Резолютивная часть решения объявлена 15.05.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15.05.2024 года. Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: И.И. Ларин - Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок; члены Комиссии: В.С. Ворошилов - заместитель начальника отдела контроля закупок., К.В. Дресвянская - заместитель начальника отдела контроля закупок., в отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - заказчик); ООО ЧОП "Спарта+" (далее - участник закупки, исполнитель, общество, победитель электронного аукциона).; рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в ООО ЧОП "Спарта+" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по физической охране объекта МИФНС России N 23по Иркутской области", извещение N 0134100006623000066, и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 2 июля 2021 года, действовавшей на момент заключения контракта (далее - Федеральный закон N 44- 1 ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении исполнителя, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на "Оказание услуг по физической охране объекта МИФНС России N 23по Иркутской области", извещение N 0134100006623000066.
Участником закупки не представлены пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемых в уведомлении от 06.05.2024 г N 038/514/24.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия
установила
следующее. 02 ноября 2023 года Заказчиком объявлен электронный аукцион на оказание услуг по физической охране объекта МИФНС России N 23по Иркутской области, извещение N 0134100006623000066. Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 1 447 387 рублей 92 копейки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.11.2023 NИЭА1 на участие в аукционе подано 4 заявки, победителем признано ООО ЧОП "Спарта+" (заявка N 187) с ценовым предложением 680 272 рублей 28 копеек.
Таким образом, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило более 50%.
В результате проведения электронного аукциона, между победителем электронного аукциона и заказчиком был заключен контракт 24 ноября 2023 года (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: по физической охране объектов Заказчика (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим Контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. 2 Пунктом 1.2 контракта установлено, что срок оказания услуг: с "01" декабря 2023 г. по "30" ноября 2024 г.
Согласно приложение N 1 контракта "спецификация" время охраны (Иркутская область, г. Братск, ул. Комсомольская, 42А) с 00.00 час. 01 сентября 2023 г. до 24.00 час. 31 августа 2024 г., два круглосуточных поста охраны с одним сотрудником на каждом посту. Приложением N 2 к контракту "техническое задание" также установлено, что объем оказываемых услуг: Один 12-часовой пост подразделения охраны с использованием специальных средств, в рабочее время в будние дни с 8-00 до 20-00 (12 часов). Услуги охраны оказываются с 01.12.2023 по 30.11.2024.
Количество часов охраны - 2976 часов. Заказчиком пояснено, что в нарушение условий Контракта Исполнителем, не обеспечена, охрана, объекта, расположенного по адресу: Иркутская обл., г. Братск, ул. Пионерская, 6а, с 10.04.2024 по настоящее время, чем допущены существенные нарушения условий контракта. Указанные нарушения подтверждаются актами о выявленных нарушениях условий государственного Контракта от 10.04.2024 N 1, 10.04.2024 N 2, 10.04.2024 N 3, 11.04.2024 N 4, 11.04.2024 N 5, 12.04.2024 N 6, 12.04.2024 N 7, 15.04.2024 N 8, 15.04.2024 N 9, 16.04.2024 N 10, 16.04.2024 N 11,17.04.2024 N 12.
Пунктом 10.4 установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта предоставлено заказчику пунктом 10.4 контракта.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 3 Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 17 апреля 2024 года в связи с тем, что по состоянию на эту дату исполнителем надлежащим образом не исполнены обязательства по контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ использованием в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 17 апреля года и получено исполнителем 17 апреля 2024 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием статьей 14 и 14.1 Федерального закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий 4 контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу - 02 мая 2024 года. Комиссия Иркутского УФАС России также считает необходимым указать следующее. Мотивом одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны Заказчика послужило ненадлежащие исполнение обществом обязательств, предусмотренных Контрактом. В связи с нарушением условий контракта заказчиком в адрес общества были направлены претензии о нарушении условий контракта.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Существенным условием договора возмездного оказания услуг является предмет: услуги. Изучив представленный в материалы дела контракт, а именно пункты 1.1.
- 1.4. контракта, спецификацию (приложение N 1), техническое задание (приложение N 2), Комиссия пришла к выводу о том, что сторонами достигнуто соглашение на оказание услуг по охране объектов. Как следует из материалов дела, исполнителем не обеспечена надлежащая охрана объекта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданского кодекса Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было установлено контрактом. То есть Закон о контрактной системе указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. При этом основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора установлены в Гражданского кодекса Российской Федерации и подлежат применению. Неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или 5 выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Данная позиция отражена в пункте 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Исполнителем не представлено доказательств надлежащего оказания услуг в установленный в контракте период, не обеспечено надлежащее оказание охранных услуг в соответствии с условиями Контракта, что повлекло нарушение законных интересов заказчика, связанных с надлежащей организацией охраны объекта (административного здания) и работников Заказчика от преступных и противоправных посягательств. Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о наличии недобросовестности в действиях ООО ЧОП "Спарта+" при исполнении своих обязательств по контракту. Однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что участником закупки надлежаще исполнены обязательства, предусмотренные контрактом в Иркутское УФАС России не представлено.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки. Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в неисполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или 6 ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено. Наличие иных, не зависящих от заявителя причин, препятствовавших победителю электронного аукциона надлежащим образом исполнить свои обязательства, в ходе рассмотрения обращения не установлено. К роме того, участник закупки, п ри подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми у словиями, указанными Заказчиком в Извещении об э лектронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Федерального закона N44-ФЗ.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, 7 определенных в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем. Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что победитель электронного аукциона - ООО ЧОП "Спарта+" намеренно и умышленно при исполнении условий контракта проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предприняло всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий. Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение участника закупки, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО ЧОП "Спарта+"" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). ООО ЧОП "Спарта+" подавая заявку на участие в закупки, согласилась с условиями извещения о закупке и проектом контракта, заключило контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнить надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта. Кроме того, материалы обращения свидетельствуют о недобросовестности поведения общества при исполнении условий контракта, неоднократном нарушении сроков оказания услуг, что недопустимо с учетом специфики деятельности заказчика - обеспечение безопасности пациентов, при условии нахождения на территории Заказчика сильных наркотических веществ, когда даже однократное нарушение может создать угрозу жизни и здоровья пациентов и медицинского персонала, при этом нарушение условий контракта со стороны ООО ЧОП "Спарта+" носило системный характер. Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении ООО ООО ЧОП "Спарта+" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России, 8
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО ЧОП "Спарта+" (672016, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ремизова, д. 4, ИНН: 7536176707), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью ООО ЧОП "Спарта+" (Сибгатулин Игорь Дмитриевич, ИНН 246110572972), учредителе (Ткачук Наталья Александровна ИНН 242400221506) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года;
3. Направить копии решения сторонам по обращению.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии И.И. Ларин Члены комиссии: В.С. Ворошилов К.В. Дресвянская Исп.Ворошилов В.С. тел.8(3952)24-32-31 вн. 038-141 9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024