Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ТЮМДОРСТРОЙ" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на приобретение нежилого здания - Дома культуры вместимостью зрительного зала 200 человек в с. Шумово Красноармейского района Челябинской области путем инвестирования с целью организации досуга по 2 интересам разных категорий населения (извещение N 0869300001624000038), в присутствии:
- представителей Управления строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района (далее - заказчик) Кундиуса Е.Ю. Вагановой Т.А., Соколовой Е.С., Пашниной Е.С., Дружинина Е.А., действующих на основании доверенностей от 07.05.2024;
- представителя ООО "ТЮМДОРСТРОЙ" (далее - заявитель) Симонян В.В., действующего на основании решения от 15.06.2022 N 6,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.04.2024 поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на приобретение нежилого здания - Дома культуры вместимостью зрительного зала 200 человек в с. Шумово Красноармейского района Челябинской области путем инвестирования с целью организации досуга по интересам разных категорий населения (извещение N 0869300001624000038) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 12.04.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 86 485 000,00 рублей. На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.
Согласно доводу жалобы комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о несоответствии заявки заявителя, поскольку извещение о проведении электронного аукциона и прилагаемые к нему файлы не содержат требований о наличии либо отсутствии у участника какого-либо земельного участка. Представители заказчика представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что предметом закупки является приобретение нежилого здания, которое не может существовать без земельного участка. У участника аукциона отсутствуют документы, подтверждающие возможность проведения работ, предусмотренных контрактом, а именно наличие в собственности/аренде/на ином праве земельного участка, на котором участник закупки осуществил бы строительство объекта. В связи с изложенным, комиссией по осуществлению закупок принято решение отклонить заявку на участие в закупке участника под номером 646460.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона. 3 Пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки (пункт 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Как следует из содержания прокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0869300001624000038 от 24.04.2024, заявка заявителя отклонена комиссией по осуществлению закупок по причине отсутствия информации о наличии земельного участка на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. При этом следует отметить неравный подход комиссии по осуществлению закупок к рассмотрению заявок участников аукциона, так заявка участника с идентификационным номером 640349 также не содержит сведений и документов о наличии земельного участка, однако данная заявка признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей извещению. На заседании Комиссии представители заказчика, одновременно являющиеся членами комиссии по осуществлению закупок, заявили о необходимости отклонения, в том числе заявки участника с идентификационным номером 640349.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Приложением N 3 к извещению о проведении рассматриваемого электронного 4 аукциона является электронный документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению". Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев указанный документ, пришла к выводу об отсутствии в его содержании положений обязывающих участников закупки представить в составе заявки документы и сведения о наличии у них на том или ином праве земельных участков. Данные требования отсутствуют и в извещении об осуществлении закупки, сформированном посредством единой информационной системы. К тому же из содержания протокола подведения итогов неясно о каком именно земельном участке, по мнению комиссии по осуществлению закупок, должны были быть представлены сведения заявителем и какими именно документами должны были быть подтверждены такие сведения. Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что поскольку предметом закупки является именно приобретение готового здания, предоставление земельного участка победителю закупки администрацией района/заказчиком не предусмотрено. Возведение нежилого здания - Дома культуры предполагалось на земельном участке участника аукциона. В связи с тем, что условному победителю возводить здание на территории Шумовского поселения Красноармейского муниципального района негде, заказчик понимает, что данный участник закупки не сможет исполнить контракт. Комиссия антимонопольного органа обращает внимание на несоответствие пояснений заказчика фактическим обстоятельствам дела, исходя из содержания извещения об осуществлении закупки, проекта контракта, по итогу аукциона не закупается готовое здание. В материалы дела не представлено подтверждения наличия на улице Мира села Шумово Красноармейского муниципального района Челябинской области нежилого здания, соответствующего требованиям описания объекта закупки. Относительно пояснений заказчика о том, что заявитель не сможет исполнить контракт, поскольку заявителю негде возводить здание на территории Шумовского поселения Красноармейского муниципального района, Комиссия отмечает, что в соответствии с законодательством о контрактной системе, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные требования о необходимости подтверждения участниками закупки своего соответствия требованиям действующего законодательства в частности по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки. На заседании Комиссии установлено, что договор, который заключается по результатам аукциона, имеет правовую природу договора купли-продажи недвижимости, при этом ни положения Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в части регулирования договора купли-продажи недвижимости, ни положения Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" не предусматривают в качестве требований к субъекту, который предоставляет нежилые здания, наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Доводы заказчика о том, что возведение нежилого здания предполагалось на земельном участке участника аукциона, противоречат законодательству о контрактной системе, поскольку хозяйствующие субъекты, участвуя в закупках, не должны предполагать, домысливать условия закупки, именно извещение должно содержать всю необходимую информацию о требованиях к участникам закупки с учетом объекта закупки, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьей 7 Закона о контрактной системе. При этом, необходимо отметить, что наименование стороны по контракту в виде 5 застройщика не устанавливает обязанности участников закупки представить в составе заявки документы о земельном участке, тем более, что действующим законодательством не предусмотрено, что в качестве лица, которое предоставляет результат инвестиционной деятельности (нежилое здание), может являться застройщик (статья 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"). С учетом изложенного, комиссией по осуществлению закупок решение об отклонении заявки заявителя принято в нарушение пункта 1 части 12 статьи 48, пункта части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе. Кроме того, содержание протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0869300001624000038 не соответствует пункту 2 части 17 статьи 48, пункту 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в нем указаний положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки. В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия
установила
следующее, 1.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ.
В силу статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок; открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе; информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе. Из содержания пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о 6 контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки регламентированы статьей 42 Закона о контрактной системе. Так, согласно пункту 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о количестве, единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе электронный документ описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе должно содержаться в извещении об осуществлении закупки. Извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения условий контракта. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является "Приобретение нежилого здания - Дома культуры вместимостью зрительного зала 200 человек в с. Шумово Красноармейского района Челябинской области путем инвестирования с целью организации досуга по интересам разных категорий населения". Описанием объекта закупки является Приложение N 1 к извещению (Техническое задание на приобретение нежилого здания - Дома культуры вместимостью зрительного зала 200 человек в с. Шумово Красноармейского района Челябинской области путем инвестирования с целью организации досуга по интересам разных категорий населения), сформированное заказчиком в табличной форме, включающее функциональные, технические и качественные характеристики товара в виде неизменных, максимальных и (или) минимальных показателей товара. Техническим заданием определен срок передачи нежилого здания в муниципальную собственность Красноармейского района Челябинской области - не позднее 1 декабря 2024 года с даты заключения муниципального контракта. Датой передачи нежилого здания является дата подписания документа о приёмке. В документе о приёмке указывается техническое состояние нежилого здания на момент подписания документа о приёмке, передаваемая техническая документация нежилого здания и установленное в нем оборудование, а также все необходимые документы для оформления нежилого здания в 7 собственность. На момент подписания документа о приёмке должно быть выполнено благоустройство прилегающей территории согласно проекту и удовлетворять требованиям законодательства. Приложением N 4 к извещению о проведении электронного аукциона является проект контракта, которой согласно пункту 2.2. заключается по итогам аукциона в электронной форме в соответствии с:
- Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 1.1 проекта контракта "Инвестиционная деятельность - осуществляемая в порядке, установленном контрактом, деятельность Инвестора, связанная с вложением денежных средств в строительство нежилого здания - Дома культуры вместимостью зрительного зала 200 человек в с. Шумово Красноармейского района Челябинской области (далее по тексту - Объект), а также совокупность действий по реализации инвестиций, включая исполнение Инвестором инвестиционных условий, связанных с Объектом". Пунктом 1.2 проекта контракта предусмотрено, что "Результат инвестиционной деятельности - нежилое здание - Дом культуры вместимостью зрительного зала 200 человек в с. Шумово Красноармейского района Челябинской области, строящегося с привлечением денежных средств Инвестора, подлежащие передаче Инвестору в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом". Предметом контракта согласно разделу 2 является приобретение нежилого здания - Дома культуры вместимостью зрительного зала 200 человек в с. Шумово Красноармейского района Челябинской области путем инвестирования с целью организации досуга по интересам разных категорий населения. Застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок своими силами либо силами третьих лиц и с привлечением финансовых средств инвестора построить (создать) нежилое здание. Результат инвестиционной деятельности - нежилое здание, расположенное на землях населенного пункта, находящегося по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, село Шумово, с видом разрешенного использования "для проектирования и строительства клуба". Необходимо отметить, что на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что, по мнению заказчика, контракт по итогам закупки не является подрядным договором, инвестор по контракту "покупает" нежилое здание. Установление правовой природы договора рассматриваемой закупки имеет юридическое значение, поскольку подразумевает дальнейшую оценку правомерности действий заказчика в части установления требований к составу заявки, к участнику закупки, формирования условий контракта. Важно, что Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", ссылка на который содержится в пункте 2.2 проекта контракта, не содержит такого субъекта инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, как "Застройщик". Однако в преамбуле проекта контракта стороны поименованы как инвестор (заказчик) и застройщик (победитель закупки). Вместе с тем, понятие "застройщик" определено градостроительным законодательством. Так, в силу пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) застройщик - физическое или юридическое лицо, 8 обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. При этом, согласно пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54) согласно положениям статьи 554 ГК РФ для индивидуализации предмета договора купли-продажи недвижимого имущества достаточно указания в договоре кадастрового номера объекта недвижимости (при его наличии). Если сторонами заключен договор купли-продажи будущей недвижимой вещи, то индивидуализация предмета договора может быть осуществлена путем указания иных сведений, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору (например, местонахождение возводимой недвижимости, ориентировочная площадь будущего здания или помещения, иные характеристики, свойства недвижимости, определенные, в частности, в соответствии с проектной документацией). Из содержания пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 следует, что при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Кодекса и т.д. Если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или р еконструкции объектов недвижимости, к ак договоры купли-продажи будущей н едвижимой вещи . При этом судам необходимо учитывать, что положения законодательства об инвестициях не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество. Право собственности на объекты недвижимости возникает у лиц, заключивших договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (включая случаи, когда на такого рода договоры распространяется законодательство об инвестиционной деятельности), по правилам пункта 2 статьи 223 ГК РФ, то есть с момента государственной регистрации в ЕГРП (ЕГРН) этого права за покупателем. Пунктом 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 установлено, что в случаях, когда по условиям договора одна сторона, имеющая в собственности или на ином праве земельный участок, предоставляет его для строительства здания или сооружения, а другая сторона обязуется осуществить строительство, к отношениям сторон по договору подлежат применению правила главы 37 ГК РФ, в том числе правила параграфа 3 главы 37 ГК РФ ("Строительный подряд"). При разрешении споров, вытекающих из указанных договоров, судам необходимо учитывать, что на основании статьи 219 ГК РФ право собственности на здание или сооружение, созданное по договору, возникает у стороны, предоставившей земельный участок (застройщика), с момента государственной регистрации данного права в ЕГРП. Сторона, осуществившая строительство, имеет право на оплату выполненных работ в соответствии с договором, а при неисполнении стороной, предоставившей земельный участок, обязанности по их оплате может требовать от нее возмещения причиненных 9 убытков, уплаты предусмотренной договором неустойки, а также воспользоваться правом, предоставленным ей статьей 712 ГК РФ.
Пунктом 2.2 проекта контракта предусмотрено, что после получения разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания застройщик обязан передать инвестору в сроки и на условиях настоящего контракта результат инвестиционной деятельности, а инвестор обязуется принять результат инвестиционной деятельности и оплатить обусловленную контрактом цену. Техническим заданием предусмотрено требование к году ввода в эксплуатацию нежилого здания - 2024 год.
Согласно пункту 2.6 проекта контракта благоустройство прилегающей территории должно быть выполнено согласно проекту и должно удовлетворять требованиям законодательства, нежилое здание должно отвечать требованиям по энергетической эффективности материалов (оборудования), применяемых при выполнении работ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд", Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 г. N 229.
Позицией 3 графика контроля инвестора предусмотрены сроки выполнения работ по завершению строительства коробки здания в соответствии с проектной документацией. Из пункта 2.3 проекта контракта следует, что планировка, расположение помещений, инженерных сетей, благоустройство нежилого здания прорабатывается и согласовывается с и н вестором на этапе разработки "Эскизного проекта" в срок не позднее 31 мая 2024 года с момента заключения контракта. При этом положения проекта контракта не содержат обязательств "застройщика" по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства, прохождению государственной экспертизы проектной документации, на основании которой будет возведено нежилое здание - Дом культуры вместимостью зрительного зала 200 человек. Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 8.3, пунктом 2 части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ такая проектная документация подлежит государственной экспертизе. Статья 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" содержит определения следующих понятий: инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты; инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Необходимо отметить, что извещение об осуществлении закупки, проект контракта не содержат информации относительно инвестиционного проекта, который бы обосновывал планируемые заказчиком капитальные вложения в размере 86 485 000,00 руб. в результат инвестиционной деятельности - нежилое здание - Дом культуры 10 вместимостью зрительного зала 200 человек в с. Шумово Красноармейского района Челябинской области, в отсутствие разработанной и/или планируемой к разработке проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу. К тому же информация о таком инвестиционном проекте отсутствует в открытом доступе в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте администрации Красноармейского муниципального района.
Согласно извещению об аукционе заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (опыт исполнения контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), когда начальная (максимальная) цена контракта составляет двадцать миллионов рублей и более. Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке (Приложение N 3 к извещению) иных требований, кроме документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлено. Принимая во внимание, что в соответствии с частью 15 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство, положение пункта 2.2 контракта в части необходимости получения разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания, означает необходимость наличия разрешения на строительства, что не соответствует положениям извещения о закупке в виду отсутствия в нем такого условия. Вместе с тем, условие о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может свидетельствовать о подрядных обязательствах сторон, что указывает на необходимость установления к участникам закупки требований исходя из подрядных правоотношений, таких как установление предквалификационных требований, предусмотренных приложением к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, применительно к подрядным работам, требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в соответствии с положениями градостроительного законодательства. Тем более, что в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом. С учетом того, что с 01.01.2010 прекращена выдача лицензий на выполнение строительных работ (пункт 6.1. статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") и в настоящее время действует Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в рамках действующего законодательства подрядчики, как субъекты инвестиционной деятельности, должны иметь членство в саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством. Из совокупности указанных обстоятельств следует вывод о том, что заказчиком при формировании потребности допущена неопределенность, выразившаяся в неоднозначности требований, составляющих описание объекта закупки. С одной стороны, 11 предмет электронного аукциона обозначен как "приобретение" и должен предполагать поставку товара, чем и обусловлено установление требований к участникам закупки по части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. С другой стороны, положения технического задания, проекта контракта, указывают на предполагаемый заказчиком статус контрагента по договору как подрядчика (застройщика), фактически осуществляющего деятельность по выполнению работ по созданию (строительству) нежилого здания - дом культуры, с последующим благоустройством прилегающей территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 455 ГК РФ предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (договор купли-продажи будущей вещи). Пунктом 4.1 проекта контракта предусмотрены следующие обязательства "застройщика":
- передать инвестору нежилое здание по подписываемому сторонами документу о приемке;
- обеспечить охрану и содержание нежилого здания до момента государственной регистрации права;
- застройщик в срок, установленный пунктом 5.2. настоящего контракта, обязан передать инвестору по документу о приемке нежилое здание, в том числе все документы, необходимые для регистрации права собственности нежилого здания в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- направить инвестору уведомление о готовности нежилого здания к передаче в течение десяти дней с даты выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 4.1.10).
Пунктом 5.1. проекта контракта установлено, что после окончания строительства и ввода в эксплуатацию нежилого здания осмотр готового нежилого здания осуществляется комиссией по приемке нежилого здания, дата и состав которой назначается инвестором в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения уведомления, указанного в пункте 4.1.10. настоящего контракта. По результатам осмотра комиссией по приемке нежилого здания составляется и подписывается документ (Акт), подтверждающий соответствие объекта закупки условиям настоящего контракта.
Согласно пункту 1 статьи 458 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли- продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент: вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара; предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом. Пунктом 3.2. проекта контракта предусмотрено, что цена контракта включает все расходы застройщика, связанные со строительством нежилого здания: подключение к 12 сетям инженерно-технического обеспечения, подготовка технического паспорта на здание, охрана и содержание нежилого здания до момента его передачи инвестору; налоги, сборы и другие обязательные платежи, стоимость строительных материалов, затраты на чистовую отделку нежилого здания, оплата аренды земельного участка (если земельный участок принадлежит Застройщику на основании договора аренды), согласования, а также все иные затраты, связанные с исполнением контракта. При этом из условий проекта контракта не усматривается информации о земельном участке, как о месте передачи будущей недвижимой вещи, что исключает возможность потенциального участника объективно оценить свои расходы в рамках исполнения обязательств по контракту, в том числе расходы, связанные с оплатой аренды земельного участка, поскольку для заключения договора аренды необходимо иметь достаточные сведения о земельном участке. Земельный участок, как объект прав и недвижимая вещь, представляет собой часть земной поверхности, границы которой определены в порядке, установленном законом, и которая имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально- определенной вещи (пункт 1 статьи 141.2 ГК РФ, пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса). Исходя из положений частей 2 и 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об описании местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям ЕГРН о земельном участке, позволяющим определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи. Граница земельного участка отделяет такой земельный участок от земель и других земельных участков. Как следует из письменных пояснений заказчика (от 07.05.2024 N 885), конкретный адрес и конкретный земельный участок, на котором планировалось строительство не определен, так как предполагалось приобретение здания, которое может быть возведено победителем закупки на любом земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности/арены/ином любом. Одновременно с указанными пояснениями на заседании Комиссии представители заказчика в качестве обоснования отклонения заявки заявителя указали, что условному победителю возводить здание на территории Шумовского поселения Красноармейского муниципального района негде, данный участник закупки не сможет исполнить контракт. Необходимо отметить, что из трех участников закупки только у одного в составе заявки представлен договор аренды земельного участка Красноармейского муниципального района Челябинской области N 12, заключенный 08.04.2024 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района (арендодатель) и ООО "Далад" на основании протокола о результатах аукциона N 22000029080000000124-3 от 28.03.2024.
По предмету договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 74:12:1004005:384, находящийся по адресу: Российская Федерация, Челябинская область, Красноармейский район, село Шумово, улица Мира, N 7-а, с видом разрешенного использования "для проектирования и строительства клуба".
Согласно сведениям из ЕГРН ограничением прав и обременением объекта недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 74:12:1004005:384, является аренда (N 74:12:1004005:384-74/108/2024-9 от 11.04.2024).
Извещением об осуществлении закупки без конкретизации сведений о местоположении земельного участка место поставки товара определено в виде 13 "Российская Федерация, Челябинская обл, Красноармейский р-н, Шумово с, улица Мира".
В соответствии с информацией, размещенной в открытом доступе в справочно- информационном сервисе для предоставления пользователям сведений Государственного кадастра недвижимости на территорию Российской Федерации (публичная кадастровая карта https://pkk.rosreestr.ru) , по улице Мира села Шумово Красноармейского муниципального района отсутствуют выделенные на дату проведения закупки земельные участки, свободные от объектов капитального строительства, в границах которых возможно размещение приобретаемого нежилого здания - Дома культуры вместимостью зрительного зала 200 человек, за исключением земельного участка с кадастровым номером 74:12:1004005:384, переданного на праве аренды по результатам электронного аукциона (N 22000029080000000124), проведенного до опубликования в единой информационной системе рассматриваемой закупки на приобретение нежилого здания. Важно отметить, что в силу пункта 17 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 74:12:1004005:384, находящийся по адресу: Российская Федерация, Челябинская область, Красноармейский район, село Шумово, улица Мира, N 7-а, переданный по договору аренды ООО "Далад", может быть использован исключительно в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а именно: "для проектирования и строительства клуба". Договор аренды земельного участка N 12 от 08.04.2024 заключен на срок 58 месяцев. При этом ни инвестор, ни застройщик не вправе обязать арендатора, арендодателя заключить договор субаренды с застройщиком, победителем закупки на приобретение нежилого здания. Фактические обстоятельства дела складываются таким образом, что исполнение контракта, заключаемого по итогам закупки на приобретение нежилого здания, ставится в зависимость от действий третьего лица, не являющегося стороной по контракту, но владеющего земельным участком на праве аренды. Указанные обстоятельства подтверждаются и пояснениями заказчика о том, что заявителю возводить здание на территории Шумовского поселения Красноармейского муниципального района негде, поскольку выделенный земельный участок с видом разрешенного использования "для проектирования и строительства клуба" передан до опубликования рассматриваемой закупки в аренду ООО "Далад" (участник закупки с идентификационным номером 644730), заявка которого признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей извещению.
Таким образом, в связи с отсутствием при осуществлении закупки информации о конкретном земельном участке, как о месте поставки, передачи товара (нежилого здания), в связи с передачей в аренду до осуществления закупки земельного участка с видом разрешенного использования "для проектирования и строительства клуба", создаются неравные условия к участникам конкурентной процедуры, выраженные в создании преимущественных условий участнику закупки, обладающему земельным участком на праве аренды, что содержит признаки нарушения законодательства о защите конкуренции. Более того, в указанных действиях органов власти может усматриваться сговор заказчика и хозяйствующего субъекта, направленный на устранение конкуренции на рынке. 14 С учетом изложенного, действия заказчика по описанию объекта закупки и условий исполнения контракта по рассматриваемому аукциону не отражают в полной мере условия исполнения контракта, что не соответствует пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 6 части 1 статьи 42, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Извещение об аукционе должно содержать всю необходимую информацию, определяющую условия исполнения контракта, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьей 7 Закона о контрактной системе. 2.
В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). При этом в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Согласно пункту 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, с использованием электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. 15 Более того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. То есть информация о характеристиках товара включается в проект контракта исходя из конкретизированных в заявке участником закупки значений характеристик товара, указанных заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в извещении, сформированном посредством функционала единой информационной системы.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 3 раздела 2 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 указанного Положения в единой информационной системе, в том числе во взаимодействии с иными информационными системами, осуществляются формирование и размещение документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, в том числе извещения об осуществлении закупки. Требования, предъявляемые к форме извещения об осуществлении закупки, находят отражение в пункте 8 Положения.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о контрактной системе в случае наличия 16 противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
В силу подпункта "а" пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, если информация, содержащаяся в электронных док ументах, сформированны х без использования единой информационной системы, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы. В рассматриваемом случае информация о характеристиках товара, указанная в Техническом задании (приложение N 1 к извещению), и не отраженная в структурированном описании объекта закупки в извещении, сформированном посредством единой информационной системы, не имеет приоритета и не может быть отнесена к описанию объекта закупки. Указание характеристик объекта закупки, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе с использованием единой информационной системы, вовсе не тождественно исполнению обязанности, которая возложена на заказчика пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а именно обязанности прикрепить к извещению о закупке описание объекта закупки. Описание в виде электронного документа должно включать в себя, наряду с характеристиками объекта закупки, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (которые уже были указаны заказчиком при подготовке извещения о закупке с использованием единой информационной системы), также иные требования заказчика в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (например, место, дата, время поставки товара, требования к установке, к гарантии качества). Позиция Челябинского УФАС России соответствует письму Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944 "О размещении описания объекта закупки в единой информационной системе в сфере закупок", согласно которому: "при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023 г.: описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ с учетом пункта 3 Положения; описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные п унктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС". С учетом изложенного, закупка осуществлена с нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 3 раздела 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60.
Отсутствие в извещении, сформированном посредством функционала единой информационной системы, описания характеристик товара в структурированном виде не позволяет участникам закупки предложить значения характеристик товара в структурированной заявке, что исключает их отражение в электронном контракте, формируемом с использованием единой информационной системы. Следовательно, при 17 исполнении контракта получить и проверить товар на соответствие его характеристик потребности заказчика не представляется возможным. В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административных правонарушений, предусмотренных главой 7 КоАП РФ. Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЮМДОРСТРОЙ" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на приобретение нежилого здания - Дома культуры вместимостью зрительного зала 200 человек в с. Шумово Красноармейского района Челябинской области путем инвестирования с целью организации досуга по интересам разных категорий населения (извещение N 0869300001624000038) обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 12 статьи 48, пункта части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 5, 6 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 2 части 17 статьи 48, пункту 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, пункта 3 раздела 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43
2024-7431
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 мая 2024 г. N 074/06/105-953/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024