Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Дирекция единого заказчика" - *, *,
- уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Управление муниципального заказа" - *,
- заявителя в лице ИП Устинова Антона Александровича - *, *,
рассмотрев жалобу ИП Устинова Антона Александровича (вх. N 9463-ЭП/24 от 06.05.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Дирекция единого заказчика" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на мероприятия по содержанию и благоустройству общественных территорий ГО Заречный Свердловской области, обустроенных в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды" (извещение N 0862300039624000120), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Устинова Антона Александровича (вх. N 9463-ЭП/24 от 06.05.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Дирекция единого заказчика" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на мероприятия по содержанию и благоустройству общественных территорий ГО Заречный Свердловской области, обустроенных в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды" (извещение N 0862300039624000120), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения извещения составлены Заказчиком с нарушением действующего законодательства. Просил признать жалобу обоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
26.04.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0862300039624000120 на мероприятия по содержанию и благоустройству общественных территорий ГО Заречный Свердловской области, обустроенных в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 256 106,88 рублей.
Изучив имеющиеся доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно 1, 2, 3, 5, 7, 8, 13 доводам жалобы, заявителем обжалуется обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также расчеты цены.
Вместе с тем, на основании п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с чем, правовых оснований для рассмотрения данных доводов жалобы у Комиссии не имеется, в части указанных доводов жалоба подлежит перенаправлению в орган внутреннего муниципального финансового контроля.
Относительно 4, 10, 11, 12 в части формирования описания объекта закупки, Комиссий установлено следующее.
Исходя из доводов жалобы, заявитель указывает на следующие нарушения:
4. В Приложение 2.7 пункт 14 предусмотрена Замена поверхностей МАФ из фанеры, ед. измерения 1 м2, материал фанера (толщина, сорт, необходимую защиту от влаги); пункт 16 предусмотрена Сварка металлических деталей МАФ, отсутствуют характеристики сварочного шва и конструкций, предполагаемых для сварки; пункт 17 предусмотрена Резка металлоконструкций ед. измерения - 1 рез, отсутствуют характеристики металлоконструкций (диаметр, длину, площадь сечения, толщину металла).
10. В приложении N 1 к МК Описании объекта закупки (техническое задание) указано, что Перед окончанием срока завершения услуг каждого этапа все газоны должны быть выкошены и иметь высоту травы не менее 4 см и не более 10 см, не уточняется какой период имеет ввиду заказчик при применении формулировки "Перед окончанием срока завершения услуг" как будет расцениваться высота травы после завершения одного из этапов кошения в местах где травянистая растительность или газон с учетом ландшафтных или погодных особенностей растет очень медленно и ее высота от начала кошения до окончания одного из этапов не достигнет 4 см, а в других местах превысит 10 см. в целях определения объемов затрат какую максимальную и минимальную высоту травяного покрова принимал заказчик для определения объемов затрат по погрузке, транспортировке и утилизации скошенной травяной массы и объема.
11. В приложении N 1 к мк Описании объекта закупки (техническое задание) указано, что "При появлении снежно-ледяных образований в первоочередном порядке ПГМ обрабатываются спуски, подъемы, лестницы". Вместе с тем в следующем абзаце указано что "Тротуары, пешеходные дорожки, проходы общественных территорий пользования с асфальтовым покрытием очищаются от снежно-ледяных образований до основного покрытия и обрабатываются ПГМ к 07:00 часов утра, при необходимости, после выпадения снега." Не определено до какого времени должны быть очищены от снежно-ледяных образований спуски, подъемы, лестницы.
12. В приложении N 1 к мк Описании объекта закупки (техническое задание)В разделе 1. 2 Перечня общественных территорий г. Заречный объект Таховский бульвар указан состав услуг по Ручной уборке лестничных маршей и пандуса "Очистка от наледи, сгребание снега и наледи в валы и кучи, посыпка ПГМ, уборка от случайного мусора" в зимний период, отсутствует подметания лестничных маршей и пандуса в зимний период, а также перекидывания снежных образований с учетом конструкции лестничного марша и пандуса.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Приложением N 1 к структурированной форме извещения установлено описание объекта закупки (техническое задание).
Комиссия, выслушав доводы заявителя, возражения Заказчика, исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия не усматривает нарушений в действиях Заказчика при формировании Описания объекта закупки.
По общему правилу указание Заказчиком в извещении условий выполнения работ, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики деятельности Заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности выполнить работы, соответствующие потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик установил требования к выполнению работ, исходя из своей потребности, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Таким образом, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
Относительно 6 довода жалобы, заявитель указывает следующее:
6. Не соответствует КТРУ. В Приложении N 1 к МК в Описании объекта закупки (техническое задание) Общее положение КТРУ 33.11.10.000-00000004 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию металлоизделий" не совсем понятен КТРУ для выполнения работ по ремонту малых архитектурных форм общественных территорий ГО Заречный Свердловской области, обустроенных в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды" наименование видов услуг по техническому обслуживанию металлоизделий по сумме намного меньше, чем наименование видов услуг из деревянных изделий.
На основании п. 2, 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования указанного каталога определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145 каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
В силу п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
Комиссией установлено, что для целей проведения указанной закупочной процедуры, Заказчиком определены следующие коды позиций КТРУ:
- 81.29.10.000-00000006 "Услуги по чистке и уборке прочие";
- 81.30.10.000-00000004 "Услуги по планировке ландшафта";
- 33.11.10.000-00000004 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию металлоизделий".
Одной из целей контрактной системы является удовлетворение потребностей Заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям Заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Комиссия отмечает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями Заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Комиссией установлено, что выбранные Заказчиком позиции КТРУ были определены и установлены в соответствии со спецификой закупки, следовательно, данное условие имело принципиальную значимость для Заказчика с учетом его потребности и вида деятельности. Потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, таким образом, действия Заказчика, связанные с определением позиции КТРУ и формированием описания объекта закупки, отражающего действительную нужду муниципального Заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет сужение круга участников, не противоречат Закону о контрактной системе.
При этом, контрольный орган в сфере закупок не наделен полномочиями по определению потребности Заказчика, а именно по вопросу того, какая позиция КТРУ в большей или меньшей степени будет удовлетворять его потребность, ввиду чего, Комиссии не представляется возможным установить, что используемые в данной закупочной процедуре позиции КТРУ являются менее оптимальным для удовлетворения потребности Заказчика в закупаемом товаре.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает нарушений положений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
Кроме того, следует отметить, что, исходя из представленной информации и документам, на участие в закупочной процедуре подано 4 заявки, включая заявителя жалобы.
Следует отметить, что процедура торгов по своей правовой природе является публичной офертой, которая в соответствии с ч. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) представляет собой предложение, которое должно быть достаточно определенным и содержать существенные условия договора, определяемые в том числе закупочной документацией.
Размещение на официальном сайте извещения электронного аукциона является публичной офертой в соответствии с ч. 2 ст. 437 ГК РФ, акцепт которой образует договор и порождает обязанность его исполнить. Заявка на участие в закупочной процедуре рассматривается в качестве акцепта оферты.
Согласно ч. 1 ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. При этом акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Ввиду чего, подавая заявку на участие в закупке, ИП Устинов Антон Александрович согласился со всеми условиями, установленными в документации электронного аукциона.
При этом, подав заявку на участие в данной закупочной процедуре, заявитель фактически акцептовал оферту, тем самым конклюдентно принял все условия электронного аукциона, объявленные заказчиком, в связи с чем презюмируется, что условия проведения конкурентной процедуры ему ясны и понятны.
Исходя из 9 довода жалобы, заявителем указывает на следующие нарушение при формировании описания объекта закупки:
9. В приложении N 1 к МК Описании объекта закупки (техническое задание) указано, что Края газонов вдоль дорожек, площадок и т.п. (бровки), не имеющие облицовки бортовым камнем, периодически, по мере необходимости, обрезать вертикально в соответствии с профилем данного газона. Отсутствует количество и качества оказания услуги по обрезке края газона вдоль дорожек, площадок и т. п. (бровки).
Разделом 2 Описания объекта закупки, в том числе установлено следующее:
Края газонов вдоль дорожек, площадок и т.п. (бровки), не имеющие облицовки бортовым камнем, периодически, по мере необходимости, обрезать вертикально в соответствии с профилем данного газона.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии относительно данного довода пояснил, что данные работы в Описании объекта закупки указаны из общей нормативки, данные виды работ не требуются, в расчет затрат не предусмотрена расценка вертикальной обрезки.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Описание объекта закупки включены работы, которые не будут выполняться по результатам проведения закупочной процедуры, что является нарушением ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Устинова Антона Александровича признать обоснованной в части.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Дирекция единого заказчика" ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Управление муниципального заказа", закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Дирекция единого заказчика", уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Заречный "Управление муниципального заказа", закупочной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Перенаправить жалобу ИП Устинова Антона Александровича в органы внутреннего муниципального финансового контроля.
6. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего описание объекта закупки в единой информационной системе по закупке N 0862300039624000120, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
*
* |
|
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 мая 2024 г. N 066/06/42-1636/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024