Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела контроля Комиссии: закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), провела внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при 2 проведении открытого конкурса в электронной форме на ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной по адресу: Челябинская область, Уйский район, поселок Речной (извещение N 0169300011324000002) (далее - закупка, конкурс), при участии в заседании Комиссии представителей Администрации Ларинского сельского поселения муниципального образования Уйского муниципального района Челябинской области (далее - заказчик, Администрация) Зинатуллина Р.Р. (Глава Ларинского сельского поселения), Ольковой С.В., действующей на основании доверенности от 06.05.2024 N 1,
У С Т А Н О В И Л А:
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, извещение о проведении конкурса опубликовано заказчиком 09.03.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 635 173,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 25.03.2024 12:00.
Итоги осуществления закупки подведены 27.03.2024.
По состоянию на 07.05.2024 контракт по итогам конкурса заключен. Закупка проведена в рамках национального проекта "Экология" - Федеральный проект "Чистая страна". Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, 1. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положения об оценке).
В соответствии с пунктом 2 Положения об оценке "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением 3 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок. Для оценки заявок в соответствии с Положением об оценке применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (пункт 3 Положения).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения об оценке при проведении конкурсов применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения об оценке. Пунктом 24 Положения об оценке предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 30 Положения об оценке в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) пе речень специалистов и иных работников, их кв алификация , оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с приложением к извещению об осуществлении открытого конкурса в электронной форме "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" заказчиком установлены следующие критерии оценки:
1) цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги.
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых 4 ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. В рамках критерия оценки квалификация участников закупки заказчиком предусмотрены показатели оценки:
- наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
- наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, данный показатель оценки заказчиком указан в виде "наличие у участников закупки в штате специалистов и иных работников", что не соответствует подпункту "д" пункта 24 Положения об оценке. При этом в рамках показателя оценки "наличие у участников закупки в штате специалистов и иных работников" заказчиком применяется детализирующий показатель оценки "не менее 10 человек". Оценка заявок должна осуществляться по формуле: 100 БХ = Х - Х x ; i i min \x{f029} Х -Х max min где: Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки"; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки"; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки". Пунктом 2.1.1 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предусмотрено требование к документам для оценки показателя: "Для оценки по показателю учитываются только трудовые ресурсы, участвующие в работе по предмету закупки. Обеспеченность по данному критерию подтверждается предоставлением следующих документов:
- Штатное расписание организации.
-трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66 ТК РФ.
- согласие субъекта на обработку персональных данных (Форма N1)". Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание заказчика, что в силу статьи 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Согласно статье 66 ТК РФ трудовая книжка установленного 5 образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В связи с принятием Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" ТК РФ дополнен статьей 66.1, согласно которой работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации. С учетом изложенного, трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 ТК, являются достаточными для подтверждения наличия у участника закупки специалистов и иных работников. Кроме того, в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. При этом согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона об образовании в Российской Федерации выдаются:
1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Частями 3 и 4 статьи 60 Закона об образовании предусмотрено, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы документов об образовании (аттестата об основном общем образовании и аттестата о среднем общем образовании), документов об образовании и о квалификации (диплома о среднем профессиональном образовании) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы документов об образовании и о 6 квалификации (диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры- стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
В соответствии с частью 7 статьи 60 Закона об образовании документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации (квалификаций):
1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании) 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);
5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно ординатуры, ассистентуры- стажировки). Исходя из положений части 8 статьи 60 Закона об образовании уровень профессионального образования и квалификация (квалификации), указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно части 10 статьи 60 Закона об образовании документ о квалификации подтверждает:
1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
2) получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
В соответствии с частью 11 статьи 60 Закона об образовании квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам 7 дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. С учетом изложенного, несмотря на наличие у заказчика права самостоятельно определять и устанавливать документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников участников закупки, не представляется возможным безусловно согласиться с заказчиком, что такой документ, как штатное расписание, может являться документом, подтверждающим квалификацию специалистов (работников). Более того, утвержденный заказчиком Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не содержит требований к квалификации специалистов и иных работников участников закупки. В пункте 2.1.1 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе указано лишь, что для оценки по показателю учитываются только трудовые ресурсы, участвующие в работе по предмету закупки, без какой-либо конкретизации в отношении квалификации таких специалистов и иных работников. Тогда как требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, в том числе к порядку подтверждения наличия у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, должны раскрывать содержание, определяющее сопоставимость квалификации имеющихся у участников закупки специалистов и иных работников с предметом осуществляемой закупки для целей реализации потребности заказчика в выборе наиболее квалифицированного подрядчика. В рассматриваемом случае отсутствие конкретизации требований заказчика в части квалификации специалистов (иных работников) участника закупки привело к заблуждению как участников закупки, так и комиссию по осуществлению закупок. Так, участниками закупки в составе заявок представлено различное количество документов (от 10 и более) в отношении специалистов и иных работников разного рода квалификации. Исходя из содержания итогового протокола, пояснений представителя заказчика, комиссией по осуществлению закупок к оценке приняты по 10 специалистов каждого из участников закупки, при этом двое из пяти участников закупки не получили максимальное значение баллов по нестоимостному критерию оценки в связи с непредставлением в составе заявок согласия на обработку персональных данных от работников, в отношении которых представлены сведения о трудовой деятельности. Следовательно, комиссией по осуществлению закупок к оценке приняты представленные участниками конкурса документы и сведения о наличии в штате специалистов и иных работников независимо от их квалификации. В итоге нивелирована сама цель проведения конкурса, как способа определения исполнителя путем выявления лучших условий исполнения контракта, поскольку с учетом всех обстоятельств дела победителем конкурса фактически признан участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
На основании изложенного, действия заказчика, не установившего в извещении надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 30 Положения об оценке. Помимо указанного, Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заказчика на некорректность положений Порядка оценки заявок в части оценки по показателю "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов". Так, заказчиком в рамках данного показателя предусмотрены детализирующие показатели оценки - "наличие у участников закупки двух единиц экскаватора", "наличие у участников закупки двух единиц самосвала", "наличие у участников закупки двух единиц 8 полуприцеп-самосвал -тонаров", "наличие у участников закупки двух единиц тягач", "наличие у участника закупки двух единиц техники - погрузчик". При этом оценка заявок осуществляется по формуле: БХ = 100 пред Х - Х x . i i min \x{f029} пред пред Х - Х max min Где: Хi - значение характеристики, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке; пред Хmin - предельное минимальное значение характеристики, установленное заказчиком, равное 1 шт. пред Хmax - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком, равное 1 шт. По смыслу детализирующих показателей предельное минимальное значение пред Х характеристики, установленное заказчиком, ( min ) должно быть не менее 2 шт. Вместе с тем, заказчиком такое значение установлено в количестве 1 шт. При этом предельное пред Х максимальное значение характеристики, установленное заказчиком, ( max ) также равно 1 шт. БХ = 100 пред Х - Х x . i i min \x{f029} пред пред Подставляя указанные значения в формулу Х - Х max min , не представляется возможным оценить заявки, поскольку "на ноль делить нельзя". 2.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Исходя из содержания подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе определения поставщика 9 (подрядчика, исполнителя) заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, и т.д.
Таким образом, исходя из совокупного толкования норм законодательства о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки устанавливаются требования к участникам закупки о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации с учетом объекта закупки. Объектом рассматриваемой закупки является ликвидация несанкционированной свалки, расположенной по адресу: Челябинская область, Уйский район, с. Кумляк. В извещении об осуществлении закупки, в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке, в Техническом задании заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности). При этом "Документами, подтверждающими соответствие участника закупки установленным требованиям, являются (достаточно одного из указанных):
- копии лицензий, - выписка из реестра лицензий, в том числе в электронной форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343, - декларация о своем соответствии требованию к наличию у него лицензии с указанием регистрационного номера лицензии, соответствующего номеру записи в реестре лицензий".
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Необходимо отметить, что заказчиком в извещении о проведении конкурса, а также в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке н е к онкретизирован вид лицензируемой деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, 10 физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Необходимо отметить, что лицензия в части сбора отходов выдается, только при условии их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицам, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. При проведении работ по временному сбору отходов на площадке, на которой не предусматривается их дальнейшая обработка, утилизация, обезвреживание, размещение, для целей их дальнейшего транспортирования на объект размещения отходов, наличие лицензии необходимо только для лица, осуществляющего транспортирование данных отходов на объект размещения отходов, а также для лица эксплуатирующего объект размещения отходов, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов, и принимающего по договору отходы на размещение, то есть осуществляющего сбор отходов в целях их дальнейшего размещения. Из Технического задания не следует, что исполнителю необходимо выполнить в рамках обязательств по контракту весь комплекс работ, образующих единый технологический процесс обращения с отходами, так как по условиям Технического задания требуется только транспортирование отходов для целей их размещения на полигоне, включенном в ГРОРО, или утилизации (обезвреживания) отходов. В связи с неясностью, неопределенностью требований к участникам закупки заказчику при осуществлении закупок поступил запрос о разъяснении положений извещения в части конкретизации деятельности, связанной с обращением отходов, в ответ на который заказчик пояснил, что допускаются участники с наличием лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности. В материалы дела заказчиком в качестве подтверждения правомерности данных разъяснений представлен паспорт отходов от 16.02.2024, из содержания которого следует, что отходы, подлежащие транспортированию в рамках исполнения контракта, заключенного по итогам закупки, относятся к IV классу опасности. Вместе с тем, необходимо отметить, что именно извещение должно содержать всю необходимую информацию о требованиях к участникам конкурса с учетом объекта закупки, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьями 6, 7 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик, не конкретизировавший в извещении об осуществлении закупки требование к лицензируемой деятельности по обращению с отходами, нарушил пункт 1 части 1, часть 5 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42, подпункт "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Помимо прочего, исходя из содержания статьи 21 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, 11 после 1 января 2022 года подтверждением наличия у участника закупки соответствующей лицензии является предоставление одного из документов, указанных в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности (письма ФАС России от 14.06.2023 N ДФ/46829/23, от 09.01.2024 N МШ/211/24).
Согласно части 8 статьи 21 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 закона о контрактной системе заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлено требование о предоставлении участником закупки в заявке копии лицензии.
Также Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание заказчика, что в соответствии с законодательством о контрактной системе взаимодействие между участниками закупки (в том числе победителем закупки) и заказчиком происходит посредством функционала единой информационной системы в сфере закупок, электронных площадок, в связи с чем требование Технического задания о предъявлении заказчику до заключения контракта договора с полигоном, включенном в ГРОРО, либо договора с организацией, осуществляющей утилизацию (обезвреживание) отходов, юридически не обосновано, поскольку в силу части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта реализуется после его заключения. В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 30 Положения об оценке при осуществлении закупки.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку по итогам закупки контракт заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. 12 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43
2024-7428
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 мая 2024 г. N 074/06/99-905/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024