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Общество пояснений не предоставило.
Комиссия, изучив материалы дела, считает, что поставщиком не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Безусловно, участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в закупках и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия, в том числе и погодные условия.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО Агентство "Экспресс" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества и виновном уклонении, которое привело к неисполнению контракта.
Согласно сведениям, из ЕИС "реестр контрактов" Обществом заключено 4 (четыре) контракта, все расторгнуты в одностороннем порядке по инициативе Заказчика.
На момент рассмотрения сведений согласно ЕИС Общество включено в реестр недобросовестных поставщиков два раза, что свидетельствует о неоднократном нарушении условий контракта.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (до 16.05.2026) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью Агентство "Экспресс";
- место нахождения: 453266, Республика Башкортостан, город Салават, ул. 30 лет Победы, д.14, кв.35;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 0266033244, КПП 026601001;
- единственный учредитель: Исаев Евгений Александрович; ИНН 027708910394;
- объект закупки: выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Порхов - Успенье (устройство недостающих автобусных остановок в районе съезда к д. Дягельцево) в Дедовичском районе Псковской области (номер извещения: 0157200000324000022;
- цена контракта - 4 298 646,04 рублей;
- ИКЗ: 242602714346260270100100030014211243;
- срок выполнения: 01.07.2024 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 13 мая 2024 г. N РНП 060/06/95-157/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024