Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2024 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///,
члены Комиссии: ///;
с участием представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция Государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" и Прибайкальского национального парка" (далее - заказчик) - ///,
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительная компания "Эверест" (далее - ООО РСК "Эверест", Общество);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО РСК "Эверест" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.10.2022 г. N 13/2022 на выполнение работ по строительству пожарно-химической станции (ПХС-2) в поселке Хужир Ольхонского района Иркутской области, заключенного по итогам закупки N 0334100031622000025.
Обществом представлены письменные пояснения, в которых оно не согласно с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, указывая, что не уклонялось от исполнения Контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что заказчиком 13.09.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100031622000025 "Строительство пожарно-химической станции (ПХС-2) в поселке Хужир Ольхонского района Иркутской области" (идентификационный код закупки 221381117655438110100100310014120407).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 29 043 000 рублей 00 копейки.
По итогам электронного аукциона единственный участник закупки - ООО РСК "Эверест" признан соответствующим требованиям извещения о проведении закупки.
07.10.2022 г. между заказчиком и Обществом заключен контракт N 13/2022 на выполнение работ по строительству пожарно-химической станции (ПХС-2) в поселке Хужир Ольхонского района Иркутской области (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Генподрядчик обязуется выполнить работы по строительству пожарно-химической станции (ПХС-2) в поселке Хужир Ольхонского района Иркутской области (далее - "Объект"), а также иные Работы, определенные в Контракте и Технической документации, и сдать результат Работ Заказчику в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения работ по строительству, который является приложением N4 к Контракту и его неотъемлемой частью, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат Работ в порядке, предусмотренном Контрактом".
Пунктом 1.6 Контракта определено, что "Сроки выполнения работ: с даты заключения контракта до "03" ноября 2023 года включительно".
Из материалов дела установлено, что предусмотренные Контрактом работы выполнены на 7%.
Согласно пояснениям заказчика работы по строительству выполнялись со значительным отставанием от графика, о чем заказчик неоднократно указывал Обществу в своих письмах.
Заказчиком представлены письма, направляемые в адрес Общества, связанные с исполнением ООО РСК "Эверест" своих обязательств по Контракту, акты обследования объекта строительства.
ООО РСК "Эверест" в своих пояснения указывает, что нарушение сроков исполнения обязательств по контракту обусловлено ненадлежащим исполнением обязательств со стороны заказчика, что выразилось в несвоевременной передачи Обществу строительной площадки, проектной и разрешительной документации.
Заказчиком представлен акт приема передачи строительной площадки от 15.11.2024, в котором имеется отметка о том, что генеральный директор ООО РСК "Эверест" отказался от подписания акта.
Иные акты с подписью и датой передачи строительной площадки в материалах дела отсутствуют.
При этом, исходя из писем Общества, часть работ на площадке велась.
ООО РСК "Эверест" в письме от 26.12.2022 сообщает, что строительная площадка в пос. Хужир очищена 24.11.2022, о чем свидетельствует фотофиксация, на сегодняшний день не убрана техника и материалы, не решен вопрос со зданием в зоне установки пожарной емкости. По состоянию на 26.12.2022 на строительную площадку завезено 70% объема строительного кирпича, но в связи с остановкой работы парома временно приостановлена вывозка кирпича и железобетона.
В письме от 19.04.2023, поступившее заказчику 20.04.2023 г., Общество указывает, что строительная площадка заказчиком не передана; на территории строительной площадки находились два здания (одно из них до настоящего времени не снесено), площадка заполнена техникой, механизмами, материалами, оборудованием и т.д. Также указанным письмом Общество уведомило заказчика о приостановке работ по Контракту.
16.05.2023 Общество уведомило заказчика о возобновлении работ по Контракту, а также сообщило, что по состоянию на 10.05.2023 года площадка не передана, на территории застройки находятся штабеля с лесоматериалом, подстанция с прилегающий территории завалена металлоломом, на территории также находится автомобильный транспорт и незарегистрированное строение.
Пунктом 3.3 Контракта определено, что заказчик передает Обществу Техническую документацию в составе согласно Приложению N1 к Контракту (Исходно-разрешительная документация) не позднее (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта.
Письмами от 19.10.2022, 09.03.2023 Общество просило заказчика предоставить необходимые документы.
Письмом от 19.10.2022 заказчик сообщил Обществу, что все документы подготовлены, в адрес главы муниципального образования Ольхонский район, п. Хужир направлено заявление на выдачу разрешения на строительство.
Исходя из письма ООО РСК "Эверест", разрешение на строительство получено 07.11.2022 г.
Также в своих пояснениях Общество указывает, что проектно документация не соответствует сметной. В период с 01.06.2023 г. по 10.07.2023 г. между сторонами было проведено большое количество переговоров относительно нарушения корреспондирующих обязательств по Контракту, по результатам проведенных переговоров 12.07.2023 г. был составлен протокол рабочего совещания по вопросу повестки "Возобновление работ по строительству ПХС", на котором были приняты следующие решения:
- на Общество возложены обязанности подготовить документы для приемки работ по разбивке осей по строительству ПХС - 2;
- на заказчика возложены обязанности по заключению договора с организацией, осуществляющий авторский надзор за строительством ПХС; в срок до 30.07.2023 г. провести совещание с организацией, осуществляющей авторский надзор, для целей приведения рабочей документации в соответствие со сметной; организовать оплату по Контракту.
Протокол совещания от 12.04.2024, на который ссылается Общество, ни ООО РСК "Эверест", ни заказчиком в Иркутское УФАС России не представлен.
Со слов Общества, по состоянию на 06.02.2024 г. рабочая документация не приведена в соответствие со сметной.
Из представленных документов следует, что Общество обращалось к заказчику с предложением внесение изменений в Контракта.
Также ООО РСК "Эверест" представлено заключение N 263.0424-АВ от 23.04.2024 эксперта ООО "С-Кволити" по соответствию проектной и сметной документации, в выводах которого указано, что проектно-сметная документация на объект в существующем виде не представляет собой легитимную техническую документальную основу строительного производства и требует полной переработки с учетом выявленных исследованием и, возможно, иных скрытых недостатков.
Представителями заказчика на рассмотрении сообщено, что проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу и была размещена в Единой информационной системе при размещении закупки.
18.04.2024 года заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в статье 18 Контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято заказчиком посредством Единой информационной системы 18.04.2024 г. и в тот же день получено ООО РСК "Эверест".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 03.05.2024 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности Общества.
Комиссия не наделена полномочиями по оценке качества выполненных работ.
Доказательства того, что Общество намеренно желало уклониться от исполнения Контракта и предпринимало для этого какие-либо действия либо умышленно бездействовало, что в конечном итоге по субъективным причинам, зависящим от Общества, привело к нарушению сроков его исполнения, не представлены. Комиссией самостоятельно не добыты.
Исходя из представленных заказчиком, Обществом документов, ООО РСК "Эверест" предпринимались действия по исполнению Контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением заказчиком, Обществом обязательств по Контракту, отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО РСК "Эверест", невозможно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта, и объективно установить факт недобросовестного поведения ООО РСК "Эверест" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительная компания "Эверест" (ИНН 3849070250; 664007, г. Иркутск, ул. Октябрьской Революции, д. 5, оф. 43) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительная компания "Эверест" (Брызгалов Александр Михайлович, ИНН 383403083325), об участника/учредителе Общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительная компания "Эверест" (Брызгалов Александр Михайлович, ИНН 383403083325), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024